КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Логопедический массаж
Е. Ф. Архипова С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания <...>. Движения должны быть легкими, поглаживающими, в замедленном темпе. Каждое движение повторяется 5—7 раз, по времени массаж не превышает 3 минут, проводится ежедневно.
Расслабление языка. Расслабление языка и коррекция патологической его формы проводится после общего расслабления при положении ребенка в позе «рефлекс-запрещающие позиции». Для расслабления языка и его корня используется: 1) точечный массаж в области подчелюстной ямки, который производят в течение 15с, вибрирующие движения указательным пальцем под нижней челюстью; 2) вибрация двумя указательными пальцами обеих рук под углами челюсти (также в течение 15 с); 3) легкое похлопывание, поглаживание, вибрация в течение 15 с языка деревянным шпателем, который накладывается на кончик языка. Каждый прием проводится по 3 раза ежедневно. С детьми, находящимися на II уровне доречевого развития, дифференцированный массаж направлен в одних случаях на расслабление артикуляционной мускулатуры, а в других —на укрепление мышц или подавление гиперкинезов языка. Расслабление оральной мускулату ры достигается легким постукиванием, поглаживанием мышц лба, щей, щек, губ, языка. Движения проводятся двумя руками в направлении от периферии к центру. Каждое движение повторяется 6—8 раз по нескольку раз в день. Расслабление губ предполагает проведение следующих упражнений: 1) поглаживание носо-губных складок от крыльев носа к углам губ; 2) поглаживание верхней и нижней губ к центру; 3) постукивание губ; 4) точечный массаж губ. Каждое движение повторяется 3—8 раз по нескольку раз в день. Расслабление мышц шеи. После легких расслабляющих движений по лицевой, губной мускулатуре проводят пассивные движения головы. Для этого правая рука логопеда помещается под голову ребенка и медленными, плавными движениями поворачивает его голову в одну и в другую сторону, покачивает вперед (3—5 раз). Расслабление шейной мускулатуры вызывает некоторое расслабление корня языка. При выраженной вялости оральной мускулатуры проводят специальные приемы массажа, направленные на укрепление мышц этой зоны. Укрепление лицевой и язычной мускулатуры проводится путем поглаживания, растирания, глубокого разминания, вибрации. Массаж начинается с легкого поглаживания по направлению от средней линии к ушам — к «периферии». Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем проведения следующих упражнений: 1) поглаживание лба от середины к вискам; 2) поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам; 3) разминание скуловой и щечной мышц. Поместив указательные и средние пальцы обеих рук в нижней части виска, производят спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам к подбородку. После 4—5 легких движений сила движений нарастает Они становятся надавливающими, но не болезненными и не вызывают отрицательных реакций ребенка. Движения повторяют 8—10 раз по нескольку раз (2—3) в день. Укрепление губной мускулатуры. С этой целью производят поглаживание, растирание, разминание вибрацию губ: 1) от середины верхней губы к углам; 2) от середины нижней губы к углам; 3) поглаживание носо-губных складок к крыльям носа; 4) пощипывание губ. Движения повторяют 8—10 раз ежедневно по 2—3 раза. Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация, которая производится ручным методом или при помощи вибратора. Передача тканям мелких, быстрых, ритмично чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость. Вибрационный массаж губ проводится в соответствии с инструкцией, прилагаемой к виброприбору. Используют насадки «шарик» и «ежик». Каждое движение повторяется 2—3 раза, не более 2 минут, через день. Укрепление язычной мускулатуры. При вялости языка проводят массаж с помощью деревянного шпателя: 1)продольные мышцы языка массируют путем поглаживания его от средней части к кончику; 2)вертикальные мышцы укрепляются с помощью ритмичного надавливания на язык; 3) на поперечные мышцы воздействуют посредством поглаживания языка из стороны в сторону. Движения 1, 2, 3 повторяют 4—6 раз. Легкие вибрирующие движения, передаваемые языку через шпатель в течение 5—10 с., способствуют активизации мышц языка. Точечный массаж при гиперкинезах языка: а) перекрестный точечный массаж в области губ. Указательный палец левой руки помещается в середине левой носо-губной складки, а указательный палец правой руки под углом губ справа. Производят одновременно вращательные движения указательными пальцами в указанных точках. Затем указательные пальцы перемещаются. Указательный палец правой руки помещается на правую носо-губную складку, а указательный палец левой руки опускается под угол губ слева, и производят вновь те же движения; б) указательный палец левой руки располагается в области середины носо-губной складки слева, а указательный палец правой руки помещается под угол нижней челюсти справа. Производятся вращательные движения в этих точках. Затем движения проводятся на противоположной стороне; в) указательный палец левой руки располагается в той же точке, что и при упражнении а и б, или же в точке под углом губ слева, а указательный палец правой руки фиксируется в точке под сосцевидным отростком за ухом. Установив пальцы в данных точках, проводят глубокий точечный массаж, затем это же упражнение проводят на противоположной стороне; г) при резко выраженных гиперкинезах используются следующие точки. Если палец левой руки фиксируется в зоне носо-губной складки или под углом губ слева, то палец правой руки занимает точку под внутренним углом правой лопатки, и тоже осуществляются вращательные движения в данных точках. Затем это упражнение повторяется с противоположной стороны: д) при стойких гиперкинезах используют точки, находящиеся под коленкой, и точку в области одной из носо-губных складок и тоже делают точечный перекрестный массаж. Эти упражнения не должны вызывать у ребенка чувства болезненности, неудобства, дискомфорта. <...> Упражнения подбираются в зависимости от состояния мышечного тонуса артикуляционной зоны. По длительности Массаж не превышает 5 минут. С детьми, находящимися на IIIи IV уровнях доречевого развития, логопедический Массаж, кроме нормализации тонуса мышц языка, губ и ослабления гиперкинезов, направлен на развитие афферентации оральной мускулатуры (речевых кинестезии). При асимметриях, неравномерном распределении тонуса в артикуляционных мышцах массаж проводится с гиперкоррекцией соответствующей стороны — на пораженной стороне большее число движений (10-12).
Apxunoвa E. Ф. Коррекционная работа с детьми с» ребральным параличом, доречевой период — м 1989. — С. 36—42.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 226; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |