КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
СТРАХ (Боязнь)
СТРАСТЬ СТАРАТЬСЯ СОВЕСТЬ СМЕРТЬ СЛОВО СИМВОЛ СИЛА СЕРЕДИНА СЕМЬЯ Древнеисландское heimr – «жилье» (Быт), «мир», «вселенная». Древнегреческое kseima – «покоюсь», «пребываю». Очевидна параллель, как фонетическая, так и этиологическая между «семья» – «семя», где единым ядром является индоевропейский корень se-. Латинское semen – «семя», «род». Таким образом становится вполне ясной сакральность понятия Семья. С другой стороны проясняется и сакраментальная подоплека биологического функционирования, его приобщенность к спиритуальному, духовному качеству. В этой связи сравним греческое spirit «дух» – ирландское spier «небо» – латинское sperma «семя». Семантическое поле: Семья – Жизнь – Вселенная – Бытие – Пребывание – Семя – Род – Небо – Дух. Место, находящееся на равном расстоянии от концов чего-л. Место расположения Вселенной, символ святости, божественной благости, силы. Олицетворение Вселенной – Мировое Древо. Литовское medis – «дерево». Русское «медленный» (сакральный экстаз). Древнеиндийское madhu – «сладкий напиток» – для ритуального возлияния. Латинское medulla – «костный мозг» (нутро, середина). Середина – символ вечности. «Жизненная сила, молодость». Сравним: Медитация – от латинское meditatio – «возвращение, помещение себя в середину». Немецкое melden – «говорить», хетское A-matu – «слово». Фаллическая символика: английское mate – «спариваться». Середина – источник исцеления: латинское medeor – «лечить» - «медицин». Середина – «дом, строение, храм». Любой Храм стоит посередине Вселенной. В Храме происходят сакрально-фаллические действия. Середина – общеславянский корень serd – «сердце». И.-е. k’erd – «сердце». Смысловые контуры, включающиеся в понятие «Середина»: Святость, божественность, благость, сила. Мировое Древо. Мудрость. Еда. Ритуал. Священное возлияние. Сакральный экстаз. Жертвоприношение. Слово. Говорить. Молвить. Жизнь, сила, молодость. Имущество – которое олицетворяет Первопричину Бытия. Источник исцеления. Дом. Храм. Строение. Сакрально-фаллическая символика. Семантическое поле: Середина – Дерево – Вечность – Медитация – Фаллос – Исцеление – Храм – Дом – Сердце – Сила – Мудрость – Слово – Жертвоприношение. Древнерусское сила – «естественная способность, свойство», «могущество», «власть». Общеславянская база - sila. Литовское siela – «душа», sieti – «связывать». Древнепрусское seilin – «усердие», seilins – «сознание». Восходит к и.-е. si - «связывать», «соединять». Древнеиндийское syati, siuati – «соединять», «связывать». Семантическое поле: Сила – Соединение – Связь – Естество – Душа – Сознание – Власть.
Происходит из сочетания индоевропейских корней se - «связывать» и uel - «говорить», «воля». Греческое symbolos – «то, что соединяет, перебрасывает мост, объединяет». Примечательно сравнение с тем же греческим diabolos – «то, что разделяет, разъединяет и разлагает». В Евангелии от Филиппа (67) говорится: «Истина не пришла в мир обнаженной, но она пришла в символах и образах». Саллюстий же полагал, что «Мир есть символический объект». Основные принципы символизма базируются на древнейших космогонических и антропоморфных прозрениях цивилизации: 1. Все значимо. То есть ничто не бывает лишенным значения. 2. Все связано. То есть ничего не независимо. 3. Количество есть выражение качества и наоборот. 4. Все структурировано. То есть любой элемент существующего включен в некий смысловой (семантический) ряд. 5. Ряды соотносятся друг с другом. Сказанное означает, что любой элемент мира, или любой объект может быть представлен в его двух значениях: Явное значение объекта – совпадает с его утилитарным предназначением, непосредственной «служебной» функцией. Параллельное значение – символическое. Постольку поскольку оба – значения, то, следовательно, и – значимы. И, скорее всего оба значения равнозначны и имеют одинаковое отношение к реальности. Символическое миропонимание также базируется на явлении общей корреляции между: - Видимым и Невидимым - Вещественным (Материальным) и Невещественным (Духовным). - Внешним и Внутренним. Такая корреляция (соответствие) составляет «модус бытия» объекта. Что касается соответствия Внешнего и Внутреннего, то здесь легко выявляется между ними Тройственный принцип аналогии: 1. Общий исток обоих миров. 2.Влияние психического на физическое. 2. Влияние физического на психическое. Принцип же соответствия выражается на трех фундаментальных планах: 1. Растительная и метеорологическая жизнь. (Засуха – Дождь). 2. Естественная жизнь человека. (Болезнь – Выздоровление). 3. Духовное состояние. (Застой – Продвижение).
Виды символизации: 1. Сравнение по аналогии: Объект – Объект. Пример: Огонь и Солнце. 2. Объектное каузальное сравнение: Объект – Его свойство. Пример: Солнце – Поддерживать жизнь. 3. Субъектное каузальное сравнение: похоже на предыдущее, с той лишь разницей, что здесь соотносятся внутреннее качество или состояние, свойство субъекта с внешним объектом. Пример: Фаллос – Змея. 4. Функциональное сравнение: основывается не на объектах, а на их действиях. Пример: Гнев – как разъяренный бык. Таким образом, с простой очевидностью выяснилось, что все феномены параллельны и взаимосвязаны. «Не только все драконы есть Дракон, но и неумелый символический рисунок, напоминающий дракона, тоже есть Дракон». (!). Следовательно, всякий символ может быть проинтерпретирован психологически – потому что параллельное значение объекта и есть его спиритуальное (психическое) качество. Однако символы не бывают изолированными. Они появляются группами, порождая символические композиции, – и тогда мы говорим о таком понятии как Символический синтаксис - и развертываются: 1. Во времени (повествование). 2. В пространстве (эмблемы, графика). 3. Во времени и в пространстве (сновидения). При этом важно учитывать, каковы: 1. Ориентация символа (например, огонь, направленный вниз означает эротическое желание, а вверх – очищение). 2. Расположение объекта. 3. Комбинация символов (что порождает совокупное значение). Семантическое поле: Символ – Связь – Соединение – Истина – Соответствие – Язык – Слово.
Божественное первотворение. Первопричина Вселенной. Связывается с понятием священного круга и Мирового Яйца. Английское word «слово» – древнеиндийское vartula – «круг». Латинское orbis «круг» – латинское же verbum – «слово». Мужское, творческое – фаллическое начало (латинское vir – «мужчина»), символ бессмертия, жизненной силы. Английское word – «слово» и английское sword – «меч» - весьма примечательное сопоставление. Готское hairus – «меч», но индоевропейское ker- «звуки». Издревле воплощало в себе идею времени – круга, циклического умирания и возрождения. Индоевропейское kel - «говорить», но древнеиндийское kala – «время». Соотносится с понятием судьбы: Рок – Речь, Из-Рекать. Также: латинское fatum – «судьба», но «слово», «изречение», «воля» и индоевропейское bha - t - «говорить». Индоевропейское deik - «говорить» и индоевропейское dhugh - «судьба». Индоевропейскоее rek - «говорить», uer - «издавать звуки». С другой стороны индоевропейскоее uer - «резать, гнуть». В последнем значении можно узреть понятие «разрывать пополам», которое несет в себе сакральную, космогоническую функцию, исходящую из представления Традиции о сотворении Вселенной, когда Божество разорвало Хаос фаллосом в середине Мироздания. Здесь мы можем вспомнить рядом расположенные word – «слово» – sword – «меч», а также обнаружить единый корневой ряд: русское «меч»- «метить»- «наметить» (составить план) – «отметить» (высказать) – «заметить» (высказать). Единство корней можно выделить и в сочетаниях: «молить – молвить – молот».Молот – орудие, призванное ударять, бить, - молоть. (Рождение Вселенной как результат удара, разрыва). Как первотворение, Слово соотносится и с Огнем. Индоевропейское bha - «гореть» и индоевропейское bha- «издавать звуки». Семантическое поле: Слово – Мужчина – Меч – Рок – Речь – Язык – Судьба – Огонь. Корневой ряд: СМЕРДЕТЬ – МЕРТВЫЙ – МЕРА – МЕРЗНУТЬ – МЕРЗКИЙ – МРАК. Смердеть – «нестерпимо вонять», «смрад», «смрадный». Немецкое schmerz – “боль”, “скорбь”, schmerzen – «причинять страдание», «болеть». Английское smart – «испытывать или причинять жгучую боль», «страдание». Общегерманский корень smert – «колоть», «кусать», «жалить». Латинское merda – «экскременты». Мера – «предел, граница». Готское mel – «время», «час». Древнеиндийская база – «мера», «количество». Мерзнуть – Индоевропейская база merg (: morg -) – «изнурять», «уничтожать», «портиться», «гнить», «трухляветь». Древнеирландское meirs – «ржавчина». Смерть – как программа уничтожения – несет в себе идею распада, в то время как Жизнь осуществляет развитие. Распад обусловлен наличием пределов, развитие проявляется выходом за эти пределы. Соответственно, и временная функция данных процессов ориентирована в различных направлениях. Развитие устремлено в будущее, распад обращен к прошлому. Стало быть, то, что не развивается – распадается. Исходя из очевидности, не трудно уразуметь, что мертвый не тот, чье тело покоится на погосте. Среди так называемых «живых», немало мертвецов – биологически заданных, запрограммированных автоматов, существующих лишь за счет деятельности рефлекторной машины ума, хотя при этом и не осознающих, что они – роботы. Один из явных признаков такого человекоробота – озабоченность собственной правотой, зацепленность за собственные амбиции и притязания. Срабатывает программа примитивных стадий развития. Потенциальные энергии, изначально присущие организму, не высвобождаются и не получают реализации. Но любая сила, если не направляется на созидание результата, неизбежно становится деструктивной и в конце-концов уничтожает собственного носителя. Содержание Мертвой зоны (как противоположности зоне Живой, см. Жизнь) обусловливается тем, что ведет к торможению развития, застою и, следовательно, распаду – де-градации. Это излишняя привязанность к нашим суждениям, концепциям, мнениям, установкам, ожиданиям, надеждам, притязаниям, претензиям, рассудочности. У обитателя Мертвой зоны душа не сформирована как полноценная система и не соединена с духом. Жизнедеятельность обеспечивается за счет рефлексов и деятельности трех «низших» центров: инстинктивно-двигательного, эмоционального и ментального. А посему с уходом тела аннулируется и все его функциональное обеспечение: «ибо прах ты и в прах возвратишься» (Быт. 3:19). Предел мертвого – смерть. Семантическое поле: Смерть - Смрад – Боль – Скорбь – Колоть – Кусать – Жалить - Изнурять - Портиться - Гнить – Уничтожать - Мрак - Ад..
Восходит к таким смысловым корням как: «разумение», «понимание», «значение», «согласие». На древнегреческом suveidosis означает также «сознание», «cовместное знание», «познание, получаемое с кем-либо». Таким образом выходит, что совесть как некий механизм надличного сакрального регулирования присущ как всему человеческому роду, так и каждой особи отдельно. В этом смысле мы можем говорить об архетипическом явлении, безотносительно от среды, условий, времени. Оно внесоциально, метаисторично и метафизично. Совесть никто не придумывал и не разрабатывал – в отличие от морали. Она коллективна, бессознательна, и в том ее универсальность. По сути дела совесть и представляет собою некий высший суд, осуществляющийся внутри личности, и законы его не юридические, но спиритуальные. В этом смысле Кант подчеркивал, что совесть «есть инстинкт, а не просто способность оценки; но это инстинкт суда, а не суждения». Заповеди, записанные Моисеем, на экзотерическом уровне проявляют эзотерическую квинтэссенцию совести, то есть совместного знания и совместной вести как носителей коллективного бессознательного в юнговском понятии. Примером того, как функционирует внутренний суд совести, может послужить ситуация «преступление – наказание», которую я рассмотрел подробно в статье «Зло». Здесь же кратко воспроизведу ход рассуждений. Под символическим убийством другого понимаются угрозы, упреки, претензии, осуждение – в его адрес. И как только это происходит, тут же срабатывает алгоритм воздаяния, исходящий из следующего принципа: любой человек, с которым мы общались или общаемся, занимает определенное место в нашей собственной душе является ее частью. И всякий агрессивный импульс, направленный на другого, прежде всего задевает эту самую часть. Таким образом душа саморазрушается. Одновременно активизируется и прямая логика, выражающаяся в цепочке причинно-следственных отношений: убил – стало быть, виновен. Всякая вина возмещается наказанием. Наказание – всегда боль. Боль же вполне конкретно проявляется в форме болезней, травм, несчастных случаев, катастроф. Таким образом правосудие свершается, и равновесие восстанавливается. Семантическое поле: Совесть – Совместное знание – Разум – Род – Соединение – Связь.
Словенское starati se – «истощаться», «становиться дряхлым», «стареть». Стараться – truditi se (Труд). Чешское starati se – «беспокоиться». Общеславянский корень – stara. Индоевропейский корень (s)ter. Немецкое starren – «цепенеть», «коченеть» (Смерть). Стало быть, пропорциональность между достижением успешного результата и мерой прилагаемого к тому старания – обратная. Из этимологической картины видно, что тот, кто старается, стирает себя, изнуряет и в итоге, окончательно одряхлев, погружается в смутное оцепенение, парализующее волю разума. Где сила, там нет усилий. Усилия же рассеивают Силу. А старающийся – не постигает и потому не достигает. Семантическое поле: Стараться – Истощаться – Дряхлеть – Стареть – Беспокоиться – Цепенеть – Коченеть.
Чешское strast – «мучение», «печаль». Старославянское страсть – «страдание», «бедствие», «болезнь», «несчастье», «борьба», «порок». Индоевропейский корень (s) ter - «становиться жестким, тугим», «коченеть». (см. Труд, Стараться, Смерть). По латыни страсть – passio. Отсюда и – «пациент», то есть обремененный страстью - страдающий. На греческом страсть – pathos. Отсюда «патология» - болезненное состояние. Семантическое поле: Страсть – Мучение – Печаль – Страдание – Болезнь – Окоченение. Связано с русским «строгий». Восходит к и.-е. (s) terg:(s) treg. Немецкое strack – «прямой» и глагол strecken – «вытягивать», «делать прямым». Древневерхненемецкое strecchan – «выпрямлять». С другой стороны и.-е. база sterg: sterk подразумевает образование смысла «стеречь». Стеречь: словенское streci – «прислуживать». В этом же корневом ряду: греческое stergo – «люблю (забочусь), «имею удовольствие», «терплю», «переношу»; storge – любовь. Стеречь – «сторожить», «следить за сохранностью чего-либо» (тот же корень – storg). Строгий – через те же корневые основы (s)ter:(s)tro родственно таким значениям как греческое strynos – «сила». Напрашивается сравнение с английским strong – «сила». Греческое strynos – «крепкий». Продолжая семантический ряд, выходим на понятие «стремиться» - «неудержимо продвигаться». Стреми’ть – «подниматься вверх», но и стреми’ть – «направлять движение», «увлекать». Стремление – «движение вперед». Проступает еще одна семантическая линия. Общеславянское strachъ рассматривается как отглагольное образование от strachati, а глагольная форма выводится из strok-s-ati (где s – глагольный суффикс), что приводит к старославянскому Насмисати, в связи с чем и обратимся к проступившим понятиям «смеяться», «смех». Смехъ – «веселье», «радость». Смеяться – древнеиндийское smayate – «улыбается», «цветет». Без начального s: латинское mirus (индоевропейская основа meiro -) – «удивительный», miror, miro – «удивляюсь», «поражаюсь». Strong– “сильный” – соотносится с понятием «веревка, канат», что выражает идею связи, которая соединяет миры и вносит порядок в Хаос. С другой стороны индоевропейский корень sterg- означает «любовь». К тому же смысловому пространству принадлежит и жертвоприношение – священнодействие, призванное способствовать нисхождению божественных энергий. Одна из форм жертвоприношения заключалась в поедании кусков приносимого в жертву животного. В этом плане достаточно показательно сравнение strong – «сильный» и греческое trogo «есть, питаться». Тогда становится понятным, как страх (изначально «боязнь Божества») обретает значение «экстаза», что указывает на его исконно сакральную подоплеку. И здесь мы имеем возможность наглядно проследить переход значений: «поить, пить/петь, воспевать», восходящий к обряду жертвенного возлияния. Таким образом проясняется семантическая основа понятий вос-торг, торжество. Весьма наглядно проявляет себя соотношение sterg «любовь» и русское «стержень». И здесь же прусское strigens «мозг». Издревле человек мыслился как микрокосм и олицетворялся вертикально стоящим шестом. Последний воплощал в себе идею Мировой Оси, соединяющей землю и небо, священными символами которой также являлись лестница, дерево, гора. В качестве наглядного примера того, как мы можем задействовать тайное значение понятия «страх», используем лингвистическую интерпретацию знаменитого выражения Ап. Павла «жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33). Организуем полученный ряд в текстовую структуру. «Жена да боится своего мужа» логически означает: жена оберегает своего мужа и через служение ему связывает, соединяет себя с ним. И тем самым она осуществляет жертвоприношение, которое в свою очередь открывает возможности максимального само-раскрытия, реализации и полного воплощения себя в качестве архетипической женственности. Через подобную трансформацию она переживает сакральный экстаз, продолжающийся в радости и «цветении». Удивляясь происходящим переменам, жена, пребывая в подобном изумлении, вдохновляется еще больше и тем самым обретает дополнительные импульсы к тому, чтобы продвигаться дальше, вперед в своем поступательном развитии. Полное и максимально пережитое осуществление предыдущих этапов предоставляет женщине принципиально новую возможность, воплощающую в явь ее древнюю и вожделенную мечту – приобщиться к фаллической мощи мужа и через силу его стержня подняться вверх, в инобытие духовных измерений, где пребывают вечные восторг и торжество любви. Разделяя весь процесс подобного восхождения на отдельные ступени, мы получим конкретную формулу индивидуального преображения. «Да боится жена своего мужа»: «Пусть оберагает и бережет жена своего мужа». «Пусть служит жена своему мужу». «Пусть соединяет и связывает себя жена со своим мужем». «Пусть приносит себя в жертву жена своему мужу». «Пусть через подобное жертвоприношение жена переживает внутренний сакральный экстаз». «И пусть тогда жена радуется и расцветает при своем муже». «Пусть удивляется и изумляется жена происходящим в ней переменам». «Пусть от того жена вдохновляется происходящим и движется дальше в совершенствовании своей женственности». «Пусть приобщается жена к фаллической силе и духовной мощи мужественности, воплощающейся в ее муже». «Пусть поднимается вверх жена в измерение духовного мира вместе с мужем». «Пусть переживает жена восторг и торжество исполнившейся мечты». «Пусть соединяется в любви жена с мужем» и «будут двое одна плоть» (Быт. 2:24). И «тайна сия велика» (Еф. 5:32). Разумеется, все указанные предписания выполнимы и достижимы при наличии одного необходимого и главного условия, а именно – соответствии мужа необходимым в этом случае критериям. А случай же при этом один и единственный: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя» (Еф. 5:35). И только тогда «жена да боится своего мужа». Семантическое поле: Страх - Стеречь – Беречь – Служить – Связывать – Соединять – Жертвоприношение – Экстаз – Радость – Улыбаться – Продвигаться – Подниматься вверх - Верх – Стержень – Восторг – Торжество – Сила.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |