КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методика проведения М.А2.1. Формирование учебной творческой группы. Целесообразное количество участников в творческой группе от 3...4 до 10...15 человек. Исходя из этого, учебная группа делится на две подгруппы. Первая - "генераторы", только выдвигает (генерирует) идеи, вторая - "эксперты" по окончании работы первой выносит суждение о рациональности выдвинутых идей. При необходимости можно повторить занятие, поменяв участников ролями. Студентов с явно выраженным критическим складом ума нецелесообразно использовать в подгруппе "генераторов идей", т.к. их склонность обращать внимание, прежде всего на недостатки или отрицательные стороны высказанных другими идей, отрицательно сказывается на эффективности ее работы. В идеале, творческая группа - это дружная сыгранная команда, члены которой взаимно усиливают друг друга.
2.2. Формулировка задачи. Постановка задачи перед творческой группой может иметь самую различную форму и содержание. Преподаватель может поставить учебную задачу (типовую) с учетом специальности, по которой обучается данная группа студентов, а может сформулировать реальную проблемную, исходя из тематики научно-исследовательской работы кафедры. В любом случае, предварительная краткая формулировка должна отвечать на следующие вопросы: 1.В чем состоит затруднение или проблемная ситуация и какова ее предистория? 2. Что требуется сделать для устранения проблемной ситуации и что желательно в итоге иметь? З. Что мешает решению проблемы или достижению цели? 4. Что дает решение проблемы для людей, предприятия или общества? В учебных целях, преподаватель может заранее дать задание одному или группе студентов, исходя из известных правил [1 (гл.7)], сформулировать задачу на рекомендованную тему или на их усмотрение. Правильная постановка творческой инженерной задачи - это половина ее решения и необходимо относиться к этому этапу с полной ответственностью и серьезностью.
2.2.1. Пример предварительной формулировки задачи. 1. При черновой обдирке крупногабаритных заготовок труднообрабатываемых жаропрочных материалов на токарном оборудовании образуется широкая сплошная сливная стружка. Обработка одной заготовки продолжается в течение 1-2 смен. В результате стружка забивает рабочую зону, наматывается на вращающиеся части станка, представляя опасность для станочника, вызывает трудности при ее уборке, транспортировке и переработке. 2. Необходимо обеспечить обработку, отвечающую требованиям техники безопасности и снижающую трудоемкость уборки, транспортировки и переработки отходов. 3. При оптимизации режимных параметров нельзя увеличивать затрачиваемое на обработку время. По этой же причине не желательна частая остановка оборудования для периодической уборки накопившейся стружки. 4. Решение задач позволит улучшить условия обслуживания оборудования, повысить производительность и качество обработки, снизить себестоимость переработки отходов, как в данном конкретном, так и в других аналогичных случаях.
2.3. Правила для участников М.А. Сеанс МА - это особое психологическое состояние участников, когда думается без волевых усилий, поскольку в атмосфере цепной реакции идей включается самый мощный аппарат творческого мышления - подсознание (интуиция) человека. Отсюда существуют следующие правила организации работы участников МА. 1. Стремитесь высказать максимальное число идей, отдавайте предпочтение количеству, а не качеству идей и их рациональности. Формулируйте идею как можно короче. 2. Во время сеанса МА абсолютно запрещена критика. Запрещаются неодобрительные замечания, иронические реплики, скептические оценки, "ядовитые" шутки, жесты и мимика, выражающие отрицательное отношение к высказанной другим идее. Запрет критики позволяет нейтрализовать психологические препятствия, связанные с застенчивостью, боязнью казаться смешным, потерять свое "лицо" в мнении окружающих. 3. Внешне и внутренне принимайте к действию, одобряйте и развивайте все идеи, даже заведомо непрактичные и кажущиеся глупыми. Плохие идеи – это катализаторы, без них не будет хороших. Отдавайте предпочтение не системной логике в мышлении, а озарениям, ассоциациям и безграничной фантазии. 4. Создавайте и поддерживайте в коллективе обстановку раскованности и непринужденности, шутки, каламбуры, юмор, смех способствуют продуктивному мышлению. 5. Стремитесь развивать, комбинировать и улучшать высказанные ранее идеи, получать от них новые ассоциативные варианты.
2.4. Запись и оформление результатов М.А. Как правило, фиксирование идей, высказываемых участниками М.А., производится одним из трех способов: - обычной записью на листе бумаги или на учебной доске; - с помощью магнитофона; - каждый участник после высказывания записывает свою идею, лучше на приготовленную заранее отдельную карточку. После сеанса, совместно с другой подгруппой "экспертов", проводится редактирование полученного списка идей с полукритическим отношением. При этом отбрасываются наименее приемлемые и абсурдные идеи, а также могут быть усилены и конкретизированы некоторые из отобранных или дополнены новые, возникающие во время редактирования. Все отобранные идеи желательно разделить на три группы: наиболее приемлемые и легко реализуемые для решаемой задачи, наиболее эффективные и перспективные, прочие. Можно также выделить "категории" идей, объединяющие несколько идей по каким-либо признакам. Иногда они представляют наибольшую ценность МА.
2.5. Организация проведения М.А. Общая продолжительность МА составляет 2 учебных часа. Отдельные этапы МА имеют следующие затраты времени: -формирование подгрупп и ознакомление участников МА с правилами проведения сеанса (5-10 мин.); -постановка задачи руководителем сеанса МА (преподавателем) с ответами на вопросы (10-15 мин.); -проведение мозговой атаки (20-30 мин.) с перерывом на 5 мин.; -составление и редактирование списка идей (30-40 мин.).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |