КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теоретическая часть. Метод фокальных объектов, гирлянд случайностей
И ассоциаций. Метод фокальных объектов, гирлянд случайностей Практическая работа № 1. Методические указания к практическим работам по курсу «Методы научно-технического творчества», для студентов, обучающихся по направлению подготовки 151.05.04 «»Автоматизация технологических процессов и производств»
Москва 2016г.
Разработано на основе рабочей программы дисциплины «Методы научно-технического творчества» Рецензенты: профессор кафедры «Автоматизированные станочные системы и инструмент» Московский политехнический университет В.А. Михайлов
доцент кафедры «Автоматизированные станочные системы и инструмент» Московский политехнический университет Б.Е. Пини
Работа подготовлена на кафедре «технологии и оборудование машиностроения»
Методы технического творчества: методические указания / А.Д.Максимов. – М.: Московский политехнический университет, 2016. – 64 с.
В настоящих методических указаниях рассмотрены наиболее распространенные методы поиска новых технических решений с целью развития творческой активности студентов в процессе обучения, дается общая методика анализа технических систем, приведены правила составления заявки на изобретение.
© А.Д. Максимов, 2009 © Московский политехнический университет. 2009
Содержание:
стр. 1. Метод фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций..................4 2. Метод мозговой атаки........................................................................................8 3. Метод аналогий ………………………………………………………………...12 4. Функциональный анализ технических систем.................................................16 5. Морфологический анализ и синтез технических систем...............................22 6. Функционально-физический анализ технических систем..............................33 7. Сопоставительный функциональный анализ технических систем................39 8. Методические указания по составлению заявки на изобретение...................46 Литература................................................................................................................63
Метод фокальных объектов – метод индивидуального или коллективного поиска новых оригинальных идей или новых разновидностей товаров широкого потребления. Метод был предложен русским ученым М. Ломоносовым, а затем был развит и усовершенствован В. Кунцем. Слово «фокальных» означает, что объект находится в фокусе (центре) внимания человека при поиске оригинальных идей. Применение метода не требует специального обучения, но для его эффективного использования нужно богатое воображение, развитое ассоциативное мышление, умение видеть скрытые свойства объекта. Работа по методу может использоваться как упражнение по развитию воображения и ассоциативного мышления. Ассоциации являются отражением в сознании человека взаимосвязей предметов и явлений действительности в виде закономерной связи элементов сознания (ощущений, представлений), т.е. это образы, возникающие в сознании человека в ответ на какое-то раздражение, например, в ответ на слово - раздражитель. При этом выявляются так называемые первичные ассоциации, число которых в ответ на одно слово колеблется обычно в пределах 10. Кроме первичных ассоциаций, вызываемых обычно без задержки (замедления), человек может генерировать большое число дополнительных ассоциаций, обычно именно эти ассоциации позволяют выявить неожиданные, нетримальные свойства рассматриваемого понятия или объекта. Умение найти связи между, на первый взгляд, независимыми утверждениями или предметами позволяет увидеть новые связи в технических объектах, и это приводит к появлению нестандартных решений задач. Для развития ассоциативного мышления можно (в качестве тренировки) установить ассоциативные переходы между двумя любыми, случайными, не связанными понятиями. Чем более развито у человека воображение, тем более дальние (по качеству промежуточных ассоциаций – шагов) ассоциативные переходы он может найти. Так, например, переход от понятия «мост» к понятию «паутина», которые весьма отдалены, может иметь вид: «мост-река – берег – почва – трава – паук - паутина». Также эффективным упражнением по развитию ассоциативного мышления является установление продолжительных ассоциативных переходов между двумя совершенно независимыми или противоположными утверждениями. Например, «когда гремит гром…» и «солнце слепит глаза…». На первый взгляд связи между этими утверждениями нет, но двигаясь от первого утверждения по ассоциативной цепочке переходов, можно в конце концов прийти ко второму утверждению, выстроив ассоциативную связь между ними.
2. Методика проведения поиска оригинальных (новых) идей методом фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций. Поиск новых решений производится в несколько этапов (шагов). Рассмотрим пример. 1-й шаг. Выбор объекта совершенствования, постановка задачи, определение недостатков исходного объекта. 2-й шаг. Определение синонимов объекта (стул) ими будут кресло, табурет, пуф. Составим гирлянду синонимов: стул – кресло – табурет – пуф. 3-й шаг. Произвольный выбор случайных объектов, не имеющих отношения к решаемой задаче. Например, наобум из головы или из энциклопедического словаря, или как угодно по другому выбирают несколько имен существительных, которые даже не обязательно должны обозначать технические объекты. Из отобранных слов составим вторую гирлянду. Например: электролампочка - решетка - карман - кольцо - цветок - пляж. 4-й шаг. Составление комбинаций из элементов гирлянды синонимов и гирлянды случайных объектов. Например, получим: стул с электролампочкой, решетчатый стул, стул с карманами, стул для пляжа, электрическое кресло, табурет для цветов и т. д. 5-й шаг. Составление перечня признаков случайно выбранных объектов. Необходимо определить возможно большее количество признаков в течении двух -трех минут. Все признаки удобно свести в таблицу, при этом необходимо как можно шире охватить область поиска признаков, перечисляя как основные, так и второстепенные и малозначительные.
6-й шаг. Генерирование идей путем поочередного присоединения к техническому объекту и его синонимам признаков случайно выбранных объектов. Например: присоединяя к гирлянде синонимов стул - кресло - табурет - пуф гирлянды признаков электролампочки можно получить следующее соединение: стеклянный стул, теплоизлучающее кресло, колбообразный пуф, прозрачное кресло, стул с электроконтактами и т. д. Аналогично образуется перечень новых конструкций при присоединении гирлянды синонимом с другими признаками гирлянды случайных объектов. 7-й шаг. Генерирование гирлянд ассоциаций. Поочередно из признаков случайных объектов, сведенных в таблицу на четвертом шаге, генерируются гирлянды свободных ассоциаций. Так как они могут получиться неограниченной длины, их следует ограничить по времени. Каждый член коллектива занимается составлением гирлянд самостоятельно. Рассмотрим для примера генерирование гирлянды ассоциаций по первому признаку случайного объекта и электролампочки. Этот признак унас эпитет «стеклянная». Необходимо сначала поставить вопрос, что напоминает слово «стеклянная». Ответ может быть, например, волокно. Далее задастся вопрос: что напоминает слово «волокно»? Кому то оно напоминает плетение, вязание. Если следовать дальше, то вязание может напомнить бабушку, у которой ревматизм и она его лечит на южном курорте, где жарко и она укрывается от солнца под зонтиком или в тени садовой беседки, где отдыхают в солнечные дни. Солнце может напомнить эллиптические орбиты, по которым движутся планеты и летают космонавты, стать которыми мечтают все дети и т. д. Отсюда гирлянда ассоциаций будет выглядеть следующим образом: стекло - волокно - вязание - бабушка - ревматизм - курорт - юг - жара - тень - зонтик - садовая беседка - солнце - эллипс - орбита - планета - космонавт - дети. Аналогично создаются гирлянды ассоциаций по всем другим признакам лампочки, а затем генерируются гирлянды и по всем признакам других объектов таблицы. 8-й шаг. Генерирование новых идей. К элементам гирлянды синонимов технического объекта поочередно пытаются присоединить элементы гирлянд ассоциаций. Например, только с использованием первой гирлянды ассоциаций можно получить: стеклянный стул, кресло из стекловолокна, вязаный пуф, табурет для бабушки, кресло для лечения ревматизма, курортное кресло, кресло от жары, кресло для космонавта и т. д. На этом шаге осуществляется оценка полученных технических объектов с точки зрения наличия оригинальных и заманчивых. Если таких оказывается мало, то можно продолжить создание гирлянд ассоциаций на основе какого-нибудь нового элемента гирлянд из 6-го шага. 9-й шаг. Оценка и выбор рациональных вариантов идей. Из множества сгенерированных на предыдущих шагах не рациональных, травиальных и даже нелепых идей, как правило, всегда найдутся оригинальные и рациональные. На практике интересные идеи составляют от 2% до 50% из всех выдвинутых. Подмечена такая закономерность, что чем больше найдено оригинальных идей, тем меньше среди них рациональных, т. е. наблюдается их обратно пропорциональная зависимость. Отбор вариантов обычно производят в несколько этапов. Сначала вычеркивают явно не рациональные варианты. Затем отбирают наиболее оригинальные варианты сомнительной полезности, но привлекающие своей неожиданностью. Список этих вариантов целесообразно изучить с привлечением экспертов или творческого коллектива. В список рациональных решений включают варианты наилучшим образом отвечающие поставленным целям и требованиям производства. 10-й шаг. Отбор наилучшего варианта из рациональных. Весьма простым и эффектным является метод экспертных оценок. В состав группы экспертов обычно включают конструкторов, технологов, экономистов, психологов, дизайнеров, коммерческих работников, из торговли, потребителей, а в ряде случаев и других специалистов - в области моды, стандартизации, информатики и т. д. На основе анализа все идеи можно классифицировать по: - функциональному назначению (кресло для лечения, для загорания и т. д.) - конструкции объекта (кресло с зонтиком, карманом, встроенным радиоприемником и т. д.) - технологии изготовления (плетеное кресло, эмалированный стул и т. д.) - материалу (стеклянный стул, пластмассовое кресло, шерстяной пуф и т. д.) - форме объекта (чашеобразное кресло, эллипсообразный пуф и т. д.) - принципу действия (передвижной стул, катапультируемое кресло и т. д.) - внешнему виду и оформлению (прозрачное кресло, разноцветный пуф и т.п.) Идеи, классифицированные подобным образом иногда целесообразно комбинировать, так можно получить эллипсообразное пластмассовое кресло с зонтиком (для пляжа) со встроенными часами и радиоприемником.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 459; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |