Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Свойства целей




Индивидуальные цели сотрудников

­

Таким образом, если необходимо добиться позитивной интегра­ции индивидуальных целей сотрудников и целей организации в це­лом, то «целевой инжиниринг» в организации должен включать в себя как минимум два направления. Первое направление связано с пост­роением целевой перспективы — каждый сотрудник должен в общих чертах знать, как выстроена система целей организации снизу вверх. То есть он должен понимать, как решаемые им на его рабочем месте трудовые задачи соотносятся с функциональными и корпоративны­ми целями, а также с ценностными аспектами жизнедеятельности организации (миссией). Наличие «целевой перспективы» позволяет сотруднику выполнять свою работу не механически, а осмысленно.

 

 

Как правило, поставленная человеком цель является не единствен­ной. Цель существует не изолированно, она включена в систему це­лей. Можно выделить как минимум 14 свойств системы целей.

1. Количество. Количество целей лично­сти может колебаться от одной-двух до нескольких десятков, но в подавляющем большинстве случаев реальное количество целей соот­ветствует известному в психологии «магическому числу» 7±2. При этом многие исследователи подчеркивают явно выраженную законо­мерность: чем меньше целей (от 1 до 3) ставит перед собой человек, тем больше шанс, что он их действительно достигнет.

2. Степень важности, субъективной значимости. «Важность» — это субъективная оценка значимости поставленных целей, позволяющая делить их на главные и второстепенные (побочные). Иногда главные цели называют «цели-ценности», а второстепенные — «цели-сред­ства». Обычно второстепенные цели (цели-средства) связаны с реше­нием промежуточных или сопутствующих задач на пути достижения главной цели.

3. Срок (точность) достижения. Цели человека могут иметь жесткую привязку к какой либо календарной дате или даже часу (так называе­мые точные, или жесткие, цели). Жесткая привязка обычно характер­на для краткосрочных целей, в то время как долгосрочные (в том числе жизненные) цели обычно весьма приблизительно связаны с довольно обширными промежутками времени. Масштаб достижения долгосроч­ных целей обычно измеряется месяцами, годами или даже десятилети­ями, следовательно, погрешность в точности достижения таких целей может составлять дни, недели, месяцы или даже годы.

4. Приоритетность. Приоритетность является производным пока­зателем от двух предыдущих свойств. Предполагается, что сочетание важности и срочности (наличие жесткой даты и времени достижения результата) задает иерархию целей, определяет очередность их дости­жения. В первую очередь выполнятся наиболее важные и срочные цели, потом — все остальные.

5. Логическая соподчиненность. Логическая соподчиненность це­лей является следствием их включенности в процесс и структуру че­ловеческой деятельности. Условно можно выделить цели высшего логического уровня («родовые»), подчиняющие себе все более мелкие цели, — цели-ценности; цели промежуточного уровня («видовые») — цели-задачи; цели низшего уровня («частные») — цели-средства. Ло­гическая соподчиненность целей не является жестко фиксированной, что означает, что отдельные цели в различных видах деятельности могут занимать различные места в разный «звеньях» цепочки (цели- ценности — цели-задачи — цели-средства).

6. Гармоничность. Гармоничность — качественная характеристика системы целей, указывающая на отсутствие явных противоречий и конфликтов между целями. Гармоничность представляет собой ско­рее «практический» показатель, связанный не столько с самими це­лями, сколько с личностными стратегиями их достижения.

7. Масштабность затрат («цена» цели). Любая цель имеет свою цену. Цена цели измеряется затраченными субъективными усилиями. Причем необходимо говорить о двух сторонах этой цены: предвосхищаемой, существующей в воображении и планах, и реаль­ной, с которой человек сталкивается post factum уже на практике. От степени расхождения между предвосхищаемой и реальной ценой цели во многом зависит степень удовлетворенности человека при дости­жении цели. По масштабности затрат условно можно выделить лег­кие и трудные цели. В идеале легкие цели требуют незначительных затрат усилий и ресурсов, трудные — больших затрат.

8. Рациональность. В выбор цели вторгается множество «подводных течений», связанных с самыми различными психическими процессами (эмоциями, мечтами, фанта­зиями, психологическими защитами и т. п.), весьма далекими от фор­мальной логики. Например, классик психоанализа Зигмунд Фрейд считал (а прикладной психоанализ подтверждает это на практике), что многие цели взрослого человека на самом деле являются вопло­щением его нереализованных детских желаний. Так, страстное жела­ние взрослого мужчины обзавестись собственным «железным конем» может быть всего лишь компенсацией детской мечты о красивой игрушке-машинке. Как правило, достижение максимально ирраци­ональных целей дает человеку высокую субъективную удовлетворен­ность, но далеко не всегда корреспондирует с «объективной» (соци­ально значимой и одобряемой) успешностью.

В то же самое время в бизнес-среде существует двойственное отно­шение к рациональности целеполагания. С одной стороны, в совре­менной стремительно изменяющейся и непредсказуемой бизнес-среде выживают только те фирмы, которые не просто приспосабливаются к изменениям, но опережают свое время (сами создают изменения). Чтобы действительно опережать свое время и получить весомое стра­тегическое преимущество, необходимо уметь изобретать «дерзкие», «безумные», «нереальные» цели. С другой стороны, творческая ирра­циональность допустима только в выборе инновационных стратеги­ческих целей. Менее масштабные цели (тактические, оперативные), напротив, должны быть максимально просчитанными и рациональ­ными.

9. Степень осознанности результата. Поставленная цель может иметь различную степень осознанности в смысле понимания того момента, когда цель считается действительно достигнутой. Кто-то опирается на собственное переживание, на интуитивное ощущение "достигнутости". Классическим правилом в самоменеджменте является рекомендация "объективи­ровать" свои цели, то есть делать осознание результата максимально отчетливым, для чего сам результат должен быть предельно конкрет­ным, измеримым.

10. Произвольность. Часть целей человек ставит перед собой совершенно самостоятельно, произвольно, нонекоторые цели он принимает «со стороны». Сторонние цели могут включаться в систему целей личности как со знаком «минус» (из стра­ха, под давлением, желая избежать наказания и т. п.), так и со знаком «плюс» (из восхищения, по соображениям моды, подражания куми­ру и т. п.). Можно также говорить об "активных" («моих») и реактив­ных («чужих», но принятых) целях; можно также говорить о целях с разным модусом — «хочу-цели» и «должен-цели». Предполагается, что «свои» цели («активные», «хочу-цели») являются более значимыми и привлекательными, обладают большим мотивационным потенциа­лом. В процессе целеполагания обычно рекомендуется уделять основ­ное внимание именно максимально произвольным «своим» целям, так как только их достижение дает человеку возможность развивать свою эффективность.

11. Детализация. Каждую поставленную цель можно представить как своеобразное описание, своего рода текст. В данном смысле не­которые цели могут быть более развернутыми, подробными, детали­, субъек­зированными описаниями, а некоторые — более краткими, обобщен­ными, простыми. Считается, что недостаточная детализация цели упрощает образ цели, делает его недостаточно ярким, снижает моти­вационный потенциал цели. В то же время излишне детализирован­ная цель (когда создан чересчур точный и подробный образ цели) может потом привести к разочарованию и неудовлетворенности при достижении результата. Ведь реальный результат никогда не совпа­дает с образом цели, а чем детальнее будет образ цели, тем больше будет степень расхождения с результатом.

12. Конструктивность. Если рассматривать жизненный путь челове­ка, то с точки зрения возможной динамики формально имеет смысл выделить три типа жизненных ситуаций: 1) благополучные, которые хотелось бы оставить без изменений, «законсервировать»; 2) негатив­ные ситуации, от которых хотелось бы избавиться; 3) нейтральные или благополучные ситуации застоя, когда хотелось бы улучшить, изменить в позитивную сторону существующее положение дел. Соответственно, можно выделить три вида целей: цели стабилизации, цели решения проблем, цели развития. Для личностного роста человека наиболее значимы цели развития, которые являются подлинно конструктивны­ми, созидающими будущее. Цели решения проблем реактивны (про­блема обычно навязана, от нее «надо» избавляться), и часто это не кон­структивное созидание будущего, а избавление от прошлого. Цели стабилизации также не всегда конструктивны, поскольку во многих ситуациях гораздо сложнее «заморозить» настоящее, чем «прыгнуть» в будущее. В процессе целеполагания совсем отказаться от целей стаби­лизации и целей решения проблем невозможно, так как зачастую дос­тижение подобных целей является необходимой предпосылкой для достижения целей развития в дальнейшем.

13. Индиви д у алистичность. Каждая поставленная цель отличается по степени индивидуалистичности достижения некоторых целей. Может за­висить только от самого человека, от его усилий и способностей; дос­тижение других целей во многом может зависеть от других людей (от принимаемых ими решений, характера сотрудничества с ними и др.). Например, для художника-любителя цель «написать маслом морской закат» является сугубо индивидуалистической, в то время как для отца семейства цель «родить сына» является кооперационной, требующей согласованного участия как минимум еще одного члена семьи (жены).

14. Новизна. Цели в значительной мере могут отличаться друг от друга по степени новизны. По критерию новизны цели можно разде­лить на актуальные (уже знакомые личности, опыт достижения таких же или похожих целей имеется) и проекционные (новые, возможно, требующие дополнительных знаний и навыков, эксперимента и раз­ведки). Считается, что подлинное развитие личности происходит толь­ко при достижении проекционных целей.

 

Следует отметить, что в психологии выделяет­ся особый подвид наиболее важных целей личности, которые состав­ляют ядро индивидуальности человека. Это так называемые жизнен­ные цели личности (ЖЦЛ; или цели-ценности, мета-цели), которые обладают следующими свойствами:

1) ЖЦЛ являются «самоцелями» — человек определяет их только сам, по отношению к самому себе и только ради самого себя. Именно по результатам достижения «самоцелей» каждый человек имеет воз­можность ответить на вопросы «Кто я такой?», «Что я есть в этом мире?», объясняющие смысл его существования в мире.

2) Жизненные цели составляют ядро личности человека, являются «священными», определяют его «нравственный вектор» и тесно свя­заны с этическими компонентами мировоззрения человека, его прин­ципами и идеалами. Под давлением внешних обстоятельств человек может отказаться от многих своих целей — но только не от ЖЦЛ. Че­ловек может переоценить важность и посмеяться над многими из соб­ственных целей — но только не над «священными».

3) Не существует готовых рецептов, ответов, способов достижения жизненных целей. Они являются уникальной проблемой для каждо­го отдельного человека, требуют от него творчества и усилий души. Вся накопленная в культуре мудрость человечества бессильна перед проблемой обретения и достижения ЖЦЛ. Человек может опираться на «чужие ответы», на рецепты, проверенные на собственном опыте величайшими мудрецами Земли, но для достижения своих индиви­дуальных ЖЦЛ ему все равно придется изобретать собственные спо­собы и находить собственные средства.

 

Жизненные цели задают ценностно-смысловой контекст (смысл жизни) существования человека и регулируют все остальные, более приземленные цели и задачи. Любая ЖЦЛ и ее достижение есть не что иное, как призвание — главное дело человеческой жизни. При­звание интегрирует человеческую жизнь, облегчает ориентацию в любых жизненных ситуациях и выбор приоритетов, раскрывает все способности человека, делает его увлеченным и счастливым, притя­гивает к нему других людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 1945; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.