Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Логопедический массаж




Е. Ф. Архипова

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедичес­кий массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят диффе­ренцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечает­ся повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следую­щие приемы расслабления.

 

Расслабление лицевой и губной мускула­туры методом разглаживания <...>.

Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежед­невно.

 

Расслабление языка. Расслабление языка и кор­рекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-запрещающие позиции». Для расслабления языка и его корня используется:

1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, кото­рый производят в течение 15с, вибрирующие движения ука­зательным пальцем под нижней челюстью;

2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с);

3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в тече­ние 15 с языка деревянным шпателем, который накладыва­ется на кончик языка.

Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С деть­ми, находящимися на II уровне доречевого развития, диф­ференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка.

Расслабление оральной мускулату ры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, щей, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление губ предполагает проведение следу­ющих упражнений:

1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа

к углам губ;

2) поглаживание верхней и нижней губ к центру;

3) постукивание губ;

4) точечный массаж губ.

Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз в день.

Расслабление мышц шеи. После легких расслаб­ляющих движений по лицевой, губной мускулатуре про­водят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслаб­ление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслаб­ление корня языка.

При выраженной вялости оральной мускулатуры про­водят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии».

Укрепление лицевой мускулатуры осуществ­ляется путем проведения следующих упражнений:

1) поглаживание лба от середины к вискам;

2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам;

3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив ука­зательные и средние пальцы обеих рук в нижней части вис­ка, производят спиралевидные движения по скуловой и щеч­ной мышцам к подбородку.

После 4—5 легких движений сила движений нарастает Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения по­вторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день.

Укрепление губной мускулатуры. С этой це­лью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ:

1) от середины верхней губы к углам;

2) от середины нижней губы к углам;

3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа;

4) пощипывание губ.

Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза.

Одним из приемов укрепляющего массажа является виб­рация, которая производится ручным методом или при по­мощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, рит­мично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с ин­струкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насад­ки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2—3 раза, не более 2 минут, через день.

Укрепление язычной мускулатуры. При вя­лости языка проводят массаж с помощью деревянного шпа­теля:

1)продольные мышцы языка массируют путем поглажи­вания его от средней части к кончику;

2)вертикальные мышцы укрепляются с помощью рит­мичного надавливания на язык;

3) на поперечные мышцы воздействуют посредством по­глаживания языка из стороны в сторону.

Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз.

Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка.

Точечный массаж при гиперкинезах язы­ка:

а) перекрестный точечный массаж в области губ. Ука­зательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Ука­зательный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опус­кается под угол губ слева, и производят вновь те же движения;

б) указательный палец левой руки располагается в облас­ти середины носо-губной складки слева, а указательный па­лец правой руки помещается под угол нижней челюсти спра­ва. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне;

в) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фик­сируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Ус­тановив пальцы в данных точках, проводят глубокий то­чечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне;

г) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носо-губной складки или под углом губ слева, то палец пра­вой руки занимает точку под внутренним углом правой ло­патки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с про­тивоположной стороны:

д) при стойких гиперкинезах используют точки, находя­щиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губ­ных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства бо­лезненности, неудобства, дискомфорта. <...>

Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности Массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на IIIи IV уровнях доречевого развития, логопедический Массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкор­рекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне большее число движений (10-12).

 

Apxunoвa E. Ф. Коррекционная работа с детьми с» ребральным параличом, доречевой период м 1989. — С. 36—42.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 204; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.