Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие интеллектуальных процессов




Представлений о многозначности и иерархии понятий,

Работа 5. Формирование обобщающей функции слова,

 

В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в "морской бой", "крестики-нолики", шашки, карты; шарады; задания типа "найди семь отличий" и т.п.

5.1. "Закончи предложение"

Ребенку предлагается: "Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово".

- У дерева всегда есть... (листья, цветы, плоды, корень).

- У сапога всегда есть... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

- У платья всегда есть... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

- У картины всегда есть... (художник, рама, подпись).

5.2. "Найди сходство и различия"

Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей -воробей, лето -зима, стул-диван, береза -ель, самолет-автомобиль, заяц -кролик, очки -бинокль, девочка -мальчик и т.д.

5.3. "От частного к общему"

Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки, обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

5.4. "Чего больше?"

Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей?" – и обосновать свой ответ.

5.5. "От общего к частному"

Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить "дерево", стволом которого является общее понятие, например природа, а ветвями – более частные, например живая –неживая. Затем от слова живая – соответственно ветви: растения – животные – люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние – дикие или птицызмеирыбынасекомые и т.д.

5.6. "Подбери общее понятие"

Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша -...; чашка, тарелка -...;
стул, шкаф -...; кошка, слон -...;
огурец, капуста -...; цветок, дерево -...;
ботинок, сапог -...; окунь, щука -...;
кукла, мячик -...; нога, рука -...;
роза, одуванчик -...; март, сентябрь -...;
дуб, береза -...; дождь, снег -...;
фонарь, лампа -...; дуб, береза - …

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

5.7. "Классификация по зрительному образцу"

Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку – все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

5.8. "Разложи по группам"

Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

5.9. "Классификация по обобщающему слову"

По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

5.10. "Лишнее слово"

Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: "Какое слово лишнее? Почему?".

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.
Темно, пасмурно, светло, зябко.
Береза, осина, сосна, дуб.
Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.
Диван, стол, кресло, дерево.
Много, чисто, мало, наполовину.
Ручка, мел, пенал, кукла.
Вчера, сегодня, утром, послезавтра
Землетрясение, тайфун, гора, смерч.
Запятая, точка, тире, союз.
Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

 

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.
Лежать, стоять, плакать, сидеть.
Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.
Красный, синий, красивый, желтый, серый.
Молчать, шептать, смеяться, орать.
Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

 

5.11. "Ранжирование"

Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох - абрикос - арбуз - апельсин - вишня;

пчела - воробей - бабочка - страус - сорока;

зуб - рука - шея - палец -нога;

снежинка - сосулька - айсберг - льдина - сугроб;

улица - квартира - город - страна - Земля;

младенец - юноша - мужчина - старик - мальчик;

молчать - говорить - кричать - шептать.

5.12. "Многозначность слов"

Сыграйте с ребенком в игру "Посмотри, как интересно!". Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1-3 мин.) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

5.13. "Вставь пропущенное слово"

Объясните ребенку, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач. Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой - второго. Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ.

 

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ
ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ(...) ФРОНТ
  (ответ: жаба)   (ответ: окно)  
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА
КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ
  (ответ: кожа)   (ответ: слон)

5.14. "Распутай узел"

Ребенку мысленно нужно "развязать" узлы и рассказать, как он это делает.

 

5.15. "Садовник"

Надо пройти так, как шел садовник. Он обошел по порядку все яблони (на рисунке – точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.

 

 

5.16. "Полянки"

Ребенку предлагается рисунок "Полянки" и зашифрованное письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь. Примеры представлены на рисунке:

 

 

Предложите выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором надо найти домик по инструкции психолога, например: "Вверх, направо, направо вниз, налево вниз" и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно.

5.17. "Методы Равена и Айзенка"

Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка: "Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место?"

На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.

 

 

5.18. "Продолжи ряд чисел"

Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его, назвав (записав) подряд несколько чисел.

 

6 9 12 15 18 21 (...) (ответ: 24 27 30 33) 15 12 14 11 13 10(...)
5 10 15 20 25 30 (...) (ответ: 35 40 45 50) 3 7 11 15 19 23 (...)
16 12 15 11 14 10 (...) (ответ: 13 9 12 8) 11 16 14 19 17 22(...)

5.19. "Найди три числа"

Ребенку предлагается: "Напиши три следующих числа в каждом ряду".

 

2 4 6 8 (...) (ответ: 10 12 14) 18 10 64 (...)
1 4 7 10 (...) (ответ: 13 16 19) 25 8 11 (...)
21 17 13 (...) (ответ: 9 5 1) 8 12 16 20 (...)

Литература




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 909; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.