КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отличие распева от партеса
В больших храмах, из-за перестроек в отоплении, забвении звуководов, (которые раньше были совмещены с тепловодами), неучет стоячих волн архитекторами, (начиная с итальянских архитекторов начала 18 века), и иных причин - объемный звук пропал и часто в храмах сформирована неразличимость звучащего слова и пения. Певчие, регенты и настоятели жалуются о неразличимости звучания в храме, об отсутствии объемного звука в храме. См. .Синкевич В.А. «Звучание в храме должно идти с «неба», с купола. О необходимости учета звуковых полостей в стенах при проектировании храмов в целях формирования объемного голосового потока звука с купола» (реконструкция древнерусских инноваций) https://vk.com/doc19726001_288834327; 89341 -...звучание пения с неба, должно быть, с купола! cirota.ru›forum/view.php?subj=89341; my.mail.ru›community/kingvladimir… В исторически древних храмах с византийской преемственностью певческий полетный голос покрывает все пространство храма, звучит как нелинейно многоуровневая стоячая волна, формируя глас с неба, с купола.. ….. Иначе непонятна первая встреча св. кн. Владимира с православной службой в храме «…Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе»….» Благодать требует и изменения, преобразование места, в котором она проявляется…. Можно напомнить множество святых, которые были недовольны организацией современной им храмовой службы, например, св. блаж. Ксения Петербургская уходила молится в поле, за город, ибо там …. «больше присутствие Божие».
Уже более трех веков, с одной стороны из-за «новой» архитектуры храмов, а с другой, из-за, снижения качества полетных голосов певчих, утраты ведущей басово - баритональной организации основы пения, ложной организации голосов лика на клиросе (сопрано впереди, а басы сзади, а должно быть наоборот, вспомните старинный «рупор», где для слушателя высокие голоса сзади лика, и нижние голоса вблизи), стала все больше формироваться неразличимость слышимых слов в храме. В мирских хорах, данную расстановку голосов предложил в 80-х Б. В. Гладков, с которым мы начинали разрабатывать акустику стоячих волн. Он был певчим Академической капеллы и предложил В. В. Чернушенко, (художественный руководитель и главный дирижёр государственной Академической хоровой капеллы им. М.И. Глинки) переорганизовать хор. Из интервью Чернушенко «Обычная расстановка капеллы - четырехрядная - она тоже отличается от традиционной, которая, по моему глубокому убеждению, совсем неправильная. Обычно, особенно в русской музыке, например во «Всенощной», где фундамент у мужских голосов, - построение у нас по рядам. Басы - первый ряд, тенора - второй, альты и сопрано - верхний ряд. Смешанные расстановки возникают, и даже в ходе этих гастролей, в зависимости от станков (подиум для хора - Авт.), которые бывают иногда непостижимыми. Мне приходится переставлять хор, менять местами людей. Смешанная такая вот расстановка - она не нова. Я это много раз делал, в свое время был камерный хор, любительский, в котором была квартетная расстановка. В этом есть определенный смысл, и в частности, когда мы исполняем какие-то мадригалы, музыку барочную. Это очень выгодно. Голоса либо по квартетам располагаются, либо так, смешанно. Здесь первый ряд - это альты и басы, низкие голоса, второй - тоже в основном альтовый и чуть-чуть сопрано, потому что количественно их надо распределить, и более высокие голоса находятся все-таки наверху. Это мы часто используем, но здесь никаких причин, чтобы как-то сильно отличаться от кого-то. Просто есть задача собранного звучания, ансамблевого. И когда они стоят в смешанной расстановке, возникают такие как бы из маленьких хоров. Это собрание разных ансамблей, и каждый чувствует себя солистом, находясь в ансамбле. И это очень важный момент…». « Яркое событие культурной жизни Благовещенска. »..kp.ru›daily/26302/3180567/ ;« Расстановка хорового коллектива » studopedia.su›10_96574_rasstanovka-horovogo…
Последние документы по архитектурным рекомендациям по звучанию храмовых помещений представляют собой одностороннее изложение акустики помещений, - исключительно на эффекты реверберации, исключая остальные возможности организации звучания в храме, связанные со стоячими акустическими волнами:
Небольшой хор в больших храмах не дает полноты звучания, это естественно, но, все зависит от места расположения и высоты расположения хора. Если в середина храма, как Храме Христа Спасителя в Москве, то пение объемно звучит, даже при хорошем хоре, где - то в середине храма,, устойчиво, но этот звучащий объем ограничен надалтарным пространством, а не везде, не с «неба». как должно быть, поэтому слышание голоса, при не очень большом хоре, не храмовое… Звук здесь не с «неба», купола, а в воздухе, в середине пространстве храма, а в воздухе сами знаете кто господствует… (Услышав в 2002 г небольшой хор в храме Христа Спасителя, был удручен звучанием храма, Большой хор, к сожалению, не слышал).
Следующей стороной улучшения звучания в храме является постепенный переход от современного партеса (которому 3 века) к древнерусским распевам.
2). С точки зрения психофизиологии, длительность «музыкального периода», (попевка, кулизма. мотив, фраза, предложение, период), неразрывно связанный с дыханием, и проявляется в управляющих сверхмедленных психофизиологических колебаниях человеческого тела…что обнаружилось в клинических исследованиях православных песнопений Синкевич В.А. «Психофизиология древнерусских распевов, и библиография неполезности инструментальной музыки и партеса» (46 стр.) https://vk.com/doc19726001_437329458 Не только древние голосовые распевы, но и современная музыка состоит из единичных, законченных мелодических фраз, звучание которых, или, как говорят, «музыкальный период» может составлять 2-3-4-5-7-10-12 -…секунд. Нами установлено, что именно древнерусские распевы (прежде всего знаменный), своим (музыкальным) периодом полнее всего отражают естественную биологическую сверхмедленную ритмику, как головного мозга, так и всего тела (8 - 10 - 12 секунд); Другими словами, знаменный распев с точки зрения музыкального периода (попевка связанная с ритмикой дыхания, на выдохе), это - психофизиологическая норма организма, такая же, как и звуки природы. . Она закреплена тысячелетним опытом христианства, и является одним из выражений отношения к Богу (наравне, с молитвой, и сокрушенным плачем о своих грехах). т.е. одна из тайн музыки, пения и состоит в том, что декасекундные интервалы сверхмедленных ритмически психофизиологических процессов отражаются полнее всего в христианских распевах православия: з н а м е н н ы й, киевский,соловецкий, деместровый, греческий, византийский, болгарский, грузинское многоголосие, сербские православные напевы, и многое другое
3) психофизиологическое отличие партеса от распева: Партес от 2-3 сек до 7-8 сек, а распев о 8 сек до 12 сек. но здесь есть различие внутрипереходных звуковысотных переходах с протяжными переходами, по аналогии с музыкой = типа мелизмов и пр.,.. т.е. в партесе сжатое, свернутое время сверхмедленной активности мозговой деятельности, поисковая направленность… тем самым, допускающие иные формы ее организации, т.е. в партесе всегда формируются помысли, различного уровня. (Синкевич В.А. Определение агрессии по голосу https://vk.com/doc19726001_437427166) Распев же должен захватывать всего человека в пении, не допускающего возникновение помыслов, но здесь внутреннее основание, предпосылки (на основе глубокой воцерковленной православной веры) проиходит не на пении конкретного произведения, а через конкретное произведение - всего суточного богослужебного пения.(двойного круга, годичного и Пасхального), «В основе церковного пения лежит глассовый принцип, по которому совершалось богослужение годового круга. Он заключался в том что песнопения каждого гласа (всего было восемь гласов) исполялась, чередуясь по неделям. Т.о. весь цикл, составляющий столп, простирался на восемь недель и повторялся в течении всего года с конца праздника Пасхи до Пасхи следующего года.» (В.А.Вахромеев «Учебник церковного пения.т.1.Минск.2002г. с.20). С таким восприятием распева соприкасается историчность каждого слова, говорящего или пропеваемого - с историей Священного Предания и Священного Писания. (т.е. содержание Типикона должно быть в душе поющего, см. например, Михаил Николаевич Скабалланович «Толковый Типикон»), углубляя молитву…
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 271; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |