КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа 7. Номинативные процессы
7.1. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет несколько слов. Это могут быть имена мальчиков, девочек; названия растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д. 7.2. «Закончи словосочетания» Предложите ребенку подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая...; настольная...; репчатый...; спелое сладкое...; душистое туалетное...; куриное...; зеленый...; желторотый...; колючий... и т.п. 7.3. «Сравнение понятий» Предложите ребенку подобрать подходящие определения с противоположным значением: - морковь сладкая, а редька... - молоко жидкое, а сметана... - трава низкая, а дерево... - зима холодная, а лето... - сажа черная, а мел... - сахар сладкий, а перец... 7.4. «Новые словечки» Ребенку предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошку, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме: - Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? - На что он похож? От чего сильно отличается? - Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)? - Какого размера, формы? Каков он на ощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? - Где встречается? - Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? - К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где психолог задает вопрос, а ребенок отвечает. Затем можно поменяться ролями. Ребенок при этом следит за правильностью ответов. 7.5. «Угадайка» Психолог описывает предмет, а ребенок угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями. 7.6. «Лото» Обычная игра в лото, но психолог молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если ребенок правильно называет изображенный на ней предмет.
7.7. «Назови пять предметов» Ребенку предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных); сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д. 7.8. «Загадки-описания» - Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж.) - То рыжая, то серая, а по названию – белая. (Белка.) - Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг.) - Был шар бел. Ветер подул, и шар улетел. (Одуванчик.) - Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. (Осел.) 7.9.«Нарисуй названный предмет» Предложите ребенку сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы. Далее ребенку предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например: дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи, например: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсудите: «В чем же их различия?» 7.10.«Найди и надпиши» Ребенка просят выделить нужный предмет (по картинкам или вербально) из группы функционально связанных предметов, например чайную чашку из посуды (чашка, блюдце, ложка и т.д.). Затем ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование. 7.11.«Угадай животное» Спросите ребенка: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как...; трусливый, как...; колючий, как...; верный, как...; зоркий, как...; мудрый, как...; сильный, как...; голодный, как...?» То же - с любыми другими явлениями природы и т.п. 7.12.«Закончи предложение» Ребенку предлагается вместо точек вставить нужные слова. - Животное, которое мяукает, называется... - Птица, которая каркает, называется... - Дерево, на котором растут яблоки, называется... - Дерево, которое украшают к Новому году, называется... Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов. 7.13. «Текст с картинками» Чтение ребенком текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями:
Хвастунишка (Ю. Дружников)
7.14. «Заполни пропуски» Инструкция: «Вставь вместо точек слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок». · ТКАНЬ (...) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА. (Газ.) · РОДНИК (...) ОТМЫЧКА. (Ключ.) · ЗАЛИВ (...) ЧАСТЬ ЛИЦА. (Губа.) · РЫБА (...) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ. (Скат.) · ЖИВОТНОЕ (...) НЕЖНОСТЬ. (Ласка.) · СКАМЬЯ (...) МАГАЗИН. (Лавка.) 7.15. «Составляем определения» Задание можно выполнять устно или (для школьников) в письменном виде: а) блюдце - это..., масленка -..., груша -..., берлога -..., врач -..., рано -..., сумерки -..., шептать -..., плакать -..., озеро -..., зябко -..., аккуратно -... б) лечит людей..., овощи растут..., самолет ведет..., выше всех летает..., быстрее всех бегает..., выходит на охоту ночью...
Литература
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |