КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические рекомендации на I этапе доречевого развития
Методические рекомендации по коррекционно-логопедической работе с детьми, страдающими церебральными параличами, на ранней стадии болезни Принципы логопедической работы. Основным принципом в работе является онтогенетически последовательный поэтапный путь развития функций. Логопедическая работа зависит не столько от возраста ребенка, сколько от того уровня доречевого развития, на котором находится данный ребенок (Е. М. Мастюкова, 1970 1972). Необходимо раннее начало работы (с первых недель жизни), так как нарушение предречевого развития приводит не только к патологии речи, но и к вторичной задержке ряда психических функций. Педагого-логопедическая работа должна быть комплексной и направлена на следующее: — коррекцию кормления, стимуляцию оральных рефлексов в первый период жизни; — развитие сенсорного восприятия (зрительного сосредоточения и прослеживания, слухового внимания, пространственной локализации звуков и двигательно-кинестетических ощущений); зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности рук; — нормализацию тонуса органов артикуляции, подавление оральных автоматизмов и гиперкинезов; — развитие подвижности органов артикуляции; — выработку речевого дыхания и голоса; — создание предпосылок к интеллектуальной деятельности (внимание, память); — стимуляцию звуковой и речевой активности, формирование игровой деятельности; — понимание речи. Особенностью логопедической работы является то, что коррекция нарушенных функций должна проводиться в играх и игровых занятиях.
Учитывая то, что с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов у ребенка могут формироваться порочные установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), положения языка, подбираются индивидуально для каждого ребенка положения тела, в которых тонические патологические рефлексы не проявляются или проявляются минимально. Эти положения тела, носящие название «рефлекс-запрещающие позиции», необходимо придать ребенку для проведения логопедического занятия (К. Бобат, 1967; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.). Рефлекс-запрещающие позиции (варианты): 1. «Поза эмбриона». В положении на спине приподнимают и опускают на грудь голову ребенка, ручки и коленки приводят к животу; в этой позе производят плавные покачивания до 6—10 раз, добиваясь возможно большего мышечного расслабления. 2. В положении на спине под шею ребенка подкладывается валик, позволяющий несколько приподнять плечи и откинуть голову назад, ноги при этом согнуты в коленях. 3. В положении на спине голова с обеих сторон фиксируется валиками, позволяющими удерживать голову ребенка по средней линии. 4. В положении на боку ребенок помещается в «позу эмбриона». 5. В положении на животе под грудь ребенка подкладывают валик, а ягодицы фиксируют поясом с грузом (К. Бобат, 1965, 1967). Выбрав адекватную позу для проведения логопедического занятия, проводят дифференцированные приемы массажа артикуляционных мышц, направленные на нормализацию тонуса мышц и стимуляцию проприоцептивных ощущений, способствующих возможности развития кинестетического восприятия (К. А. Семенова, 1972). В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается значительно повышенного тонуса в артикуляционных мышцах. Лишь к концу 1-го мес. тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает и целесообразно использовать следующие приемы массажа для ее расслабления: — движения в направлении от середины лба к вискам — от бровей к волосистой части головы; — вниз от линии лба, по глазам, щекам и мышцам шеи- — от мочек уха по щекам и крыльям носа; — по верхней губе от угла рта к середине; — по нижней губе от угла рта к середине; — собирание губ в «трубочку»; — поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ растягивать губы ребенка в «улыбку»; — движение от углов рта по носогубным складкам к крыльям носа, обнажая верхнюю губ; — поставив пальцы на углы губ, опускать нижнюю губу, обнажая десны. Движения должны быть легкими, поглаживающими, проводиться в медленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз и не превышает 3 мин. Часто у ребенка с детским церебральным параличом отмечается гиперчувствительность лицевой и артикуляционной областей, и стимуляция этих зон вызывает неприятные ощущения, отрицательные эмоции, повышение общего мышечного тонуса не только в мышцах лица, но и всего тела ребенка. Расслабление языка и коррекция патологической формы языка проводится после общего расслабления в позе рефлекс-запрещающей позиции. Для расслабления языка, его корня используют точечный массаж в области подчелюстной ямки, производят легкие давящие круговые движения указательным пальцем под нижней челюстью, а также двумя указательными пальцами обеих рук под углами нижней челюсти (К. А. Семенова, 1972). Следующим приемом, направленным на расслабление языка, является легкое похлопывание, поглаживание, вибрация самого языка деревянным одноразовым шпателем, который накладывается на кончик языка. При отсутствии или недостаточной выраженности рефлексов орального автоматизма стимуляцию оральных рефлексов производят непосредственно перед едой; каждый рефлекс вызывается не более 2—3 раз, так как его активность при дальнейшей стимуляции резко падает; данное корригирующее воздействие проводится только в случае снижения безусловнорефлекторной активности. Вызывая поисковый рефлекс, раздражают щеку в области углов рта ваткой, соской, пальцем и, не получив ответной реакции в виде поворота головы и движения губ в сторону раздражителя, пассивно мягко поворачивают голову и смещают губы в соответствующее раздражителю направление, то есть подготавливают к сосанию. Для стимуляции хоботкового рефлекса похлопывают по середине верхней губы и помогают вытянуть губки вперед, собирая их двумя пальцами (указательным и большим) в «хоботок», — рефлекс подготовки сосания. Раздражением ладони в области большого пальца (возвышения) вызывается ладонно-рото-головной рефлекс Бабкина, характеризующийся сгибанием головы и открыванием рта в сторону раздражителя. При недостаточной выраженности этого рефлекса одновременно с раздражением ладони сгибают голову и открывают рот ребенку, помещая указательный палец под нижнюю губу. При нарушении глотательного рефлекса пытаются, вызвав все вышеназванные рефлексы, стимулировать мышцы корня языка и заднюю стенку глотки, капая на них из пипетки теплым молоком или сладкой водой, учитывая то, что в период новорожденности глотание предшествует сосательному рефлексу, а изменения в схеме глотания и сосания начинаются с 12 нед. (Е. М. Мастюкова, 1973). Сосательный рефлекс стимулируется непосредственно в момент кормления и после стимуляции указанных выше рефлексов. Собирая губы ребенка вокруг соска матери или соски с бутылочкой, ритмично сжимают их и одновременно выдавливают небольшую порцию молока. При возможности сосания, но слабости губной мускулатуры рекомендуется придерживать губы ребенка, облегчая ему тем самым процесс сосания. Через некоторое время это становится при-вЬ1чным для ребенка и пассивная помощь матери и логопеда постепенно уменьшается по мере укрепления мышц артикуляционного аппарата. Важным фактором регуляции процесса кормления является строгая последовательность при подготовке к кормлению - постоянство позы и места кормления, что укрепляет пищевые безусловные рефлексы: поиск груди, открывание рта, сосательные движения. Стимуляция указанных рефлексов способствует не только нормализации процесса кормления, но и подготавливает возможность развития первых голосовых реакций, а затем и произвольных, сложных, дифференцированных движений, необходимых для произнесения речевых звуков. Наряду с нормализацией процесса кормления важным разделом логопедической работы на I этапе является эмоциональное общение и сенсорное воспитание (Е. М. Мастюкова, 1970, 1972; Т. А. Андреева, Е. Ф. Трутнева, 1971; Е. Ф. Архипова, 1978 и др.). Для развития эмоционально-положительных реакций необходимо ласково разговаривать с ребенком, используя все моменты общения. Первая улыбка — проявление радостного состояния — впервые возникает в ответ на разговор взрослого, когда ребенок реагирует на комплексное воздействие голоса, мимики, ласкового поглаживания разговаривающего с ним взрослого. Для того чтобы вызвать улыбку ребенка, мать или логопед должны наклониться к его лицу, стараясь поймать его взгляд и придавая голосу певучий оттенок. Для развития зрительного сосредоточения и прослеживания оптического объекта ребенку с церебральным параличом необходимо предъявлять адекватный оптический объект, учитывая его зрительные возможности. Занятия по развитию и укреплению моторики глаз, а также согласованных и координированных движений глаз и головы при наличии у ребенка тенденции к мышечному напряжению и проявлению патологических тонических рефлексов необходимо начинать с расслабления, придания ребенку одну из поз рефлекс-запрещающей позиции, например, «позы эмбриона». Затем ребенок располагается перед взрослым, причем лицо взрослого должно быть освещено и вызывать у ребенка длительное зрительное внимание. Лицо взрослого медленно двигается перед глазами ребенка, ведя за собой его взор. Следует наблюдать за тем, чтобы ребенок не потерял оптический объект из поля зрения. В качестве предъявляемого материала может служить игрушка с мягким очертанием силуэта, но интенсивной цветовой окраски (красная, оранжевая), размером 7—10 см. К этому времени укрепляются зрительно-слуховые связи, поэтому при истощении интереса ребенка к игрушке подключается звуковой компонент. Целью подобных занятий является не только развитие моторики глаз и согласованности движений глаз и головы, н0 и дифференцировка движений глаз и головы. При формировании зрительной фиксации необходимо учитывать, что зрительное сосредоточение в возрасте 1 мес. лучше вызывается при предъявлении на расстоянии 0,5—1 м от глаз движущегося в медленном темпе предмета. Наилучшая фиксация возникает на лице взрослого, а затем уже на игрушках. Для формирования слухового внимания ребенка можно использовать период, когда он находится в эмоционально-отрицательном состоянии, период несильного плача и общих беспорядочных движений ребенка. В эти моменты взрослый наклоняется к ребенку, ласково разговаривает с ним, потряхивает погремушкой, успокаивает и привлекает его внимание. Звуковые раздражители, предлагаемые ребенку, следует варьировать, привлекая внимание ребенка к нерезким звукам — таким, как звучание погремушки, легкое постукивание одной игрушки о другую. Вслед за этим дают более громкое звучание, например звук пищащей игрушки, резкий звук пластмассового шара. Характерным для новорожденных с церебральной патологией является кратковременность состояния бодрствования, постоянно прерываемого сном или отрицательными эмоциональными реакциями. В связи с этим происходит замедление, а при отсутствии стимулирующих мероприятий — прекращение перехода от пассивного бодрствования к активному. Активное же бодрствование представляет собой необходимую базу для нормального предречевого, речевого и психического развития ребенка, а также для формирования коммуникативных связей ребенка с окружающим. Следует стремиться постоянно к созданию периодов активного бодрствования, хотя бы кратковременных вначале.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 212; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |