Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа 2. Формирование коммуникативных навыкиов




Работа 1. Формирование функций программирования, целеполагания и самоконтроля

ПРОТОКОЛ

1.1. "Знакомство"

На первом занятии каждому из детей и психологу необходимо представиться. Сначала ребенок называет свое имя. После этого его просят сделать это еще раз, стараясь выразить именно себя интонацией, жестами, мимикой, движениями.

1.2. "Поезд"

Дети в результате обсуждения (с участием психолога) приходят к решению построить, например, поезд из имеющегося в зале разнообразного подручного материала. Они обсуждают форму паровоза, количество вагонов, маршрут и т.д. В процессе самого выполнения замысла возникает необходимость учитывать действия других и согласовывать с ними возникающие разногласия. Затем вместе с психологом происходит обсуждение процесса взаимодействия детей и анализ полученного результата - подводится общий итог.

1.3. "Автомобиль"

Упражнение выполняется аналогично предыдущему, но дети выступают в роли деталей ("колеса", "дверцы", "багажник", "капот" и т.п.), из которых ребенок-ведущий "собирает" автомобиль.

1.4. "Восковая скульптура"

Участники, сидящие (стоящие) в кругу с закрытыми глазами, лепят "по цепочке" друг из друга одну и ту же скульптуру. После чего каждый возвращается к приданной ему позе и сохраняет ее до тех пор, пока не будет закончена последняя копия. Затем дети открывают глаза и сравнивают полученные скульптуры. Происходит обсуждение.

1.5. "Скамья запасных"

Этот прием может применяться как тренировка ответственности за себя и за других. "Проштрафившийся" тем или иным образом ребенок должен сидеть на стуле до установленного психологом срока. Если он встанет со стула или будет вертеться, то в конце занятия не примет участия в любимой игре, а на всю команду налагается штрафное очко или зачисляется поражение.

1.6. "Я – золотая рыбка"

Каждому участнику предлагается описать какой-нибудь известный сюжет, например сюжет "Сказки о рыбаке и рыбке", от лица каждого из персонажей: старика, старухи, рыбки, моря (можно разделить роли между разными детьми). При этом остальные участники должны внимательно следить за тем, чтобы рассказывалось именно то, в чем действительно принимал участие данный герой, и задавать провокационные вопросы: "А что ты при этом чувствовал (а)?", "А зачем тебе быть столбовой дворянкой?"

 

 

2.1. "Что ты хочешь нам сегодня показать, спросить, попросить, рассказать?"

Один участник передает с помощью любых невербальных приемов свое настроение, свои мысли и пр. Все остальные участники угадывают смысл происходящего. Это может быть закреплено в качестве ритуала начала каждого группового занятия.

2.2. «Пантомима»

Предлагается вспомнить и воспроизвести (телом, мимикой, жестами) человека или предмет, которого сейчас нет в зале, какой-то эпизод прошлого занятия, стараясь при этом оживить в памяти как можно больше деталей. Изобразить человека, наделенного определенными качествами: сутулого, стройного с офицерской выправкой, сгорбленного, радостного, сделавшего открытие, удивленного, старика, младенца, красивую женщину и т.д. Такого рода упражнения выполняются сначала в статике (принять соответствующую позу, мимику и т.д.), а уже потом в динамике. На первых порах, без подготовки, упражнения оказываются для детей достаточно трудными. Поэтому, прежде чем перейти к спонтанному их выполнению, они даются в форме домашнего задания.

2.3. «Разговор на тарабарском языке»

Детям предлагается по очереди не словами, а только звуками или придуманным "иностранным языком" имитировать различные состояния и действия, например: мямлить в речи; путаться, подбирая слова; говорить со всхлипыванием и подвыванием, с воплем, удивлением, страхом, с жалобой, патетически, иронически, стараясь обмануть и т.д. Остальные участники игры отгадывают, что было сказано.

В разминку в начале занятия хорошо включать различные парные упражнения, в том числе этюды по согласованным действиям: "пилка дров", "гребля", "перемотка ниток", совместный рисунок и т.п.

2.4. "Зеркало"

Дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Один из них делает замедленные движения, другой должен стать его точным "зеркальным" отражением.

Сложность и рисунок двигательных мелодий, естественно, должны варьироваться, поскольку дети-"отражения" довольно быстро обучаются угадывать движения партнера, иногда предвосхищают, более того – опережают его. Это и следующие упражнения - прекрасное средство для установления психологического контакта.

2.5. "Тень"

Первый участник двигается определенным образом, а стоящий за ним ребенок, изображающий его тень, повторяет его движения. Особое внимание уделяется тому, чтобы "тень" двигалась в том же ритме и постаралась догадаться о чувствах, мыслях и целях партнера, уловить нюансы его настроения.

2.6. «Подъемы в парах»

Партнеры, стоя спиной друг к другу, сцепляются руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения один из партнеров, приседая и сгибаясь вперед, приподнимает другого, удерживая его в этом положении 3-5 сек.

2.7. «Ходьба на руках»

Один из партнеров принимает положение "упор лежа", другой берет его за ноги и приподнимает. Первый начинает движение на руках, второй идет за ним, поддерживая его ноги и учитывая скорость его движения.

2.8. «Приседания в парах»

Партнеры стоят спиной друг к другу, сцепляясь руками на уровне локтевых сгибов. Из этого положения оба приседают, а затем встают, опираясь друг на друга всей поверхностью спины.

В упражнениях, предлагаемых ниже, условия поставлены таким образом, что дети должны двигаться как единое целое.

2.9. «Велосипед»

Разбившись на пары, дети ложатся на спину ногами друг к другу. Затем ступни ног соединяются таким образом, что ноги образуют букву "Л". Аккуратно и медленно дети начинают делать "велосипед", удерживая контакт ступнями и приспосабливаясь к темпу друг друга.

2.10. «Сиамские близнецы»

Дети встают боком друг к другу и "приклеиваются": берут друг друга под руку и плотно присоединяются боковыми поверхностями ног, становясь "сиамскими близнецами". Пара пробует двигаться в разных направлениях, с разной скоростью, выполнять какие-либо действия, писать и т.д.

2.11. "Слепой и поводырь"

Дети делятся на пары: один из них – слепой (ребенок закрывает глаза), а другой - поводырь. Держась за руки, они молча передвигаются по залу, не сталкиваясь с другими парами. Задача поводыря – познакомить слепого с окружающим его пространством (заполненным различными предметами); позволить ему получить максимум информации, оберегая при этом от возможных опасностей. Поводырю необходимо учитывать характер слепого, его темперамент. Задача слепого - максимально "вслушиваться" в поводыря, повторяя его действия и невербальные указания.

2.12."Паровоз"

Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются "паровозиком" в затылок друг другу (стоящий сзади держит двумя руками за талию или за плечи того, кто стоит впереди). Все закрывают глаза, кроме первых – вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, улавливая и повторяя все изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади. По команде психолога дети останавливаются, первый встает в конец "паровоза", снова продолжается движение, пока все не побудут в ролях ведущего и ведомого. Усложнение упражнения: увеличение количества детей в "паровозике", усложнение траектории движения (крутые повороты, ограничение движений по высоте – идти согнувшись и т.п.).

Следующий этап – соревнования, в которых группа разбивается на команды. Условия должны включать как самостоятельную активность каждого ребенка из пары, так и их взаимодействие, когда можно и нужно помогать друг другу, чтобы победить в соревновании.

2.13. "Представление"

Дети встают или садятся в круг. Один (двое или трое) из них выходит в центр и изображает при помощи мимики и пантомимики какой-либо предмет, растение или животное. Сидящие в кругу угадывают. Тот, кто первым угадает, встает в центр круга и изображает один или с партнерами что-то свое и т.д. Более сложный вариант, когда психолог или кто-то из детей задает на ушко исполнителям образ или ситуацию, которую надо изобразить.

2.14. "Телевизор"

Дети разбиваются на две группы. Первая группа ("съемочная") задумывает ситуацию, которую она будет разыгрывать (фрагмент литературного произведения, фантастическая ситуация и др.). Один участник "зрительской" группы приглашается на просмотр "немого" фильма: "съемочная" группа пантомимически разыгрывает свою ситуацию. На просмотр приглашается второй участник "зрительской" группы; первый ее участник один по ролям, пантомимически разыгрывает просмотренный фильм. И так далее. Последний участник из числа "зрителей" показывает фильм так, как он его понял. Затем первая группа показывает первоначальный вариант. После обсуждения группы меняются ролями.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 229; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.