КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Активная артикуляционная гимнастика
Пассивная артикуляционная гимнастика Пассивная артикуляционная гимнастика проводится после массажа. Логопед выполняет пассивные движения органов артикуляции. Их целью является включение в процесс артикулирования новых групп мышц, до этого бездействовавших, или увеличение интенсивности мышц, ранее включенных. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры. Направление, объем и траектория пассивных движений те же, что и активных. От последних они отличаются тем, что их начало и конец, фиксация не зависят от ребенка. Логопед оформляет схему артикуляционного движения, по возможности объясняя ее ребенку и требуя от него зрительного контроля. Пассивные упражнения осуществляются сериями по 3—5 движений. Ребенку предлагается осознать 3 стадии каждого движения: вход, фиксация, выход. Нужно постепенно воспитывать способность зрительно контролировать и оценивать каждое движение, ощущать и запоминать его.
Пассивная гимнастика языка: 1) выведение языка из ротовой полости вперед; 2) втягивание языка назад; 3) опускание языка вниз (к нижней губе); 4) поднимание языка вверх (к верхней губе); 5) боковые отведения языка (влево и вправо); 6) цридавливание кончика языка ко дну ротовой полости; 7) приподнимание кончика языка к твердому нёбу; 8) легкие плавные покачивающие движения языка в стороны.
Пассивная гимнастика губ: 1) собирание верхней губы (поместив указательные пальцы обеих рук в углы губ, проводят движение к средней линии); 2) собирание нижней губы (тем же приемом); 3) собирание губ в трубочку — «хоботок» (движение производится к средней линии); 4) растягивание губ в улыбку при фиксации пальцами углов рта; 5) поднимание верхней губы; 6) опускание нижней губы; 7) смыкание губ для выработки кинестетического ощущения закрытого рта; 8) создание различных укладов губ, необходимых для произнесения гласных звуков (а, о, у, и, ы, э).
При проведении артикуляционной гимнастики большое значение придается тактильно-проприоцептивной стимуляции, способствующей развитию статико-динамических ощущений и четких артикуляционных кинестезии. Осуществляя принцип компенсации, на первых этапах работы используют максимальное подключение различных анализаторов (зрительного, слухового, тактильного). Тактильный анализатор играет существенную роль в кинестетическом восприятии, поэтому массаж и пассивную гимнастику проводят перед активной артикуляционной гимнастикой. Далее для развития более четких и дифференцированных артикуляционных кинестезии постепенно исключают участие тактильного анализатора, зрения и слуха. Многие упражнения можно проводить, попросив ребенка закрыть глаза, акцентируя его внимание на проприоцептивных ощущениях. При выполнении активных артикуляционных движений в мимической, губной и язычной мускулатуре важно формировать полноту объема движений, дифференцированность включения различных мышц; плавность, симметричность движений; скорость включения и переключения. Необходимо развитие произвольности, дифференцированное™ артикуляционных движений и контроля за их выполнением.
Упражнения для развития мимических мышц лица: 1) закрывание (обычное и плотное) и открывание глаз; 2) иахмуривание бровей; 3) поднимание бровей, образование продольных морщин на лбу; 4) надувание щек; 5) проглатывание слюны; 6) открывание и закрывание рта; 7) жевательные движения.
Упражнения для развития губной мускулатуры: 1) вытягивание губ вперед трубочкой; 2) растягивание их в стороны; 3) чередование движений «хоботок — оскал»; 4) смыкание губ (обычное и плотное) при сомкнутых и разомкнутых челюстях; 5) размыкание губ при закрытом и открытом рте; 6) мгновенное смыкание губ с разрывом (типа «поцелуй»); 7) вялый губной выдох (струя воздуха направлена под губы, щеки надуваются не напряженно); 8) целевой губной выдох (в определенном направлении с напряженными и расслабленными щеками); 9) поднимание верхней губы с обнажением зубов (плаксивое выражение лица). Для создания большей иннервационной активности, повышения степени кинестетического чувства речевого аппарата, для увеличения объема артикуляционных движений можно использовать следующие задания: 1) выталкивание языком марлевой салфетки, засунутой за щеку (попеременно слева и справа); 2) перемещение в полости рта предметов различного размера, фактуры и формы (пуговицы, шарики и т. д.); 3) удерживание губами различных предметов (пробка, марля). Упражнения с сопротивлением. Особенно большая работа должна проводиться над мышцами языка. Необходимо развитие общих, менее дифференцированных движений языка, а затем формирование тонких и дифференцированных его движений, активизация его кончика, отграничение языка и нижней челюсти. Упражнения для язычной мускулатуры: 1) прикосновение кончиком языка к краю нижних зубов; 2) выдвигание языка вперед; 3) втягивание языка назад, внутрь; 4) опускание языка вниз; 5) приподнимание языка вверх; 6) боковые отведения (вправо и влево); 7) приподнимание вверх и прижимание средней части языка к боковым зубам верхней челюсти; 8) суживание языка и заострение его; 9) переключение различных позиций. Далее переходят к специальным упражнениям, имеющим артикуляционное значение для постановки звуков.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 365; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |