Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Архетип и ческие защиты личностного духа 18 страница




Мы можем подойти к этой части повествования с раз­ных сторон. Если мы рассмотрим ее на внешнем уровне как указание на инцестуозные отношения между отцом и доче­рью, то мы можем сказать, что отчаянная попытка отца избежать того, чтобы быть заколдованным, приводит к при­несению дочери в жертву ведьме. Придя в ужас от встречи с бессознательным, он проживает это за счет своей дочери. В этом представлена базовая динамика сексуального абью-за отца над дочерью. Дочь, «захваченная» инфляционными фантазиями исключительности и «особойтайны», разде­ленной с идеализированным взрослым, попадает под чары отца и утрачивает свою собственную жизнь.

Этот паттерн действует и без сексуального абьюза. В бо­лее общем смысле, наша история предполагает, что дочь, идентифицируя себя с бессознательным своего отца (часто с его бессознательной нищетой и страданием), теряет воз­можность жить своей собственной жизнью. В этой связи я вспоминаю пациентку, которой снилась, что она дает кровь для переливания своему отцу через соприкосновение кон­чиков их пальцев. Эта женщина оказалась единственной свя­зью этого несчастного человека с его жизнью, с его чув­ствами, и несмотря на то, что дочь чувствовала глубокую «любовь» к своему отцу (идентификацию с ним), в этом сне появился ужасный образ, показывающий, какую цену она заплатила за это,— кровь, символ самой жизни.

В нашей истории мы не находим криков протеста мате­ри Рапунцель, когда ее дочь исчезает в «башне» колдов­ства. Кажется, что мать сама находится под действием чар и не в состоянии обеспечить своему ребенку жизнь в реаль­ном мире. Она просто отказывается от дочери, следуя за околдованным отцом. Работы, посвященные теме детского абьюза, полны описаний таких пассивных матерей, обычно также перенесших абьюз, приносящих своих дочерей в жер­тву буквальному или психологическому инцесту. Мы мог­ли бы подробно исследовать множество подобных тем в межличностных и семейных отношениях, которые соотно­сятся с нашей историей. Однако корни всех этих внешних паттернов и семейных драм лежат в мире внутренних объек-

тов членов семьи — бессознательных «комплексов», кото­рые, как обнаружил Юнг, разделяются всеми членами се­мьи. Так что мы обратимся к нашей истории как ко внутрен­ней драме — своего рода рассказанному сну, приснившемуся продуцирующей образы (imaginary) психике. Тогда различ­ные персонажи предстанут как «частичные объекты» или «комплексы», т. е. внутренние персонификации гипотети­ческой психики.

Посмотрев через эту интерпретативную линзу, мы мог­ли бы сказать, что ребенок персонифицирует ту «невин­ную» часть психики, которая хранит воспоминания о трав­ме и которая подверглась отщеплению для того, чтобы сохранить всю личность от распадения или деградации. Как носитель личностного духа этот ребенок является в этой истории ключевой фигурой мотива искупления и восста­новления творческого «очарования» жизни. Однако Защит­ник/Преследователь, ведьма, пресекает контакты с реаль­ностью, слишком хорошо зная только одно: насколько разрушительными были такие контакты в прошлом. В ито­ге это приводит к своего рода принесению ребенка в жерт­ву на внутреннем уровне. Захваченная в ловушку колдов­ских чар, детская часть существует в подвешенном состоянии, она не может умереть, но она не в состоянии и жить, находясь в заточении «несмертия». Порой, в снови­дениях, мы находим эту частичную личность заключенной внутри стеклянного шара или внутри космического аппа­рата, запертой на чердаке или зарытой в землю. Иногда она спит или находится в измененном состоянии сознания, окол­дована, анестезирована или аутична. В наших предыдущих случаях мы видели этого ребенка в сердитой, напуганной «маленькой девочке» Линоры, в видении «ребенка в откры­том космосе» Мэри, а также в случае «ребенка-призрака», медленно спускающегося в руки Патриции и ее бабушки, которые должны «освободить» его.

В мифологии эта ситуация часто представлена сюже­том, в котором одна часть «я» увлекается в подземный мир, как, например, в мифах об Эвридике или Персефоне, кото­рых стережет Князь Тьмы. И тогда в верхнем мире возни­кает проблема: все замерзает и ничего не растет (так мстит Деметра до тех пор, пока не получает Персефону обратно). Другим образом этого состояния может послужить Чисти­лище, в котором заключены души невинных (младенцев и патриархов). Там их не могут достать языки адского пламе­ни, но они переносят вечные страдания малой степени, то-

мясь в бесконечном ожидании, находясь в подвешенном состоянии, ни здесь, ни там. Еще один образ этого состоя­ния мы находим в легенде о Граале: это образ Опустошен­ной Земли, которая окружает Замок Грааля после таин­ственного ранения Короля-Рыбака. Испытывая ужасные мучения, причиняемые раной, Король влачит существова­ние, оставаясь за пределами своего обычного жизненного уклада, потому что некому задать необходимый вопрос для того, чтобы связать два мира. Когда Парсифаль задает его («Кому служит Грааль?»), Королю позволено умереть, и воды снова текут в Опустошенную Землю, которая вновь расцветает.

В нашей истории Рапунцель представляет ту часть лич­ности, которая удерживается в заточении. В случае Мэри, который мы привели ранее, мы видели ее как аддиктивную часть личности. Здесь же она предана (addicted) ведьме, жизни под ее «чарами». Я думаю, что негативная энергия этих колдовских чар является самым мощным сопротивле­нием, с которым сталкивается терапевт, работая с пациен­тами типа Рапунцель и со своей собственной частью, иден­тифицирующейся с травмами пациента. Этот соблазняющий откат в работе является результатом того, что внутреннее убежище*, в котором преследуемое эго помещается во время кризиса, является также миром, который открыт воздействию трансперсональных энергий. Уединение Ра­пунцель в ее внутреннем убежище — это не просто уход в область ранее интроецированных «архаичных внутренних объектов» или регрессивная защита в стремлении к инфан­тильному всемогуществу, но, как подчеркивал Юнг, также регрессия в мир мифических и архетипических «объектов», обладающих своими собственными целительными свойства­ми и эффективностью. Начиная собственно с защиты и об­служивая позже защитные механизмы, этот мир фантазии также предоставляет таким пациентам подлинный доступ в коллективную психику и во внутренние тайны, которые не так-то легко доступны «хорошо адаптированным» индиви­дам. Правда, это также делает их инфляцированными, са­модостаточными, упрямыми и недоступными; мы обсудим эту проблему, когда будем рассматривать реакцию колду­ньи на вторжение Принца в башню. Мистерии, дающие опо­ру жизни, поддерживающие покинутый личностный дух во внутренних башнях наших травмированных пациентов,

* Другое значение английского слова «sanctary» — святилище.

приходят из глубин существа и разума, намного превосхо­дящего узкие возможности эго. Это — трансперсональный или архетипический смысл системы самосохранения.

Итак, волшебница (или ведьма в нашей истории) пред­ставляет собой персонификацию колдовского потенциала психики — «матери-колдуньи» —альтернативы реальной матери, которой не удалось посредничество между маги­ческим миром и ребенком. Можно было бы сказать, что этот образ представляет архетип Ужасной Матери со всей силой ее колдовских чар, однако это было бы лишь отчасти верно. Ведьма несет в себе также часть, служащую жизни. Она говорит: «Я буду о нем [о ребенке] заботиться, как мать родная». Мы также знаем, что жизнь под опекой кол­дуньи была не такой уж и плохой. Сказка говорит нам, что Рапунцель выросла и стала самой красивой девочкой на све­те, у нее был очаровательный голос, она пела, как птичка, у нее были великолепные светлые волосы, прекрасные, как золото, короче говоря, она была принцессой — puella aetemus'", прекрасной, невинной, пленительной, но замк­нутой внутри некой сферы (bubble).

Оберегающая роль ведьмы в нашей истории состоит в том, что она не допускает вреда, который могло бы причи­нить Рапунцель травматическое взаимодействие с внешним миром и людьми. Это означает, что ведьме необходимо пре­пятствовать появлению какого-либо желания,— она вся­кий раз должна атаковать любую надежду или желание, как только они появятся. В этом смысле ведьма абсолютно негативна. Обычно пациенты типа Рапунцель отлично зна­комы с ее или его голосом, звучащим во внутреннем мире. Именно этот голос говорит: «это все неважно», «не высо­вывайся», «на самом деле ты вовсе не хочешь этого», «от­ложи это назавтра», «ты только разочаруешься >>. Или в том случае, если пациент находит в себе храбрость рискнуть и испытывает унижение или отвержение в результате своей попытки, это она увещевает: «Я предупреждала тебя, тебе следовало бы прислушаться ко мне... это было глупо, и ты получил то, что заслуживаешь». Перфекционизм колду­ньи — еще одна интересная вещь, касающаяся роли этого персонажа во внутреннем мире травмы. Ничто в реальном мире не может сравниться с ее утонченным идеализмом или блестящими интеллектуальными рационализациями: «Ре­альный мир прогнил,— говорит она,— не стоит вкладывать

* Вечная девушка (лат.)

в него душу... Ты хочешь создать семью? — Взгляни на уро­вень разводов... Ты хочешь работать с психоаналитиком? — Посмотри на них, все они шарлатаны, во всяком случае, все они продажные... Ты хочешь улучшить свою жизнь? — Для этого тебе придется оставить свои принципы и стать светс­ким хлыщом». И так далее.

Ведьма как одна из составляющих системы самосох­ранения также является и утешителем. Только она при­носит успокоение исключительно печального и мело­драматического свойства, в действительности это — благонамеренный обман. Как будто каждый раз на ночь она читает сказки рапунцелевой части личности, но сказ­ки эти исключительно сентиментальны. Это происходит примерно так: «Ты была сиротой, и никто не любил тебя, не видел твою душевную красоту, но я нашла тебя и взяла к себе домой, мы обрели друг друга в этом жестоком и падшем мире, в котором почти все извращено и банально. Никто, кроме меня, не понимает тебя, со мной ты никогда не будешь одинока в жизни». Это блаженное самоуспо­коение приносит временное облегчение боли и ее рацио­нализацию. Но постепенно оно утрачивает свою действен­ность, «попытки» психики прибегнуть к диссоциации для того, чтобы защитить себя от острой травмы, приводят, как и во всех невротических циклах, к ослаблению и хро­нической травматизации личности. Так что человек, в кон­це концов, приходит к поиску помощи.

Мы сможем лучше понять смысл образа ведьмы в ис­тории Рапунцель, если рассмотрим универсальное, архети-пическое значение ведьмы, т. е. если мы амплифицируем об­раз. Мы обнаружим, что ведьмы относятся к разновидности чародеев, связанных с ночью и смертью. Они персонифи­цируют измененное состояние сознания. Часто они обла­дают даром пророчества, они пожирают детей и они не пла­чут. Нечувствительность колдуний является одним из признаков, по которым они могут быть распознаны. Если ведьму уколоть шпилькой, то она не почувствует боли. К то­му же, любой участок тела, нечувствительный к боли (та­кой, как шрам), может считаться отметкой ведьмы или дьявола. Итак, ведьмы ассоциируются с психическим оце­пенением — неспособностью чувствовать боль. Эти образы могут быть истолкованы как персонификации способности психики анестезировать саму себя, диссоциировать, замо­раживать или гипнотизировать эго изнутри.

Теперь мы снова возвращаемся к нашей истории.

Рапунцель: часть 3

Прошло несколько лет, и случилось королевскому сыну проезжать на коне через лес, где стояла башня. Вдруг он ус­лышал пение, а было оно такое приятное, что он остановился и стал прислушиваться. Это пела Рапунцель своим чудесным голосом песню, коротая в одиночестве время. Захотелось королевичу взобраться наверх, и он стал искать вход в баш­ню, но найти его было невозможно. Он поехал домой, но пение так запало ему в душу, что он каждый день выезжал в лес и слушал его.

Вот стоял он раз за деревом и увидел, как явилась колду­нья, и услышал, как она закричала:

Рапунцель, Рапунцель, проснись, Спусти свои косоньки вниз!

Спустила Рапунцель свои косы вниз, и взобралась кол­дунья к ней наверх.

«Если это и есть та лесенка, по которой взбираются наверх, то и мне хотелось бы однажды попытать счастья»,— и на другой день, когда начало уже смеркаться, подъехал ко­ролевич к башне и крикнул:

Рапунцель, Рапунцель, проснись, Спусти свои косоньки вниз!

И упали тотчас волосы вниз, и королевич взобрался наверх.

Рапунцель, увидя, что к ней вошел человек, какого она никогда не видела, сначала сильно испугалась. Но королевич ласково с ней заговорил и рассказал, что сердце его было так тронуто ее пением и не было ему покоя, и вот он решил ее непременно увидеть.

Тогда Рапунцель перестала бояться, и когда он спросил у нее, согласна ли она выйти за него замуж,— а был он моло­дой и красивый,— она подумала: «Он будет любить меня боль­ше, чем старуха фрау Готель» — и дала свое согласие, и про­тянула ему руку. Она сказала:

— Я охотно пойду вместе с тобой, но не знаю, как мне спуститься вниз. Когда ты будешь ко мне приходить, бери всякий раз с собой кусок шелка; я буду плести из него лесен­ку, и когда она будет готова, я спущусь вниз, и ты увезешь меня на своем коне.

Они условились, что он будет приходить к ней по вече­рам, так как днем приходила старуха.

Здесь к нашему сюжету добавлен совершенно новый элемент, который привносит с собой надежду на разреше­ние исходной травматической диссоциации между двумя

мирами заколдованного сада и реальности. Раньше мы были свидетелями того, как страстное желание женщины иметь ребенка и ее жажда рапунцелей из сада были первым «мо­стиком» между этими двумя мирами. Это, как мы размыш­ляли, соответствовало желанию ведьмы, страдающей от того, что она не имеет доступа в реальный мир людей, не может иметь ребенка. Теперь Рапунцель находится по ту сторону стены — в своей башне — и она терзаема тем же желанием, что и колдунья. То есть мы видим, что жизнь под «колдовскими чарами» лишает возможности жить в «очаровании» здоровых взаимодействий между реальным и воображаемым. Мы помним, как в случае Мэри изоля­ция, создаваемая нашей дьявольской фигурой Защитника/ Преследователя, ведет к фантазированию взамен деятель­ности воображения.

Итак, на сцене появляется Принц и он, как раньше жена, страстно желает того, что он слышит. Прекрасный голос Рапунцель «запал ему в душу», и каждый раз, когда он приезжает в лес, его тянет к заколдованной башне. Мы опять имеем мир внешней реальности и его представителя, нуждающихся в подпитке, которая может поступить толь­ко из внутреннего мира с его архетипическими энергиями. То, на что мы уповаем и то, к чему, кажется, эта история подготавливает нас на разных этапах, есть взаимодействие между двумя мирами, а не поглощение одного другим, что до сих пор происходило с бедной Рапунцель.

Мы отмечаем также, что Принц является Трикстером, но в его позитивной форме. Не в состоянии взобраться на башню, он ждет старую фрау Готель и подсматривает ри­туал — «церемонию вхождения» («Рапунцель, Рапунцель, проснись, спусти свои косоньки вниз»). После этого он ис­пользует эту церемонию для того, чтобы войти без пригла­шения. Это является хорошей иллюстрацией того, как ме­няющая форму трикстерная энергия психики проникает через границы, которые иначе, исполняя защитные функ­ции, оставались бы запертыми. Он привносит творческую conjunctio до того, как Рапунцель осознает, что же про­изошло. Принц является также плутующим Трикстером, т.к. он прокрадывается без ведома колдуньи. Эта тема час­то звучит в сказках и мифах, когда что-то новое и хрупкое готово войти в жизнь, а «правящие силы», всегда тиранич­ные, защищают от него. Например, сразу после рождения Христа, царь Ирод посылает приказ, в котором повелевает убить всех детей младше двух лет. Только хитрость и бег-

ство в Египет спасают ребенка. Также и в нашей истории, первая встреча с хрупкой Рапунцель происходит на терри­тории колдуньи, где действуют ее «чары».

Волосы Рапунцель выступают в качестве средства для входа и выхода из башни как для Принца, так и для колду­ньи. Если мы рассмотрим волосы Рапунцель как образ ее невинности и бессознательности — подобно уму, наполнен­ному фантазиями, находящемуся в неинициированном со­стоянии,— то образ сообщит нам, что на этом этапе чистая фантазия представляет собой единственную связь с реаль­ностью. Рано или поздно эта волосяная лестница должна быть заменена более реалистичными средствами. Рапунцель говорит: «Я не знаю, как мне спуститься вниз» и просит Принца принести ей куски шелка для того, чтобы она смог­ла сплести лестницу, которая заменила бы ее волосы. Так и в случае пациентов типа Рапунцель, необходимо сначала установить раппорт в фантазии («зеркальный» или «близ­нецовый» перенос Кохута), а реальность привносится по­немногу раз за разом («фазо-соответствующее разочаро­вание» Кохута). Следуя сюжету нашей истории, мы узнаем, что этот медленный, постепенный процесс, аналогичный те­рапевтическим сеансам, происходящим неделя за неделей, обрывается кризисом, в котором волосы Рапунцель, слу­жащие фантазийной лестницей, отрезаются одним махом. Однако перед тем, как этот кризис наступил, элемент фан­тазии доминирует и обеспечивает основную связь между миром внутри башни и вне ее. Бок о бок с этим «магичес­ким» уровнем начинает сплетаться более реалистическая связь по мере того, как Принц приносит куски ткани. Но­вая, реалистичная связь выстраивается благодаря ночным визитам Принца.

Терапевтическое значение

Эта стадия нашей истории соответствует началу по­зитивного переноса в психотерапевтической ситуации. Те­рапия психической травмы не обходится без этой фазы. Здесь мы имеем описание начала установления доверия и возрождения надежды на то, что связь между внутрен­ним миром страдающего пациента и «реальным» миром может быть установлена. Пациент или пациентка начина­ет расслабляться и чувствовать себя комфортно, вверяя себя терапевту. Это момент, в котором открываются неве­роятные возможности, но одновременно и момент смер-

тельной опасности для пациента. Как сказал Винникотт, это период глубокой зависимости, соответствующей тому, что заботящееся «я» передает свои функции реальной лич­ности. Однако если с самого начала все идет хорошо, то вокруг личности терапевта формируется удивительная, поддерживающая иллюзия, и теперь он несет на себе има­го Принца, представляющего возможность «заключить брак» между смертным и «царственной» Самостью. Паци­ент опять начинает мечтать и надеяться. Терапевтические часы становятся для пациента самым важным событием недели. На этой стадии может появиться страстное жела­ние тотальной взаимности — ненасытная потребность в любви терапевта. Эта любовь подобна объятиям, удержи­вающим вместе осколки неутешного детского «я» пациен­та. Она во многом подобна любви родителя, прижимающе­го к себе только что перенесшего травму ребенка. Надежда заразительна, и на этом этапе терапевт также может на­чать предвкушать встречу со своим пациентом. Часто он (или она) обнаруживает, что стал открыт и доступен для дополнительных потребностей пациента и чувствуя по­требности травмированного эго пациента, неосознанно становится больше обычного щедрым в отношении своего времени, внимания и заботы.

История повествует, что Принцу «запало в душу» пе­ние Рапунцель, т. е. он был очарован ею. Это — контрпере­нос, измененное состояние сознания у терапевта. История говорит, что Принц взобрался на башню по длинным косам волос-фантазии. Другими словами, и для него мир реаль­ности остался позади.

Во время этого медового месяца терапии приносится в жертву жестокая травмирующая реальность, которая ког­да-то слишком рано проникла в мир пациента, до того как развились его способности к формированию символов. Именно этот мир теперь восстановлен в «магической» свя­зи между главными героями. Подобно Принцу и Рапун­цель, терапевт и пациент склонны к тому, чтобы забыть о работе, которую они должны вместе выполнить. Имеет место взаимный обман, но он необходим и доброкачествен. Например, в нашей истории мы замечаем, что Рапунцель и Принц до некоторой степени нечестны друг с другом, т. е. их встреча происходит в иллюзии необходимого отщепле­ния другой части каждого из них. Рапунцель предстает пред Принцем как очаровательная, невинная жертва и вступает с ним в сговор против колдуньи, которая остается ее тай-

ной. Она не представляет Принца старой фрау Готель. Он встретится с ней позже. Точно так же и Принц, для того чтобы проникнуть внутрь башни, обманывает Рапунцель, хитростью заставив ее думать, что он представляет хоро­шую (доставляющую пищу) сторону ведьмы. Так что он пред­ставляет себя питающим и любящим. Он не упоминает ни о своей ограниченности рамками реальности, ни о круге своих обязанностей, зовущих его домой в королевство. В этой си­туации высвобождается большой заряд энергии conjunctio, но, как показал Эдвард Эдингер, «малой conjunctio», что в алхимии означает соединение веществ, которые еще не были в достаточной мере дифференцированы (см. Edinger, 1985: 21 Iff). Для того чтобы появилась возможность осуществле­ния «великой conjunctio», необходимы дальнейшие проце­дуры. Между Рапунцелью и Принцем или между пациентом и терапевтом устанавливается целительная «трансферная иллюзия» и она приносит с собой возобновленную связь с миром, который до этого был лишен фантазии,— с миром без истории, миром неискупленным. Однако эта связь дол­жна выдержать испытание темной стороны, которая уже готова выступить на сцену.

Рапунцель: часть 4

Колдунья ничего не замечала до тех пор, пока однажды Рапунцель не заговорила с ней и не сказала:

— Скажи мне, фрау Готель, почему мне тебя тащить на­верх тяжелей, чем молодого королевича? Он подымается ко мне в один миг.

— Ах ты, мерзкая девчонка! — крикнула колдунья.— Что я слышу? Я считала, что скрыла тебя ото всех, а ты меня все-таки обманула! — И она вцепилась в ярости в прекрасные волосы Рапунцель, обмотала их несколько раз вокруг левой руки, а правой схватила ножницы и — чик-чик! — отрезала их, и чудесные косы лежали на земле.

И была колдунья такою безжалостной, что завела бед­ную Рапунцель в глухую чащу; и пришлось ей там жить в боль­шой нищете и горе.

И в тот же самый день, как она прогнала Рапунцель, она привязала вечером отрезанные косы к оконному крючку, и когда явился королевич и крикнул:

Рапунцель, Рапунцель, проснись, Спусти свои косоньки вниз,—

то спустила колдунья волосы вниз.

9 КалшедД.

И взобрался королевич наверх, но не нашел там своей любимой Рапунцель, а увидел колдунью. Она глянула на него своим злобным, язвительным взглядом.

— Ага! — крикнула она насмешливо.— Ты хочешь увез­ти свою возлюбленную, но красавицы-птички нет больше в гнезде, и она уже не поет. Ее унесла кошка, а тебе она выца­рапает к тому же глаза. Ты потерял Рапунцель навек, не ви­дать ее тебе больше никогда!

Королевич был вне себя от горя и в отчаянье выпрыгнул из башни; ему удалось сохранить жизнь, но колючие шипы кустарника, на которые он упал, выкололи ему глаза. И он бродил слепой по лесу, питаясь лишь одними кореньями да ягодами, и все время горевал и плакал по потерянной им лю­бимой жене.

Так блуждал он несколько лет в горе и печали и зашел, наконец, в густую чащу, где жила, бедствуя, Рапунцель вмес­те со своими детьми-близнецами, которых она родила, с маль­чиком и девочкою.

Вдруг услыхал королевич чей-то голос; он показался ему таким знакомым, и он пошел навстречу ему; и когда подошел он ближе, то Рапунцель его узнала, бросилась к нему на шею и горько заплакала. Но упали две слезинки к нему на глаза, и он снова прозрел и стал видеть, как прежде. И он привел ее в свое королевство, где встретили его с радостью, и они жили долгие-долгие годы в счастье и довольстве.

Здесь мы подошли к развязке и завершению нашей истории, которые Юнг назвал бы «кризисом и лизисом» сновидения. Мы могли бы обозначить эту стадию как «про­рыв симбиотической мембраны», который ведет к тому, что Мелани Кляйн назвала «депрессивной позицией», а Эдингер — «великой conjunctio». Здесь два мира, кото­рые были разделены, приходят к бурному столкновению, что приводит в результате к ужасному разочарованию. Ин­тересно отметить, что взаимопроникновение этих миров начинается с того, что у героини «срывается с языка». Фрейд в свое время указывал на то, что такого рода парапраксии служат путями, по которым диссоциированный материал находит доступ в сознание — лишь для того, чтобы вновь быть вытесненным. В нашей истории зачарованный мир башни взламывается через измену, спровоцированную Трикстером. Это эквивалентно мифологическому сюже­ту, в котором змея подстрекает Еву съесть яблоко в изна­чально очарованном Эдемском саду. Всегда есть желание чего-то большего, чем иллюзия,— чего-то другого, по-

тенциального очарования жизни в реальном мире. И аг­рессия является важным элементом этого процесса. Ра-пунцель претендует на жизнь в мире, и это является изме­ной ее любимой волшебнице, которая, естественно, приходит в ярость.

Терапевтическое значение

В терапии похожие «моменты» случаются тогда, ког­да шизоидный пациент набирается храбрости предъявить терапевту свои действительные требования, т. е. транс-ферные требования, которые терапевт не в состоянии удов­летворить, даже если бы и захотел. Честное признание терапевтом своих ограничений приводит к «разочарова­нию», и пациент подвергается повторной травматизации. Аналитик тоже травмирован и устрашен. Оказывается, все его добрые намерения привели лишь к порождению ужас­ной иллюзии — созависимости с внутренней Рапунцелью пациента. На этом этапе обе стороны страдают от утраты иллюзий. Пациент думал, что терапевт действительно бу­дет для него связующей нитью с жизнью в реальном мире,— на самом деле исполнит свое обещание и будет Принцем. Терапевт же считал, что пациент будет исцелен одними лишь эмпатией и пониманием, и что он оставит свои нескончаемые требования раппорта, сочувствия, под­держивающей подпитки. Вместо этого, к их взаимному огорчению, потребности внутри этой «симбиотической мембраны» как были, так и остались неудовлетворенны­ми и, похоже, они никогда не будут удовлетворены. На этом этапе терпение терапевта может начать иссякать. К своему растущему раздражению, терапевт обнаружи­вает, что каждая его интерпретация оказывается травми­рующей, каждые его выходные, каждое упоминание о его (ее) реальной жизни во внешнем мире, по видимости, при­чиняет пациенту типа Рапунцель невероятное страдание. В этот момент обычно происходит какое-то событие, ко­торое раскрывает положение вещей. Обычно отреагирует терапевт.

Например, однажды я поднял плату за сеанс молодой женщине. Я называю это отреагированием, потому что это было первое повышение оплаты за пять лет, следователь­но, было довольно значительным — десять долларов за час. Я объявил об этом в начале сеанса. Она безучастно взгля-

9*

нула на меня и в течение всего сеанса настаивала на том, что это ровным счетом ничего не значит для нее, все прекрасно, просто нужно, чтобы я прислал ей счет; она даже не хочет думать об этом. Час спустя она позвонила мне в ярости и отменила следующую встречу. Это была Рапунцелева ведь­ма. Затем последовали проклятья и угрозы совершить са­моубийство. На следующий день я получил письмо, полное извинений за ее вспышку гнева и самообвинений в плохом характере (здесь колдунья опять развернулась внутрь, об­виняя детскую часть «я >>). В ходе последующей проработ­ки эта пациентка смогла описать чувство паники, которое ею овладело, когда рухнули ее взаимоотношения со своим гневом (в детстве она впадала в приступы гнева, и каждый раз ее наказывали все более строго).

Эта вспышка ярости пациентки стала началом целого ряда последующих конфронтации ее ведьмы с моими реа­листичными ограничениями. Я начал укреплять свои гра­ницы, заканчивая сеанс строго по часам, конфронтируя с трансферными требованиями, вместо того чтобы обходить их, каждый раз возвращая пациентку к парадоксальной реальности того, что мы делаем вместе.

Во время этой бурной фазы нашей работы потребова­лось тонкое сочетание утешения и твердости. Пациентам, страдающим от последствий психической травмы, доволь­но трудно вынести такую ситуацию без уверенности в воз­можности реальных отношений после окончания терапии. Часто эти пациенты не могут смириться с «жестокостью» психоаналитических рамок. К примеру, как они могут вы­разить свои трансферные фантазии, если они чувствуют унижение от молчания аналитика, который, спустя не­сколько минут, выпроводит их за дверь и впустит следую­щий «случай»? Для пациента с ранней травмой так же бо­лезненно, как и это переживание, бывает узнать правду, что в психотерапии между пациентом и аналитиком есть как «реальные», так и «иллюзорные >> отношения. Более того, для обеих сторон просто необходимо вынести на­пряжение, которое возникает между этими сторонами взаимоотношений. Ведь всю свою жизнь пациент избе­гал этой поляризации, составляющей неотъемлемую часть человеческого существования, уходя в мир фанта­зии. Вот и теперь он желал бы опять скрыться от этой реальности в переносе-сопротивлении. Что же касается терапевта, то, выдерживая это напряжение, он или она

еще раз осознает ограниченность своих человеческих воз­можностей в том, что он может предложить в своей прак­тике людям, перенесшим психическую травму,— вопре­ки глубинным фантазиям/надеждам терапевта о спасении пациента от всех «несправедливо обрушившихся на него» напастей.

В нашей истории этот бурный период проработки за­щит системы самосохранения представлен в образе скита­ний Рапунцель и слепого Принца по глухомани. Рапун-цель со своими близнецами «бедствует», а Принц плачет и горюет по «потерянной им любимой жене», которую он встретил в «башне иллюзий»*. Наша история ставит пе­ред нами вопрос, как перевести эту иллюзию на другой уровень, другими словами, как превратить околдован-ность в очарование.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.