Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье




М. В. Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова

Формирование фонематической системы

Работа по нормализации функциональной активности фоне­матического звена языковой системы и восприятию звукового потока проводилась в двух планах: 1) морфолого-грамматичес-кого анализа, способствующего осознанию значения слов и сло­восочетаний; 2) звуко-буквенного анализа.

При расстройстве фонематической системы особое значе­ние имеет создание у ребенка состояния крайнего недоволь­ства своим дефектом и создание «языковой установки» на звуко-слоговое творчество.

В работе по морфолого-грамматическому анализу приме­няются упражнения на восприятие и воспроизведение слов, близких по звучанию, но имеющих различие в одну (глас­ную или согласную) фонему в отрезке слова — приставке, корне, суффиксе, окончании. Эти упражнения развивают наблюдательность над языковыми правилами фонологического уровня структуры языка и развивают умение исполь­зовать фонемные изменения слов для передачи точного се­мантического значения.

Работа над звуко-буквенным анализом включает произ­вольные операции с фонемами: 1) подсчитать количество звуков в слове или фразе, произнесенных логопедом; подо­брать эти звуки; 2) написать или подобрать из разрезной аз­буки слоги, слова, фразы через несколько секунд после того, как они были произнесены логопедом; 3) определить пред­ложенный звук в обычной разговорной речи; 4) подсчитать, сколько слогов и звуков в одной, двух фразах логопеда (ре­бенок может сразу выкладывать палочки, отмечая уже про­изнесенное число слогов); 5) отобрать картинки, изобража­ющие предмет, название которого содержит в начале, середине или конце определенный звук; 6) придумать сло­ва, содержащие определенный слог или звук; 7) найти в тек­сте слова, содержащие предложенные звуки; 8) определить заданные звуки в речи ребенка с дизартрией, говорящего достаточно разборчиво.

Для тренировки слуховой сосредоточенности и звукоречедвигательной памяти полезна игра в «испорченный теле­фон». В игре должны принимать участие взрослые и дети (последние с хорошей или средней степенью внятности речи). Не стоит использовать часто применяющийся у больных с дислалиями прием — постановку звука через другой звук, так как мы считаем, что у данного контингента детей это осложнит кинестетический анализ слов.

 

Семенова К. А., Махмудова Н. М. Медицинская ре­абилитация и социальная адаптация больных детс­ким церебральным параличом. — Ташкент, 1979. — С. 95—106; 132—146; 239—243; 318—331; 442—460.

 

Выраженные нарушения движений и речи у больных с церебральным параличом отражаются на особенностях их психического развития. В силу двигательной недостаточ­ности формирование восприятия предметов окружающего мира может быть нарушено на самом раннем этапе разви­тия ребенка. Длительное, вынужденное положение в посте­ли, нарушение движений глаз способствуют ограничению поля зрения у таких детей. Недостаточное развитие пред­метного восприятия может зависеть от отсутствия у боль­ных детей предметных действий. Известно, что предметные действия развиваются по мере совершенствования общей моторики. Так, ребенок начинает активно манипулировать с предметами, когда хорошо держит голову, устойчиво си­дит. По мере действий с предметами у него развивается активное осязание, возможность узнавания предмета на ощупь. Эта функция имеет важное значение для развития познавательной деятельности. У детей с церебральным па­раличом ощупывающие движения рук часто очень слабые, осязание и узнавание предметов на ощупь затруднены.

Для развития восприятия предметов окружающего мира и познавательной деятельности важное значение имеет со­гласованность движений руки и глаза. Вначале ребенок, дви­гая рукой в пределах поля зрения, не обращает на нее вни­мания. Далее взгляд начинает следовать за рукой, а затем и направлять движения руки. Постепенно направляющая роль взгляда становится все более выраженной в любом целевом движении. У детей с церебральным параличом в результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппа­рата глаза согласованные движения руки и глаза развива­ются недостаточно. Ребенок часто не следит глазами за движениями и действиями своей руки, что препятствует позна­вательной деятельности, выработке навыков самообслужи­вания, а в дальнейшем чтения и письма.

Нарушения зрительного и слухового восприятия также ока­зывают неблагоприятное влияние на психическое развитие.

Нарушения зрительного восприятия у детей с церебраль­ным параличом зависят от недостаточной зрительной фик­сации, прослеживания предмета, сужения поля зрения и снижения остроты зрения. Кроме того, у таких детей часто отмечается косоглазие, двоение в глазах, недостаточность согласованных движений глаз, опускание верхнего века (птоз), непроизвольные движения глазных яблок. Некото­рые дети из-за наличия внутреннего косоглазия привыкают пользоваться ограниченным полем зрения, игнорируя его наружные поля. Например, при большем поражении мотор­ного аппарата левого глаза ребенок может выработать при­вычку игнорирования левого поля зрения. При конструиро­вании из кубиков или палочек он не достраивает части фигуры слева, рисует и пишет только на правой стороне ли­ста, при рассматривании картинок видит также только изоб­ражение справа. Те же нарушения отмечаются и при чтении. С такими детьми в дошкольном возрасте необходимо прово­дить специальные занятия по развитию движений глазных яблок. <...>

... Для развития пространственных представлений у здо­рового ребенка наряду с двигательной системой и зрением большое значение имеет слух. Значение слухового воспри­ятия становится более очевидным с 3 месяцев, когда поле зрения ребенка делается устойчивым и объемным, а после 3—4 месяцев жизни слуховая ориентировочная реакция уже является важным стимулом зрительного восприятия пространства.

При церебральном параличе в силу недостаточности слу­хового восприятия и недоразвития общей моторики прояв­ляется недостаточность пространственно-различительной Деятельности слухового анализатора. Так, у детей может отмечаться снижение слуха, что наиболее часто наблюда­ется при наличии гиперкинезов. В таких случаях особенно характерны снижение слуха на высокочастотные тона и сохранность на низкочастотные. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Ребенок, кото­рый не слышит звуков высокой частоты (т, к, с, п, э, ф, щ) затрудняется в их произношении и в речи пропускает их или заменяет другими звуками. В дальнейшем у таких детей отмечаются трудности при обучении чтению и письму. У некоторых детей отмечается недостаточность так называ­емого фонематического слуха: они не различают звуки и звукосочетания, сходные по звучанию. Например, они могут однотипно воспринимать на слух такие слова, как козакоса, домтом и т. д. В некоторых случаях, когда нет сни­жения остроты слуха, может иметь место недостаточность слу­ховой памяти и слухового восприятия.

Любое нарушение слухового восприятия приводит к за­держке речевого развития, а в тяжелых случаях — к недо­развитию речи. Очень важно рано выявить нарушения слу­ха у ребенка с церебральным параличом. Большую помощь при этом врачу и педагогу могут оказать родители: наблю­дая за ребенком, они должны отмечать, любит ли он играть со звучащими игрушками, подражает ли знакомым звукам (гудку машины, паровоза) или играет беззвучно, узнает ли шаги и голоса близких, любит ли музыку, предпочитает громкие или тихие передачи, как понимает обращенную к нему речь.

У некоторых детей отмечается повышенная чувствитель­ность к звуковым раздражителям, они вздрагивают при лю­бом неожиданном звуке, поэтому дифференцированное вос­приятие звуковых раздражителей у них оказывается недостаточным. Специальными педагогическими приемами ребенок постепенно преодолевает страх на неожиданные зву­ковые раздражители.

Повышенная утомляемость характерна для больных де­тей. Они быстро становятся вялыми или раздражительны­ми, плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утом­ления возникает двигательное беспокойство. Ребенок начи­нает суетиться, усиленно жестикулировать и гримасничать, у него усиливаются насильственные движения, появляется слюнотечение. В игре он пытается схватить все игрушки и тут же их бросить, темп речи его убыстряется, речь становится малопонятной для окружающих. Организованность в игровой деятельности у такого ребенка формируется с боль­шим трудом.

Дети с церебральным параличом растут пугливыми, не­решительными и неуверенными в себе, они теряются в но­вых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заи­кание или появляются насильственные движения. Они не принимают участия в общественной жизни класса, ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это пре­пятствует развитию их интеллекта.

В школьном возрасте у таких детей нередко возникает страх за свое здоровье, страх смерти, возможно неправиль­ное развитие личности. Чаще это отмечается у детей, кото­рые воспитываются в семье, где все внимание сосредоточено на болезни. В доме говорят только о болезни, малейшее из­менение в состоянии ребенка вызывает у родителей не толь­ко тревогу, но и панику. В его присутствии ведутся разгово­ры о болезнях близких. Все это приводит к тому, что ребенок сосредоточивает все внимание на своей болезни, на собствен­ных болезненных ощущениях. Правильное воспитание в се­мье может предупредить подобное состояние.

Известно, что страх у маленького здорового ребенка воз­никает тогда, когда он сталкивается с незнакомыми явле­ниями. У ребенка с церебральным параличом представления об окружающем крайне ограничены. Поэтому очень важно постепенно расширять его кругозор, знакомить с различны­ми предметами и явлениями, приучать к новым явлениям осторожно, не перегружая обилием впечатлений. Прежде чем ребенку показать каких-либо домашних животных, не­обходимо рассказать о них, показать их на картинках.

Особо внимательный подход требуется к ребенку, у кото­рого особенно болезненно выражено чувство страха. Родите­ли должны очень осторожно знакомить его с предметами, Которых он боится, помочь ему постепенно преодолевать свой страх. Важное значение для предупреждения страха и раз­вития таких отрицательных черт характера, как неуверен­ность, боязливость, имеет воспитание у ребенка активнос­ти. Он должен обязательно выполнять в доме посильную работу; его надо научить самостоятельно есть, одеваться прививать элементарные бытовые навыки. Важно, чтобы ре­бенок не только обслуживал себя, но и постепенно имел оп­ределенные обязанности, выполнение которых значимо для окружающих: помочь накрыть на стол, убрать посуду и т. п. В результате у него появляется интерес к труду, чувство ра­дости, что он может быть полезен старшим, чувство уверен­ности в своих силах.

В деятельности расширяется кругозор ребенка, развива­ется его интеллект. А многие родители, боясь, что ребенок упадет, уронит посуду, обольется или неправильно оденет­ся, не дают ему ничего делать самостоятельно. Это приводит к тому, что он растет пассивным, вялым. В школе он отка­зывается от занятий, отказывается читать вслух. Таким об­разом, желая избавить ребенка от трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить, родители тем самым ставят своего ребенка в трудное положение на многие годы. Терпение, организованность и выдержка — главные условия воспитания больного ребенка в семье.

Для больного ребенка вредны частые посещения гостей, эмоциональное возбуждение перед сном. Вечером, когда вся семья собирается дома, он особенно перевозбуждается, быстро устает, у него усиливаются насильственные движе­ния, нарастает общее беспокойство. Чтобы успокоить ребенка, полезно пойти с ним погулять, переключить его на более спокойную деятельность. Только постоянное соблюде­ние режима и правильное воспитание способствуют укреп­лению нервной системы больного ребенка.

Как правило, при церебральном параличе у детей отмеча­ются множественные нарушения, поэтому их воспитание представляет большие трудности и является очень специфич­ным. Для правильного осуществления воспитания родите­лям прежде всего необходимо знать особенности развития и интересы здорового ребенка, потому что больной с церебраль­ным параличом — это прежде всего ребенок. Кроме того, родителям необходимо иметь общее представление о детском церебральном параличе, а также хорошо представлять и по­нимать особенности болезни именно своего ребенка. Необ­ходимо помнить, что каждое нарушение, вызванное цереб­ральным параличом, преодолевается постепенно, иногда в течение многих лет. Поэтому родители должны относить­ся к больному ребенку с бесконечным терпением, с большим оптимизмом, верой и любовью.

Ребенок с церебральным параличом, как и все дети его возраста, прежде всего должен научиться некоторым общим правилам поведения. Ласковая твердость родителей помо­гает ему в этом. Необходимо также, чтобы ребенок начинал понимать себя таким, каков он есть, чтобы у него постепен­но развивалось правильное отношение к своей болезни, к своим возможностям. Это поможет ему наилучшим обра­зом утвердиться в окружающей среде. Ведущая роль в этом принадлежит родителям: именно у них ребенок будет заим­ствовать оценку и представление о себе и о своей болезни. В зависимости от реакции и поведения родителей он будет рас­сматривать себя или как калеку, не имеющего шансов за­нять активное место в жизни, или, наоборот, как вполне спо­собного достичь каких-то успехов. Родители должны понять сами и внушить ребенку, что болезнь является лишь одной из сторон его личности, что у него есть много других качеств и достоинств, которые надо развивать. Ни в коем случае роди­тели не должны стыдиться больного ребенка, тогда и он сам не будет стыдиться своей болезни, не будет уходить в себя, в свое одиночество. Такой больной будет лишен эгоцентризма, направленности только на себя, он будет с удовольствием вы­полнять посильную работу и радоваться тому, чего достига­ет. Это даст ему возможность вести спокойную, без эмоцио­нальных конфликтов полноценную жизнь.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 194; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.