Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ответы и пояснения




Вопросы

Вопросы

Ответы и пояснения

Вопросы

1. Выступающий не стоит на месте, прохаживается перед слушателями. Как это отразится на восприятии его выступления?

2. Нужно ли во время выступления менять громкость и тембр голоса?

3. Вы волнуетесь, выступая. Как справиться со своим волнением?

4. Как влияет рассказанный выступающим анекдот на восприятие слушателями: а) улучшает; б) улучшает, если не коробит слушателей; в) ухудшает.

5. То же относительно комментариев личного характера.

1. Все зависит от того, каков статус выступающего.

Если он ниже, чем у слушателей (например, испол­нитель — перед заказчиками, студент-дипломник — перед госкомиссией, диссертант — перед ученым со­ветом), то прохаживание перед слушателями может иметь отрицательный эффект.

Если же статус выступающего выше (например, ру­ководитель перед подчиненными), то это улучшает восприятие его речи. И причины здесь три.

Первая состоит в том, что контролирующий боль­шее пространство воспринимается окружающими как более значимый. Подсознательно и его слова воспри­нимаются как внушающие большее доверие.

Вторая — внимание повышается непроизвольно. Мы машинально реагируем на движение объектов вблизи нас. Головы слушателей будут поворачиваться в соответствии с перемещением оратора (это, кстати, хоро­шее средство от утомления, так как движениями шеи (стимулируется приток крови к мозгу).

Третья причина вытекает из ответа на следующий вопрос.

2. Громкость и тембр голоса должны (в разумных пре­делах) меняться во время выступления. Это освежает восприятие, снижает степень утомления слушателей.

Способствует этому перемещения выступающего во время речи.

3. Очень поддерживают оратора те, кто внимательно его слушает, да еще и с доброжелательностью на лице. Найдите таких среди слушателей и рассказывайте, обращаясь к ним. Это поможет вам справиться с волнением.

4. Анекдот, шутка улучшают восприятие речи, если, конечно, не коробят слушателей. Недопустимо задевать достоинство кого-либо из присутствующих. Например, так называемые «мужские» анекдоты шоки­руют женщин, «женские» — не нравятся многим мужчинам, ибо в них мужчины представлены далеко не в лучшем виде, «национальные» — не всегда нравятся представителям национальности, затронутой в анекдоте.

5. Личные комментарии оживляют восприятие. Внимание всякий раз усиливается, когда выступа­ющий приводит личные наблюдения, случаи из жизни и т.д.

6. Вам предстоит сделать очень важное сообщение, ар­гументировать серьезные предложения. Какую продолжи­тельность выступления вы заявите?

7. Вам задали вопрос, интересующий всех. Ответа вы не знаете. Вы попытаетесь выкрутиться или сознаетесь, что не можете ответить?

8. Некоторые ораторы, чтобы справиться с волнением, принимают успокоительные таблетки. Как это влияет на выступление? Другие способы побороть волнение.

Ответы и пояснения

6. Если заявлено очень мало времени (до 10 минут), выступление сразу же воспринимается слушателями как «проходное», рядовое. Кроме того, за это время аргу­ментировать серьезные предложения, убедить слуша­телей очень трудно. Заявленное время «до 20 минут» у кого-то может вызвать недовольство, но обычно пред­седательствующий становится на сторону докладчика, обратив внимание на важность и сложность вопроса. В результате внимание аудитории к выступлению при­влечено.

Рассчитывать на большее время нежелательно. Иссле­дования показали, что люди внимательно могут слу­шать одного выступающего в среднем 15—20 минут. Удерживать их внимание сверх этого времени способ­ны лишь выдающиеся ораторы. Предел их возможнос­тей — 1 час. После этого слушатель теряет интерес, каким бы эффектным ни было выступление.

7. Обычно большинство ораторов «выкручиваются». Однако на занятиях, при групповом обсуждении во­проса, большинство приходят к правильному выводу: надо сознаться, что не знаешь ответа.

Не стоит недооценивать способность слушателя от­личить ответ от видимости ответа.

Вспоминается передача «Телевизионное знакомство», на которую был приглашен М.С. Горбачев. Выдающаяся спо­собность Михаила Сергеевича уходить от ответов была вконце передачи «оценена» ведущим Урманисом Оттом. Выражая разочарование (свое и зрителей), он-сказал: «Ми­хаил Сергеевич, я, видно, совсем потерял форму. Ведь за полтора часа мне не удалось получить ответ ни но один мой вопрос!».

Автор книги интересовался мнением об этой передаче у многих, кто ее видел. И практически все, независимо от образования и своих политических пристрастий, выска­зали свое разочарование (а многие — раздражение) тем, что не услышали ответов по существу поставленных во­просов.

Видимость ответа воспринимается слушателями или как попытка обмана, или как недооценка их интел­лекта. Так что попытка «выкрутиться» — плохой путь. Наоборот, человек, честно сознавшийся в том, что он не знает ответа, вызывает уважение. Такое признание является скрытым комплиментом слушателям: «Я не умнее вас».

8. Волнение выступающего есть проявление уваже­ния к аудитории. Не случайно артисты, выступление для которых — привычное дело, на вопрос, волнуются ли они перед выходом на сцену, всегда отвечают «да». Не сказать этого — значит проявить пренебрежение к зрителям. Как сказала однажды в свойственной ей от­кровенной манере одна очень популярная певица: «Если боишься публики, так чего тогда лезешь на сцену?». Волнение говорящего вызывает сочувствие слушателя.

Вот наблюдение из моей преподавательской прак­тики.

Экзамен на первом курсе. К столу преподавателя под­ходит очередная экзаменующаяся. «Ваша фамилия?»спрашивает преподаватель, чтобы найти ее зачетку. В ответмолчание. Взглянув на девушку, преподаватель видит ужас в ее глазах: она не может вспомнить даже свою фамилию!

«Ну что ж, будем искать вместе»,— улыбаясь говорит преподаватель. Читает фамилии с зачеток, с улыбкой сличает фотографии с «оригиналом»: «Эта?». Девушка кивает головой. «Ну что же вы так разволновались? Все будет хорошо, все у вас получится. Вы написали что-нибудь? Давайте я посмотрю».

Так, подбадривая студентку, преподаватель помогает ей осилить экзамен. Язык у него не поворачивается за­дать сложный вопрос.

Нечто аналогичное происходит и при выступлении перед аудиторией.

Однако если чрезмерное волнение мешает выступа­ющему говорить, надо что-то предпринять. Прежде все­го следует убедить себя, что ничего страшного не слу­чится, если выступление не получится. Осознание этого раскрепощает. Затем выпить холодной воды. Сделать не­сколько глубоких вдохов и энергичных движений.

Пить таблетки не рекомендуется: подавляя эмоции, они делают речь бесстрастной, бесцтветной, а реак­цию заторможенной.

Иногда ораторов смущает мысль о возможном про­вале. Неудачи бывают и у опытных ораторов. Смири­тесь, реагируйте на все спокойно и рассудительно.

Причиной тревожности может быть недостаточ­ная подготовленность к выступлению. Известный су­дебный деятель XIX века А.Ф. Кони писал по этому поводу: «Чтобы меньше волноваться перед выступ­лением, надо быть более уверенным в себе, а это может быть только при лучшей подготовке к лекции. Чем лучше владеешь предметом, тем меньше вол­нуешься. Размер волнения обратно пропорционален затраченному на подготовку труду, или, вернее, ре­зультату подготовки. Не видимый ни для кого пред­варительный труд — основа уверенности лектора. Эта уверенность тотчас же повысится во время самой речи, как только лектор почувствует (а почувствует он непременно и вскоре же), что говорит свободно, толково, производит впечатление и знает все, что осталось сказать».

Прав Д. Карнеги, утверждавший, что «многие со­вершают роковую ошибку, не удосуживаясь подгото­вить свою речь».

9. Во время вашего выступления председательствующий сообщил, что ваше время истекло. Как вы отреагируете на это: а) «Я заканчиваю»; б) «Прошу еще полторы ми­нуты»; в) «Таким образом...»; г) «И последнее, самое глав­ное...»; д) «В заключение хочется сказать еще- и о...»

10. Некоторые известные ораторы при построении выступления используют законы симфонической музыки. Что это за законы?

11. В чем состоит «прием эллипса» при выступлении*?

9. Ответам а и б слушатели обычно не верят: высту­пающий уже проявил неуважение аудитории, нарушив регламент, проявит и еще. Не уложился в 10 минут, не уложится и в полторы.

Ответом в оратор игнорирует сделанное замечание и может позволить себя говорить сколько угодно.

Ответ д неплохой, но не лучший. «Сказать о...» — расплывчатая формулировка для подведения итога ска­занному. А именно резюме ожидают слушатели.

Ответ «И последнее, самое главное...» следует при­знать лучшим. Слушатели захотят его услышать, иначе будут считать время зря потраченным.

10. Симфоническая музыка — высшая форма инстру­ментальной музыки. Будучи хорошо разработанной, эта форма музыкального воздействия учитывает на психо­логические особенности нашего восприятия. Именно для его облегчения в симфонии перемежаются темпы. Пер­вая часть чаще всего — в быстром темпе (аллегро), вто­рая — в медленном (адажио) или в умеренно медлен­ном (анданте). Затем темп снова меняется.

Большой знаток классической музыки, бывший незау­рядным оратором «гений зла» Адольф Гитлер строил свои выступления по законам построения симфоний. О силе его воздействия на аудиторию можно судить по кадрам кинохроники. Правда, при этом вспоминается афоризм: «У толпы много голов, но мало мозгов».

11. «Прием эллипса» состоит в недоговаривании по­следнего слова в фразе. Слушатели сами договаривают это слово, чем вовлекаются в процесс активного слу­шания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 702; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.