КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
IV. Семейная поведенческая психотерапия
III.Семейная системная психотерапия II. Стратегическая семейная психотерапия Основной акцент делается на текущую проблему, а не на причину, по которой она возникла. Наиболее известные фигуры этого направления – Джей Хейли, Карл Уитекер, Клу Маданес. Цель метода — разработать эффективную стратегию решения проблем. В процессе работы врач помогает выявить факторы, которые поддерживают и подкрепляют проблему, а затем устранить их. Сутью стратегического подхода является разработка стратегии для решения проблем, так как изменения в семье важнее, нежели понимание причин нарушений. Стратегические терапевты исследуют факторы, обеспечивающие устойчивость проблемы, которая поддерживается существующим взаимодействием в семье, и поэтому стремятся выявить то поведение, которое подкрепляет проблему. Крупнейшие представители этого направления – Мара Сельвини-Палаццоли, Клу Маданес, Сальвадор Минухин и др. В рамках этого подхода семья рассматривается в качестве целостной системы, которая стремится с одной стороны к сохранению существующего порядка вещей, а с другой — к эволюции. На всём протяжении своего существования семьи проходят через закономерные кризисы развития (вступление в брак, отделение от родительских семей, беременность, рождение ребёнка, поступление ребёнка в дошкольные/школьные учреждения, окончание им школы и выбор своего жизненного пути, разрыв с родителями, уход родителей на пенсию и т.д.) Именно на этих отрезках своего существования семьи оказываются неспособными разрешать новые проблемы прежними способами и поэтому встают перед необходимостью усложнять свои приспособительные реакции. Основные шаги семейной системной психотерапии выглядят следующим образом: Объединение психотерапевта с семьёй, присоединение его к предъявляемой семьей структуре ролей. Формулирование психотерапевтического запроса. Реконструкция семейных отношений. Завершение психотерапии и отсоединение. В основе метода — принцип подкрепления желаемого поведения. Перед началом работы психотерапевт выявляет проблему и вместе с клиентом рассматривает возможные пути ее решения. Затем проводятся поведенческие тренинги. Это направление пользуется большой популярностью, благодаря своей простоте, быстроте и, как следствие, экономичности. Основной недостаток методики — зачастую изменения, достигнутые в ходе работы, оказываются кратковременными или однобокими. Все техники семейной поведенческой психотерапии разделены на три группы: 1) техники, основанные на использовании оперантного обусловливания: • шейпинг (формирование) — заключается в том, что желаемое поведение достигается небольшими порциями через последовательное подкрепление, что постепенно приближает цель; • жетонная система — использует деньги или очки, чтобы вознаградить детей за успешное поведение; • контрактная система — включает в себя соглашение с родителями о том, что, как только ребенок изменит свое поведение, они также изменят свое; • обмен изменениями за вознаграждение — разные образцы поведения подкрепляются как наградами, так и наказаниями; • тайм-аут (прерывание) — подразумевает наказание в виде изоляции (поставить ребенка в угол). 2) техники, основанные на респондентом обусловливании: • систематическая десенсибилизация; • тренинг самоутверждения; • аверсивная терапия; • сексуальная терапия. 3) когнитивно-аффективные техники: • «остановка мыслей»; • RET — рационально-эмоциональна я терапия; • REBT — рационально-эмоциональная поведенческая терапия; • моделирование; • реатрибуция (переопределение).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 795; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |