Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гласные «А» и «О» в безударном положении в начале слова произносятся как [а]




И – э – а – о – у – ы

Тоску по Родине в благородном сердце заглушить нечем. Хлеб Жизни никакие свиные рожки заменить не смогут. Нужно возвращаться в родной дом, в Вечный Дом Отца Небесного, Который ждет нашего возвращения. Всегда ждет.

Вера — как бы душа самой души. Нельзя жить с чужой душой, поэтому так важна своя вера. Утрата самого себя, вечные поиски себя превращают жизнь в мучение. Жизнь становится безрадостной, как жизнь в чужой стране, в чужом доме, как «пир на празднике чужом».

Очень важно, чтобы вера была Православной. Православная вера — неисследимое, неисповедимое сокровище всякой души, обретшей ее.

Все люди на земле берегут свою веру, а мы ее бросили. Отвергли разум, чтобы казаться современными.

Мы пренебрегли своей верой и теперь вместо этого Хлеба Жизни едим свиные рожки заморских сект и позорно таем пороками на глазах у всего презирающего нас человечества. А ведь наша вера столько раз поднимала Отечество из пепла, давала силы жить (секты же всегда все разрушали).

Все повторяется… Как поверили диаволу первые люди, так и мы верим лжи. Так же, как они лишились Рая, мы лишаемся своего Отечества. Как они видели себя нагими, так мы нынче видим себя глупыми.

Сейчас эти высшие ценности жизни в очередной раз подвергаются оклеветанию. Демонические силы довели до виртуозного совершенства технологию обмана, и очень многие люди стали жертвами лживых внушений. Не удивительно то, что демоны обманывают людей — это их главное дело, это их сущность. Удивительно то, что мы им верим, верим даже тогда, когда знаем, что нас обманывают. Странные вещи творятся с нами, и это все потому, что мы отказались от своей веры, веры православных христиан, веры в Истину: «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства»(Рим. 1, 28).

ГЛАВНОЕ СОКРОВИЩЕ ЖИЗНИ

Занавес.

Герои уходят со сцены.

 

 

Жизнь часто проверяет нас, насколько мы люди, насколько мы достойны человеческой жизни, которая не столько в том, чтобы потребительская корзина была разнообразной и стоила дешевле, сколько в том, чтобы мы были верны своему человеческому призванию. Жизнь проверяет нашу верность своей вере, верность своему Отечеству. Это такие значимые величины, вне которых человек перестает быть человеком.

Своя вера — самое главное сокровище жизни: вера — это дорога, по которой идем; вера — это конечная цель пути — вечная жизнь; вера — это и те силы, которые помогают нам идти. Очень важно чтобы дорога жизни вела к реальной жизни, к тому, что есть — к Истине: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходил к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14, 4–6).

Вера человеку дается как жизнь, как душа, как Родина. Утрата своей веры — самое большое несчастье. Вековым опытом явлено, что отеческая вера есть нечто органичное для души, как внутренний невидимый стержень, на котором зиждется вся жизнь. Утрата этого стержня порождает хаос в мыслях, ощущениях и желаниях (любая замена родного вызывает отторжение организма).

 

обратите внимание на артикуляцию звуков и переход от одного гласного звука к другому.

• Попробуйте произнести эти гласные с участием голоса.

• Следите за произношением каждого звука без ущерба для ясности.

Упражнение 2

Попробуйте каждую строчку гласных произнести на одном дыхании. Не забывайте добирать воздух после каждой строчки.

Произнесите звуки «твердой» таблицы гласных, меняя их порядок.

э – а – о – у – ы – и

а – о – у – ы – и - э

о – у – ы – и – э - а

у – ы – и – э – а - о

ы – и – э – а – о – у

Упражнение 3

Произнесите гласные таблицы, перенося ударение с одного звука на другой, ощущая непрерывную линию звучания.

и – э – а – о – у - ы

и – э – а – о – у - ы

и – э – а – о – у - ы

и – э – а – о – у - ы

и – э – а – о – у - ы

и – э – а – о – у - ы

Упражнение 4

Произнесите как реплики диалога ряды звуков таблицы с интонацией «вопрос – ответ». Следите за тем, чтобы сохранялась артикуляция каждого звука. Проверьте, точно ли звучит вопрос, то есть повышаете ли Вы голос именно на выделенном звуке.

иг – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы?

иг – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы.

и – иг – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы? и – э – а – о – у – ы?

и – иг – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы. и – э – а – о – у – ы.

Упражнение 5

а) Соедините несколько гласных звуков. Не забывайте о слитном звучании. В этом упражнении можно ставить ударение на разные звуки, с интонацией «вопрос – ответ» и без нее.

иэ – иа – ио – иу – иы

иэа – эао – аоу – оуы

иэао – эаоу – аоуы – оуыи

иэаоу – эаоуы – аоуыи - оуыиэ

иэаоуы – эаоуыи – аоуыиэ – оуыиэа

б) Это же упражнение сделайте следующим образом: чередуйте слитное и отрывистое произношение гласных в каждой строчке. При первом произнесении строки звуки слитно переходят один в другой, во второй раз – каждый гласный звучит коротко, отрывисто, на staccato.

Упражнение 6

Произнесите односложные слова. Следите за звучанием гласных звуков.

мэр дар сор луг жир

эх зал бор суп сыр

пэр лад торт дуб бык

сэр сад ор зуб шик

темп рад двор муж рык

 

мел вяз мёд трюк мир

бег ряд лёд чум пир

сев чан рёв чушь тир

дед лязг клёв крюк сир

крем хряк стёб люк рис

Упражнение 7

Произнесите пары слов, следя за ударным гласным.

клин – ил клоп – пол Рим – мир роль – вор

сленг – гжель клён – мёл рэп – пэр ключ – Юля

клей – елей клуб – мул трель – верь крюк – Юра

клан – лак рык – сыр рак – карт клык – тыл

кляп – мял рябь – яр

Обратите внимание на то, что в слове, состоящем из чередующих гласных и согласных, естественным образом происходит взаимовлияние, приспособление артикуляций рядом стоящих звуков. При этом полно будут звучать только гласные звуки под ударением.

Однако в слове существуют и безударные гласные, которые имеют своё, особое звучание. Оно фиксируется и поддерживается произносительными нормами (орфоэпией), которых необходимо придерживаться.

Характерная черта русской фонетики – чёткое выделение и доминирование ударного слога над безударными.

Гласный звук под ударением в слове всегда один (его силу обозначим индексом 3), произносится в соответствии с написанием. Это самый сильный, долгий и отчетливый гласный в слове.

Безударные гласные, в отличие от ударных, ослабляются (редуцируются).

Из безударных гласных наиболее сильный тот, который находится непосредственно перед ударным слогом. Он единственный в слове, чем отличается от других безударных. Обозначим его силу индексом 2 и назовем предударным. Он слабее и короче, чем ударный, но сильнее остальных безударных гласных (обозначим их индексом 1). Они еще более ослаблены, редуцируются качественно (изменяется тембровое звучание) и количественно (уменьшается долгота и сила). Слогов с такими безударными гласными в слове может быть несколько, может не быть вообще. Они могут находиться как перед предударным, так и после ударного слога (заударные). Особо рассматривается позиция начала слова. Для буквы «А» и «О» она равна предударной (индекс 2), а для «Е» и «Я» обязательна йотация, которой нельзя пренебрегать.

Сильнее всего редуцируются гласные звуки, обозначаемые четырьмя буквами: «А»; «О»; «Е»; «Я». Они редуцируются и качественно и количественно. Это зависит от того, какое положение занимает данный гласный относительно ударного слога. Остальные гласные в безударном положении в основном изменяются редко; если изменяются, то только количественно, то есть звучат короче, чем гласный в ударном слоге.

Авторы сознательно используют упрощенный вариант транскрипции, руководствуясь тем, что некоторые научные обозначения (которые, безусловно, важны для филологов) несут излишнюю информацию, затрудняют и осложняют освоение произносительных норм на практике.

Предложенная таблица является основой произношения безударных гласных. Существуют также дополнительные случаи произнесения, которые будут рассмотрены позже.

 

 

 

 
 

 

 


ПРОИЗНОШЕНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ «А», «О»

 

В современной речи часто встречается неверное произношение безударных гласных «А» и «О». это не только характерная черта разных говоров, но и особенность торопливой, неразборчивой речи. Исправление этой ошибки связано с развитием фонематического слуха и привлечением внимания к четкой работе артикуляционного аппарата.

Вспомним правило:

 

Гласные «А» и «О» произносятся:

О – под ударением как долгий звук [А] или [О],

О – предударные (в слоге перед ударением) как короткий звук [а],

О – в остальных случаях как [ъ] (совсем короткий звук, средний между [а/ы])

 

Работу над исправлением точности произнесения безударных гласных «А» и «О» нужно начинать с артикуляционной гимнастики.

 

Упражнение 8

Произнесите двусложные слова с ударением на первом слоге. Обратите внимание на заударные «О», «А», которые звучат как[а/ы]. Ударение выделяйте взмахом руки. Дифференцируйте звучание ударного гласного (долгий, ясный звук) и безударного (заударного) – короткий звук.

Следите за точностью артикуляции этих гласных.

Терра важно долька душно сыро

сцена жажда проза нужно стыдно

эпос шайба только кружка быстро

кредо завтра слово грустно жидко

эхо складно бомба трудно сшито

тело якорь ёмкость брюхо вилка

нега яхта ёлка чувство криво

дельно яшма сьёмка рюмка видно

верно ярко дёготь хрюшка тихо

детство дьякон свёкла чудо кисло

Упражнение 9

Произнесите двусложные слова с удорением на втором слоге. Помните, что предударные «О», «А» звучат как [а]. ударный слог выделяйте взмахом руки.

Следите за звучанием ударного гласного звука.

каре таран прогон прогул волхвы

кафе запас комод холуй малыш

сонет монах набор взмахнул прорыть

саше стакан росток тонул тандыр

парез барак какой загул шары

 

злодей отряд ковёр браню должник

конец хотят вдвоём смотрю магнит

прогресс галдят старьё хвалю один

трофей опять позёр стою катить

малец обнять враньё звоню бандит

Упражнение 10

Произексите трёхсложные слова с ударением на 1-м слоге. Помните, что заударные гласные «О», «А» после твёрдых согласных звучат как [ъ] = [а/ы]. выделяйте жестом (взмахом руки) ударный и безударные слоги.

этого благостно форточка тумбочка выгодно

этими бабочка хлопотно куколка выправка

этому жалоба золото дудочка вылазка

термосом запросто косточка будочка жимолость

реквием фабула колокол курочка вспыльчиво 5

вешалка чарочка щёлочка людного милого

деточка вязочка щёточка чудного игрища

мелочно ямочка плёточка Людочка дикого

ревностно лямочка взлётного Любочка тихого

зеркало прялочка чёрного злющая фирменно

 

Упражнение 11

Прочитайте трехсложные слова с ударением на втором слове. Помните, что предударные «О», «А» звучит как [а], заударные как [а/ы], предударные «Е» и «Я» звучат как [е/и], а заударные – как короткое [и].Следите за произношением ударного слога.

блаженство лошадка походка болтушка корыто

таверна помадка болото катушка кобылка

за это атака Голгофа хлопушка мартышка

маэстро рогатка ворота фортуна забыто

паэлья подарок забота конструктор закрыто

 

потеря повязка защелка колючка коврижка

полезно коляска девчонка конюшня красиво

победа армяне юбчонка каюта хористка

злодейка сельчане зачётка июня модистка

совета присядьте пролётка уютно родился

 

Упражнение 12

Прочитайте трёхсложные слова с ударением на третьем слоге. Помните, что безударные «О», «А» звучат как [а/ы], кроме предударных – [а]. Безударные «Е» и «Я» произносятся как короткое [и], а предударные – как [е/и]. Следите за звучанием ударного слога.

каратэ карнавал хохолок караул хорошист

резюме ананас командор топотун голубым

канапе демократ носорог заберу толщины

Фаберже долгота договор наряду витражи

бланманже маскарад молодой оботру маляры

 

мракобес толкотня казачок наколю маховик

комплимент особняк морячок засвечу наловить

кавалер увольнять батальон проколю сторожить

соловей золотят полотёр наловлю магазин

воробей тормозят мародёр застрелю монолит

 

Упражнение 13

Прочитайте многосложные слова, проверяя звучание ударного слога и редукцию безударных гласных. Если вы испытываете трудности при редуцировании гласных, проверьте их звучание по таблице (см. стр. 4).

вздрагивающие пропорциональность

продемонстрированные благотворительность

регулируемые усовершенствование

планируемая реструктуризация

инвестициунные госпитализировать

выкристаллизувываться акклиматизация

контролируемые удостоверение

вмешивающиеся библиографический

маневрирующая дисквалифицировать

 

Вспомним правило:

«Проглатывание» гласных, обозначаемых «А» и «О», в начале слова – не только недостаток диалектного произношения, но и результат небрежной, вялой артикуляции звуков. Поэтому предлагаемые далее упражнения важны для всех обучающихся. Их нужно обязательно включать в ежедневную работу над усовершенствованием произношения.

 

Упражнение 14

Произнесите слова с гласными звуками или: с гласными звуками на месте букв «А» и «О» в начале слова. Внимательно следите за их звучанием.

организация – арена отойти – атака

отождествить – атеист обучить – абрикос

относительно – атлетика объяснить – абсолют

ординарный – арестант опаздывать – аперитив

обеспЕчение – абзац ограничивать – агония

обаятельный - обоняние ощутимо – ашхабадский

обнаруженной – абхазец общественное – абордаж

обидно – абсент открытка – атлас

ориентироваться – аристократ образована – абонент

обзорный - абсурд отображение – атмосфера

 

Упражнение 15

Произнесите слова с гласным «О» в начале слова под ударением и безударным. Обратите внимание на изменение в звучании начального гласного: под ударением – [О], без ударения – [а]. Следите за чередованием артикуляций.

общество – общественный остров – острова ор – орать

образ – образование опера – оперетта окна – окно

орган – организация озеро – озёрный опер – оперативный

офис – официально очередь – очередной около – околица

область – областной обруч – обручить округ – окружной

облако – облака олово – оловянный обыск – обыскать

 

Упражнение 16

Произнесите слова. Внимательно следите за произношением гласных, обозначаемых буквами «О», «А» и «У». помните, что гласные «А», «О» в начале слова произносятся как [а].

Следите за чередованием артикуляций.

аптека – будущее оплеуха – бусы рупор – баня – пума

оппонент – будка опозориться – булочная лупа – баловень – опушка

аплодисменты – бумер ополчение – буря зуб – башня – публика

апельсин – букли дуб – бантик – пугало

опёнок – булка суп – бал – пузо тупо – барыня – пусто

апперкот – буфер круп – баба – испуг глупо – батик – пуля

операция – бублик труп – база – пудра шуруп – баррель – капуста

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 2841; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.