КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопрос №14 Типология и структура урока
Урок как основная форма организации обучения младших школьников характеризуется рядом общих признаков: коллективная деятельность; постоянный состав учащихся; устойчивые временные рамки занятий и др. Однако по форме организации уроки могут быть разного типа, каждый из которых имеет свою структуру. Наиболее употребительной является классификация уроков по дидактическим целям (Г.И.Щукина, В.А. Онищук и другие):
Согласно еще одной известной классификации по ведущему методу обучения (И. Н. Казанцев), выделяют: урок-лекцию, урок-беседу, урок-экскурсию, киноурок, урок самостоятельной работы, лабораторные и практические занятия, уроки смешанные (с разнообразными видами заданий). Независимо от типа урока педагогу необходимо продумать его структуру и логику для повышения эффективности учебного процесса. Под структурой урока понимают его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации. Структурные элементы урока
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов. Тип комбинированного урока — один из самых распространенных в педагогической практике. Последовательность элементов в его структуре не является жестко закрепленной. Думающий и творчески работающий учитель каждый элемент урока может сделать продуктивным, обучающим, развивающим, интересным. Урок этого тина позволяет одновременно решать несколько учебно-воспитательных задач. Вместе с тем проведение комбинированного урока требует от учителя правильной регламентации времени на отдельные этапы. Содержанием урока изучения новых знаний является неизвестный учащимся учебный материал достаточно большого объема, требующий значительного времени на его изучение. Урок этого типа предполагает использование таких методов обучения, как объяснение, беседа, проведение опыта, методы проблемного обучения, самостоятельная работа с учебником и др. Структура урока изучения новых знаний состоит из следующих элементов: организация начала урока, постановка цели и задач; объяснение нового материла (изложение учителем и (или) организация самостоятельной работы учащихся с учебником, приборами, компьютерной техникой и т. п.); проверка понимания и первичное закрепление материала; комментирование домашнего задания; подведение итогов урока. (Далее, характеризуя структуру уроков других типов, не будем указывать первый и последний этапы, так как они являются обязательными.) На уроках закрепления знаний и (или) формирования, закрепления умений и навыков происходит вторичное осмысление ранее усвоенных знаний, формируются умения и навыки по их применению. Структура урока данного типа включает такие этапы, как проверка домашнего задания; выполнение устных и письменных упражнений различных видов и степени сложности, практических или лабораторных работ; включение учащихся в самостоятельную работу под руководством учителя; показ достигнутых результатов, их обсуждение, коррекция знаний и деятельности учащихся, их оценивание (выставление отметок); домашнее задание и его комментарий. Уроки обобщения и систематизации изученного проводятся в конце изучения отдельных тем, разделов, всего курса в целом. Для того чтобы сформировать у учащихся систему теоретических знаний, на уроке выделяются основные положения, показывается взаимосвязь изученных фактов, событий, систематизируются и обобщаются изученные знания. Кроме того, проводится проверка знаний, умений и навыков по изученным темам или разделам. Соответственно в структуре урока данного типа можно выделить этапы: вступительное слово учителя, в котором намечаются пределы (границы) повторения материала; повторение и обобщение учебного материала с использованием разных видов и форм опроса; анализ и оценка работы учащихся, диагностика глубины и прочности знаний; рекомендация учащимся способов и содержания дальнейшей самостоятельной работы; постановка домашнего задания. Уроки контроля имеют целью диагностику уровня обученности учащихся, то есть сформированноести у них знаний, умений и навыков в определенной предметной области для того, чтобы выявить недостатки (пробелы) и наметить пути дальнейшей работы по их устранению. Основной этап в структуре такого урока состоит из инструкции к заданиям контрольного типа и собственно самостоятельной работы учащихся по их выполнению. Урок контроля предполагает последующее проведение урока коррекции знаний и умений, в ходе которого анализируются типичные ошибки и их причины, показываются рациональные способы решения, намечаются пути предупреждения отставания и неуспеваемости отдельных учащихся, определяется общая тенденция усвоения программного материала, дается комментарий хорошим работам учащихся, учащиеся настраиваются учителем на изучение нового материала.
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 398; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |