Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Для анализа учителем особенностей индивидуального




В о п р о с н и к

Совершенствование профессиональной

А Н К Е Т А

деятельности педагога»

 

1. Ф.И.О.

2. Стаж работы. Ведущие профессиональные интересы, умения.

3. Не основанные профессиональные знания и умения.

4. Дополнительные интересы (хобби).

5. Что мешает Вам работать (основные профессиональные проблемы).

6. Разделив лист на две части, слева запишите, что Вам, на Ваш взгляд, более всего удается в Вашей работе, справа – в чем Вы испытываете затруднения.

7. Где и когда Вы повышали свою квалификацию. Оцените по 10 – бальной шкале пользу этого мероприятия (10 баллов – очень хорошо, 1 балл – очень плохо).

8. В какой форме Вы занимаетесь самообразованием и чего Вам удалось достигнуть.

9. Запишите, каких достижений Вы добились в этом учебном году в преподавании своего предмета во внеклассной работе по предмету, в воспитательной деятельности, в общественно-педагогической деятельности.

10. Есть ли в Вашем коллективе коллеги, которые оказывают Вам профессиональную помощь, и есть ли педагоги, которым Вы оказываете помощь.

11. Сколько времени у Вас входит на подготовку к одному уроку (в среднем).

12. Последнее время Вы работаете над:

- составлением новой программы;

- разработкой новой методики;

- написанием статьи, учебного пособия, сценарием;

- разработкой средств наглядности;

- допишите недостающее.

13. Уроки кого из коллег Вы хотели бы посещать.

14. Где, чему и у кого Вы хотели бы учиться (на выезде).

15. Каких знаний Вам не хватает.

16. Какие темы в рамках школьного научно-методического семинара Вы предложили бы к обсуждению.

17. Какую экспериментальную работу Вы хотели бы выполнять совместно с учащимися.

 

стиля педагогической деятельности (А.К. Маркова)

 

Инструкция. Ответы на нижеследующие вопросы помогут Вам выявить свой индивидуальный стиль работы. Для этого в предлагаемом вопроснике отметьте варианты ответов, подходящие Вам (при совпадении двух-трех вариантов отмечайте все). Подсчитав количество выбранных ответов «да» в каждой колонке, Вы сможете определить свой стиль работы.

 

№ пп В о п р о с ы ЭИС ЭМС РИС РМС
1. Вы составляете подробный план урока? нет да нет да
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? да нет да нет
3. Часто ли Вы отклоняетесь от плана урока? да да да нет
4. Отклоняетесь ли Вы от плана урока, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? нет да да да
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? да да нет нет
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается материал в процессе усвоения? нет да да да
7. Часто ли Вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? нет да да да
8. В процессе опроса много ли времени Вы отводите ответу каждого ученика? нет нет да да
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? нет да да да
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы ученик исправил свой ответ? нет нет да да
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? да да да нет
12. Вы часто меняете виды работы на уроке? да да нет нет
13. Допускаете ли Вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? да нет да нет
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? да нет нет нет
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? нет да нет нет
16. Можете ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести Вас из равновесия? да да нет нет
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? да да нет нет
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? нет нет да да
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? нет да нет да
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? нет да да да
21. Резко ли различаются Ваши требования к сильным и слабым ученикам? да нет нет нет
22. Часто ли Вы поощряете учащихся за хорошие ответы? да да да нет
23. Часто ли Вы порицаете учащихся за плохие ответы? нет да нет да
24. Часто ли Вы контролируете знания учащихся? нет да нет да
25. Часто ли Вы повторяете пройденный материал? нет да да да
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? нет да нет да
27. Как Вы думаете, учащимся обычно интересно у Вас на уроках? да да да нет
28. Как Вы думаете, учащимся обычно приятно у Вас на уроках? да да да нет
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? да да нет нет
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? нет да нет нет
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? нет да нет да
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? нет да нет да
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? нет да нет да

Примечание: наибольшее количество ответов «да» в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности о преобладании у учителя стиля, названного в колонке.

Интерпретация.

Эмоционально – импровизационный стиль (ЭИС).

Ваши сильные стороны: глубокие и разносторонние знания, артистизм и умение увлечь учеников своим предметом. На Ваших уроках царит непринужденная, эмоционально-комфортная атмосфера, дети любят Вас и Ваш предмет, активны и раскрепощены.

Ваши слабые стороны: будучи сами увлечены уроком и увлекая за собой класс, Вы недостаточно внимания уделяете слабым ученикам и тем, кто по каким-либо причинам мало интересуется Вашим предметом. В результате слабые полностью выпадают из учебного процесса, а у сильных недостаточно формируются навыки системной, методичной работы над материалом.

Рекомендации: старайтесь вводить в учебный процесс больше элементов контроля, больше времени уделяйте «скучным» видам работ – повторению, закреплению, отработке навыков. Повышайте требование к усвоению знаний учащимися, особое внимание уделяйте слабым.

При прохождении аттестации старайтесь продемонстрировать Ваши преимущества: творческий подход к обучению, владение большим арсеналом разнообразных методов, особенно при объяснении нового материала, умелая организация коллективной работы в классе и, конечно, благоприятный эмоционально – психологический климат на уроках. Всё это Вы сможете с блеском продемонстрировать на открытых уроках.

Помните, что анализ своей деятельности – это не Ваш конёк, поэтому при подготовке творческой работы обратите внимание на этот аспект, обратитесь за помощью к научному руководителю.

Эмоционально – методический стиль (ЭМС).

Ваши сильные стороны: высокая методичность, требовательность, умение интересно преподать материал, вызвав у учеников интерес к содержанию предмета. Ваши ученики демонстрируют отличную подготовку – прочные знания, хорошие навыки и высокую познавательную активность.

Ваши слабые стороны: повышенная чувствительность, зависимость от ситуации на уроке, настроения и подготовленности учащихся. При отличной методической проработке урока его успех зачастую зависит от эмоционального отклика класса – в незнакомых или «тяжелых на подъем» классах Ваш стиль мало эффективен.

Рекомендации: старайтесь предоставлять ученикам больше инициативы на уроке, сдерживайте свои эмоции, даже если ученики «бестолковые» или «спят с открытыми глазами».

Ваши преимущества в аттестации: блестящая организация работы класса, высокий уровень знания и развития, познавательная активность учеников. Вы во всем блеске проявите себя на открытых уроках, если только не будете чрезмерно требовательны к ученикам. Вы также можете написать отличную творческую работу о влиянии какого-нибудь метода обучения на развитие учащихся. Избегайте субъективизма в оценке результатов своей деятельности. Очень многое может Вам дать обмен опытом с коллегами.

Рассуждающе – импровизационный стиль (РИС).

Ваши сильные стороны: объективность, сдержанность, требовательность, умение ясно и чётко изложить материал. Вы внимательно следите за усвоением знаний и сильными, и слабыми, стараетесь не выделять в классе любимчиков. Много времени отводите индивидуальным ответам, стараетесь максимально объективно оценить уровень знаний каждого ученика. Дети любят Вас за ровное и справедливое отношение.

Ваши слабые стороны: недостаточно широкое варьирование форм и методов обучения, возможны проблемы с дисциплиной из-за недостаточной эмоциональной вовлеченности учащихся на уроке, замедленный темп урока.

Рекомендации: разнообразьте свой методический арсенал, больше времени выделяйте на коллективные обсуждения. Чаще используйте эмоционально насыщенную информацию, проявляйте больше нетерпимости к нарушениям дисциплины.

При прохождении аттестации особенно внимательно отнеситесь к проведению открытых уроков: тщательно спланируйте урок по времени, постарайтесь задействовать в нем разнообразные методические приёмы, особенно требующие коллективной работы всего класса, выберите интересную для учащихся тему. Написание творческой работы при аналитическом складе Вашего мышления не будет для Вас проблемой.

Рассуждающе – методический стиль (РМС).

Ваши сильные стороны: высокий методический уровень, высокая требовательность, повышенное внимание к успеваемости, высокий уровень рефлексии. Коллеги ценят Вас как отличного предметника и методиста.

Ваши слабые стороны: неспособность поддерживать у учеников к изучаемому предмету, использование стандартного набора форм и методов обучения, чрезмерное внимание к контролю знаний в ущерб творческим формам усвоения нового. Ценя в учениках прежде всего их интеллектуальные способности, Вы можете ориентироваться на умных любимчиков и отвергать неспособных. В результате при прочных знаниях учащиеся не проявляют интереса к Вашему предмету, на уроках может складываться напряженная эмоциональная атмосфера.

Рекомендации: старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон в классе, избегайте полярных оценок, поощряйте каждое усилие слабоуспевающих. Используйте разнообразные методические приёмы, в том числе творческие, игровые, коллективные.

При прохождении аттестации подчеркните своё главное достижение – прочно усвоенные знания и навыки по предмету у каждого ребёнка. Вы сможете написать отличную творческую работу по проблемам дифференциации в обучении и формам контроля. На открытых уроках старайтесь поддерживать положительный эмоциональный фон, включайте элементы творческой работы учащихся.

Итак, Вы получили достаточно подробный профессиональный «автопортрет». Рекомендуем, в первую очередь, обратить внимание на результаты по тестам нервно – психической устойчивости и агрессивности. Если Ваша нервно – психическая устойчивость мала, а агрессивность, напротив, слишком высокая, это свидетельствует о том, что Ваш профессиональный стресс слишком высок. Вы с трудом справляетесь с повседневной нагрузкой, может быть, даже в ущерб своему здоровью. Взвесьте, как следует свои силы, прежде чем подавать заявление на аттестацию. Может быть надо сначала немного отдохнуть, пересмотреть своё отношение к работе?

Чрезмерной подверженности профессиональному стрессу может способствовать и слишком высокий уровень эмпатии. А вот если по тесту мотивации достижения Вы получили высокую оценку – прочь колебания! Аттестация – это как раз то, что Вам нужно, чтобы проверить свои силы и добиться того, чего Вы достойны.

Результаты последних двух методик помогут Вам осознать свой индивидуальный стиль работы и наилучшим образом использовать его в подготовке к аттестации, так чтобы в наиболее выигрышном свете представить свои достоинства и сделать незаметными недостатки.

 

Опросник «Эмоциональное выгорание»

Инструкция: Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли Вы себя таким образом по отношению к Вашей работе. Если у Вас не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию «никогда». Если было такое чувство, укажите, как часто Вы его ощущали. Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

 

             
Никогда Очень редко Редко Иногда Часто Очень часто Всегда

Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

К концу рабочего дня я чувствую себя как «выжатый лимон».

Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

Я чувствую угнетённость и апатию.

Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

В последнее время я стал (а) более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

Я испытываю все больше жизненных разочарований.

Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

Я многое успеваю сделать.

Я чувствую себя на пределе возможностей.

Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

Ключ к опроснику.

Субшкала Номер утверждения Сумма баллов (максимальная)
Эмоциональное истощение 1,2,3,6,8,13,14,16,20  
Деперсонализация 5,10,11,15,22  
Редукция личностных достижений 4,7,9,12,17,18,19,21  

 

Уровень выгорания.

Субшкала Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Эмоциональное истощение 0 – 16 17 – 26 27 и больше
Деперсонализация 0 – 6 7 – 12 13 и больше
Редукция личностных достижений 39 и больше 38 – 32 31 – 0

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 832; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.