КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушения доречевого развития у детей с детским церебральным параличом
Доречевое развитие у детей с церебральным параличом происходит по тем же этапам, что и у здорового. Но длительность доречевого периода у больного может увеличиваться до нескольких лет в зависимости от тяжести поражения центральной нервной системы. Доречевой период у здорового заканчивается к 12 мес, у детей с церебральным параличом может длиться до 3—5 лет и более. Особенности I этапа доречевого развития у детей с детским церебральным параличом. Доречевое развитие начинается с первого крика новорожденного. У ребенка с детским церебральным параличом часто отсутствует крик при рождении или же он слабый, недостаточно продолжительный и быстро истощаемый. В дальнейшем не формируется интонационной выразительности крика. При оценке состояния артикуляционного аппарата таких детей в период новорожденности обращается внимание на особенности строения этого аппарата. У большинства детей отмечаются дефекты в строении твердого нёба: высокое, узкое «готическое» или уплощенное. Почти во всех случаях можно наблюдать асимметрию лица, сглаженность носогубных складок. Форма языка и его положение в полости рта неправильные. Язык у ребенка с церебральным параличом часто бывает очень толстый, без выраженного кончика, напряженный, оттянутый кзади. Нередко можно видеть язык, «вываливающийся» из полости рта. Уже в первые дни жизни отмечаются беспокойство и тремор языка. Такой язык почти не принимает участия в актах сосания и глотания. Существенные изменения наблюдаются и в состоянии мышечного тонуса губ, языка и всей мимической мускулатуры. Язык может быть очень вялым, распластанным на дне Полости рта или же напряжен и «чашечкой» поднят кверху. Губы из-за изменения их тонуса плохо смыкаются, вялые и не участвуют в сосании. Молоко в этих случаях вытекает из одного или обоих углов рта. При напряженности губной мускулатуры ребенок не может оформить губы для принятия соска, не может вытянуть их вперед. Все эти нарушения отражаются на процессе вскармливания. Почти всегда отмечаются псевдобульбарные симптомы: поперхивания, тихий голос, повышенное слюноотделение и т. д. В особо тяжелых случаях наблюдается длительное угнетение врожденных безусловных рефлексов (сосательного, глотательного, поискового, хоботкового, ладонно-рото-головного), поэтому многих детей в первые дни жизни кормят через зонд. У детей с тяжелыми формами детского церебрального паралича в возрасте 1,5 мес. почти невозможно выявить зрительное и слуховое сосредоточение. Характерным для новорожденных с церебральной патологией является кратковременность бодрствующего состояния, постоянно прерываемого сном или отрицательными эмоциональными реакциями. Улыбка появляется с большим опозданием, часто она недифференцированная, неадекватная. Нередко можно отметить патологию и со стороны дыхания: оно поверхностное, аритмичное; цианоз при кормлении. Иногда наблюдается асинхронность дыхания, сосания и глотания. Ребенок не может сосать и дышать одновременно, давится, поперхивается. При этом молоко вытекает через нос ребенка. В тяжелых случаях появляется стридор. Особенности формирования II этапа до речевого развития у детей с церебральными параличами. Этот период характеризуется значительной выраженностью патологических проявлений. Прежде всего усиливается псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в выраженных нарушениях сосания, глотания, дыхания, крика. Нарушение актов сосания и глотания может быть обусловлено парезом мышц губ, языка, дискоординацией движения этих мышц и дыхательной мускулатуры, а также тоническим спазмом мышц языка в связи с влиянием на них лабиринтного тонического рефлекса (К. А. Семенова, 1972). При обследовании артикуляционного аппарата ребенка с церебральной патологией уже на этом этапе можно отметить нарушение мышечного тонуса всего артикуляционного аппарата, проявляющееся в паретичности, спастичности, дистонии, гиперкинезах и треморе языка. Наряду с этим отмечаются выраженные нарушения крика, который может быть очень тихим, монотонным, фрагментарным. Его характер не приобретает интонационной выразительности. Слабый и непродолжительный крик свидетельствует о выраженной псевдобульбарной симптоматике и имеет определенное прогностическое значение в патологии доречевого развития. Мимика лица остается маловыразительной, нередко можно отметить асимметрию лица, сглаженность одной из носогубных складок, опущение угла рта и перекос рта в здоровую сторону при попытке к улыбке. Нарушение функции мышц языка приводит к тому, что образуется его патологическая форма, без выраженного кончика. Такая форма препятствует сосательному движению. Язык занимает в полости рта неправильное положение, при котором он может быть напряжен и утолщен в области корня, при этом всей своей массой язык оттягивается кзади. В других случаях можно видеть увеличенный и утолщенный язык, заполняющий всю ротовую полость или даже выступающий из полости рта и не конфигурирующийся при сосательном движении. Не менее часто можно отметить значительную вялость языка, при которой он распластан на дне полости рта и почти совсем не участвует в акте сосания, так как не принимает соответствующей формы для обхвата соска. Такое многообразие и различие патологии в артикуляционном аппарате, а особенно в языке, имеет определенное диагностическое значение для выявления в последующем детского церебрального паралича с выраженной задержкой доречевого и речевого развития. В возрасте 1,5—3 мес. у ребенка с церебральной патологией неблагоприятными прогностическими симптомами являются нарушения крика, дыхания в сочетании с длительным отсутствием врожденных безусловных рефлексов либо, наоборот, с резким их усилением. Появление этих рефлексов (поискового, ладонно-рото-головного, хоботкового, губного) в возрасте после 3 мес. является симптомом, указывающим на возможность возникновения оральных синкинезий и автоматизмов, которые задерживают и затрудняют реализацию произвольных движений артикуляционного аппарата. В тех случаях, когда усиленно звучат безусловные ц0. исковые рефлексы, имеющие расширенную зону вызывания, произвольные движения губами запаздывают или не появляются (у здорового ребенка они формируются с 2 мес, когда ребенок начинает гулить). Наряду с отсутствием выразительности крика у ребенка с церебральным параличом в этот период не возникает и характерных для этого возраста первых согласных, заднеязычных звуков характеризующих гуление. По данным К. А. Семеновой, качественное видоизменение крика и появление гуления совпадает с развитием моторики, а именно с началом становления установочного лабиринтного рефлекса с головы на шею, первых попыток ребенка изменить положение тела, приподнять, удержать голову в положении на животе, что создает новые условия для дыхания, фонации и артикуляции. Ввиду того, что у ребенка с церебральным параличом задерживается двигательное развитие, а также наблюдается нарушение артикуляционного аппарата, голоса и дыхания, своевременное развитие гуканья, а затем и гуления невозможно и задерживается на несколько месяцев, а в особо тяжелых случаях и до нескольких лет. Одной из основных причин, задерживающих появление гуления, является нарушение тонуса языка, выражающееся в спастичности его корня, при которой произвольное приподнимание задней части спинки языка затруднено, в результате чего у ребенка отсутствуют заднеязычные звуки. У ребенка с формирующимся церебральным параличом на II этапе доречевого развития отмечается отставание ориентировочных реакций. Если здоровый ребенок к 3 мес. успевает пройти уже два этапа в развитии ориентировочных реакций, то ребенок с церебральной патологией едва достигает первого этапа либо эти реакции не формируются. I этап ориентировочной реакции (в норме 1-й мес.) характеризуется притормаживанием общих движений при зрительных или слуховых раздражителях, II — появлением двигательного компонента, то есть на оптический и слуховой раздражители ребенок поворачивает глаза и голову в соответствующую сторону. По данным К. А. Семеновой, это совпадает с развитием лабиринтного установочного и началом становления цепного шейного выпрямительного рефлекса. Так как у детей с церебральной патологией задерживается развитие этих рефлексов, а также наблюдается нарушение сенсорного восприятия, то формирование ориентировочных реакций, которые в норме хорошо выражены уже к 5 мес, задерживается у ребенка с детским церебральным параличом на многие месяцы. Одной из существенных причин задержки формирования ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка с церебральным параличом является недостаточность зрительного восприятия. Последнее обусловлено не столько нарушением зрения (Э. Л. Басова, 1977), сколько невозможностью фиксации взора и прослеживания за предметами. У детей с церебральными параличами довольно часто отмечается недостаточность ориентировочных реакций на слуховые раздражители. У некоторых детей, наоборот, отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель и вместо ориентировочной реакции возникают защитные реакции, вздрагивание (рефлекс Моро). Так как в этот период у детей с церебральной патологией не формируется ориентировочно-исследовательской деятельности, задерживается развитие сенсорного восприятия, то и эмоциональный контакт невозможен, не развиваются характерные для этого возраста в норме первые положительные эмоции. У таких детей эти эмоции бывают связаны только с удовлетворением их органических потребностей (состояние сытости, сухие пеленки и т. п.). Внешние раздражители вызывают у них отрицательные эмоции и защитно-оборонительные реакции. Описанная патология свойственна детям с наиболее тяжелыми формами церебрального паралича. В менее тяжелых случаях может формироваться зрительное и слуховое восприятие, соответственно возрасту развиваются эмоции, но на фоне некоторого благополучия отчетливо может проявляться патологическая симптоматика двигательного развития и артикуляционного аппарата.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 235; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |