КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практическая работа №4
Занятие 4 Решение задач Задача 1. Рассчитайте коэффициент наследуемости признака, если конкордантность монозиготных близнецов по данному признаку составляет 65%, а конкордантность дизиготных близнецов – 22%. Каково участие наследственных и средовых факторов в формировании данного признака? Задача 2. Рассчитайте коэффициент наследуемости признака, если конкордантность монозиготных близнецов по данному признаку составляет 40%, а конкордантность дизиготных близнецов – 12%. Каково участие наследственных и средовых факторов в формировании данного признака? Задача 3. Рассчитайте коэффициент наследуемости признака, если конкордантность монозиготных близнецов по данному признаку составляет 20%, а конкордантность дизиготных близнецов – 12%. Каково участие наследственных и средовых факторов в формировании данного признака? Примечание: Формула Хольцингера Н=(СМЗ-СДЗ)/(100-СДЗ); Е+Н=1
IX. Перечень знаний, навыков и умений, которыми студент должен овладеть: - уметь составлять родословную, легенду; - уметь определять тип наследования заболевания, - знать современные достижения в области молекулярной диагностики наследственных болезней, - пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой для профессиональной деятельности;
Х. Задание на дом: Тема: «Методы генетики человека. Часть 2. Популяционно-статистический метод. Цитологический метод. Дерматоглифика». ТЕМА: «Методы генетики человека. Часть 2. Популяционно-статистический метод. Цитологический метод. Дерматоглифика» В любой науке столько истины, И.Кант I. Актуальность темы Согласно законам наследования все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации - генами, локализованными в специфических структурах клетки – хромосомах. Предметом исследования генетики служит природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления, изменения и воспроизведения, возможные пути и методы их искусственного синтеза, формирование сложных свойств и признаков целостного организма, взаимосвязь наследственности и изменчивости, отбора и эволюции. Изучение наследственности и изменчивости методами генетики осуществляется на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, на уровне целостного организма и популяции (совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя во многих поколениях).
II. Цель занятия Изучить основные методы генетики человека. Уметь использовать методы генетики человека для генетического анализа.
III. Исходные знания 1. Знать молекулярные и цитологические основы организации наследственного материала у эукариот. 2. Знать основные формы, уровни и закономерности проявления изменчивости. 3. Владеть основными законами наследования и наследственности
IV. План изучения темы 1. Популяционно-статистический метод. 2. Цитогенетический метод. 3. Дерматоглифический метод.
V. Литература 1. Лекции 2. Пехов А.П. Биология: медицинская биология, генетика и паразитология: учеб. для студентов мед.вузов/ А.П.Пехов.– М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 656 с.: ил. Гриф УМО. 3.Биология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / под ред. О. Б. Гигани. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. - 272 с.: ил. гриф МО РФ 4. Биология: учеб. для студентов мед. специальностей вузов: в 2 кн./ под pед. В.Н.Яpыгина. - 7-е изд., стер. - М.: Высш. шк,2005, 2010, 2011. Гриф МО РФ 5. Грин, Н. Биология: в 3 т./ Н.Гpин, У.Стаут, Д.Тейлоp; под pед. Р.Сопеpа; пеp. с англ. М.Г.Дуниной и дp.; под pед. Б.М.Медникова, А.А.Нейфаха. - 2-е изд., стеp. - М.: Миp, 2004. 6. Антропология: учеб. для студентов высш. учеб. заведений/ В.М.Харитонов, А.П.Ожигова, Е.З.Година и др. - М.: Владос, 2003. - 271 с.: ил. 7. Хрисанфова, Е.Н. Антропология: учебник для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по биолог. специальностям/ Е.Н.Хрисанфова, И.В.Перевозчиков. - 3-е изд. - М.: Изд-во МГУ; Высш. шк., 2002- 400 с.: ил. Бочков, Н. П. Клиническая генетика: учеб. / Н. П. Бочков, В. П. Пузырев, С. А. Смирнихина. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гэотар-Медиа, 2004, 2006, 2011. 8. Мутовин, Г. Р. Клиническая генетика: Геномика и протеомика наследственной патологии: учеб. пособие / Г. Р. Мутовин. — 3-е изд., переработ. И доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 832 с 9. Периодические издания - журналы: Бюллетень экспериментальной биологии и медицины; Курский научно-практический вестник "Человек и его здоровье"; Медицинская генетика; Успехи современной биологии; Молекулярная биология. 10. Электронное информационное обеспечение и Интернет-ресурсы: 11. Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента» www.studmedlib.ru
VI. Вопросы для самоконтроля 1. Закон Харди-Вайнберга, математическое выражение, его биологическое значение. 2. Применение закона в генетике популяций. 3. Цитогенетический метод, его основа. 4. Показания для цитологического метода обследования. 5. Методика получения метафазной пластинки. 6. Методы определения хромосомных аббераций. 7. Разные типы окрашивания хромосом (Q,G,R,C,T-окрашивания). 8. Дерматоглифический метод исследования, его основы и сущность. 9. Основы дактилоскопии, планто- и пальмоскопии.
VII. Обязательные для выполнения задания на самоподготовку Решите задачи, используя закон Харди-Вайнберга 1. Алкаптонурия - рецессивный признак, который встречается в популяции с частотой 1:1000000. Вычислите количество гетерозигот в городе с населением 600000 человек. 2. Глухонемота связана с врожденной глухотой, которая препятствует нормальному усвоению речи. Наследование аутосомно-рецессивное. Средняя частота заболевания колеблется по разным странам. Для европейских стран равна приблизительно 2: 10000. Определите возможное число гетерозиготных по глухоте людей, в районе, включающем 8млн. жителей. 3. В одной панмиктической популяции частота аллеля В составляет 0,1, а в другой – 0,9. В какой популяции больше гетерозигот? 4. В популяции человека кареглазые люди составляют 51%,а голубоглазые – 49%.Ген кареглазости – доминантный. Какой процент кареглазых составляют гомо - и гетерозиготы?
VIII. Самостоятельная работа в лаборатории Генетическая структура популяции человека Задание 1. Изучение распространения некоторых менделирующих признаков в популяции человека. Подсчитайте число студентов в группе: - способных складывать язык трубочкой (аутосомно-доминантный признак) и не способных складывать язык трубочкой (аутосомно-рецессивный признак); - имеющих свободную мочку уха (аутосомно-доминантный признак) и приросшую мочку уха (аутосомно-рецессивный признак); Полученные данные внести в таблицу и с учетом некоторых допущений рассчитайте генетический состав популяций
Примечание: закон Харди-Вайнберга р2+2рq+q2=1
Задание 2: Определение генетической структуры популяций. Результаты анализа девяти микросателлитных локусов Y-хромосомы образцах ДНК солдат, погибших в локальном военном конфликте, представлены в таблице. Такой же анализ проведен у мужчин из семей солдат, пропавших без вести в том же конфликте. Цифры соответствуют количеству повторов в каждом локусе. Определите, какие из образцов могут соответствовать близким родственникам.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1551; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |