КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Коррекционно-логопедическая работа с детьми с церебральным параличом в доречевой период
Содержание коррекционно-логопедической работы зависит от того, на каком этапе доречевого развития находится ребенок. Логопедические занятия осуществляются с первых месяцев жизни ребенка. Дети, находящиеся на I этапе доречевого развития, характеризуются отсутствием ориентировочных реакций на зрительные и слуховые раздражители. Голосовая активность отсутствует. Функция рук не развивается. Нарушен тонус мышц языка, губ. Нарушены функции сосания, глотания. Отсутствуют или ослаблены безусловные рефлексы орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на I этапе: -нормализация (стимуляция) врожденных безусловных оральных рефлексов; -коррекция процесса кормления (акта сосания, глотания); -вокализация выдоха (дыхательные упражнения); -развитие «комплекса оживления» с включением голосового компонента; -стимуляция голосовых реакций; -развитие зрительного и слухового сосредоточения; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (логопедический массаж, пассивная артикуляционная гимнастика); -нормализация положения кисти и пальцев рук. Важен выбор позы для занятий. Использование рефлекс-запрещающей позиции, при которой патологические тонические рефлексы проявляются минимально или не проявляются вовсе. У детей, находящихся на IIэтапе доречевого развития, имеются начальные элементы доречевой активности в виде недифференцированных звуков. Выражены нарушения зрительного и слухового восприятия. Отмечается слабость ориентировочных реакций; недостаточность зрительно-моторной координации. Патология артикуляционного аппарата проявляется дифференцированно: в виде спастичности, гипотонии, дистонии; гиперкинезов языка, губ, лицевой мускулатуры; ограничения подвижности языка и губ; сохранения и усиления рефлексов орального автоматизма.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на II этапе: -стимуляция гуления; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный массаж, точечный массаж, пассивная артикуляционная гимнастика); -формирование потребности общения со взрослым; -подавление рефлексов орального автоматизма; -развитие зрительной устойчивой фиксации и прослеживания за движущимся предметом; -формирование умения локализовать звук в пространстве и воспринимать различно интонированный голос взрослого; -увеличение объема и силы выдоха с последующей вокализацией (дыхательные упражнения); -развитие хватательной функции рук. III этап доречевого развития характеризуется появлением у детей элементов гуления. Патология артикуляционного аппарата может иметь различную степень выраженности. Ориентировочные реакции носят познавательный характер. Дети эмоциональны, у них можно вызвать «комплекс оживления»: игрушки обычно хватают, но положения кисти и пальцев рук патологические, манипулятивные функции им чаще всего недоступны. Характерная особенность — неравномерность развития сенсорного восприятия зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими (эмоциональная сфера намного опережает двигательное и доречевое развитие).
Основные направления коррекционно-логопедической работы на III этапе: -стимуляция интонированного голосового общения и лепета; -нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж, искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика); -выработка ритмичности дыхания и движений (дыхательная гимнастика); -выработка зрительных дифференцировок; -выработка акустической установки на звук и голос; развитие слуховых дифференцировок; -формирование подготовительных этапов понимания речи; -развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания (развитие движений рук). IV этап Для детей, находящихся на IV этапе доречевого развития, характерна возможность произношения отдельных лепетных звукосочетаний. Отмечается изменение мышечного тонуса артикуляционного аппарата, наличие гиперкинезов и оральных синкинезий, ограничение подвижности языка и губ. У детей начинает развиваться импрессивная речь. Манипулятивная функция ограничена, недоступны дифференцированные движения пальцев рук.
Основные направления коррекционно-логопедической работы на IV этапе: -стимуляция и совершенствование общения со взрослым при помощи лепетных звукокомплексов и лепетных слов; -нормализация тонуса мышц и моторики артикуляционного аппарата; -развитие манипулятивной функции рук и дифференцированных движений пальцев рук; -формирование ситуативного понимания обращенной речи (речевых инструкций и конкретной ситуации); увеличение силы и длительности выдоха. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. — М., 2001. — С. 40—50; 53—67; 142—149; 154—175.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 248; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |