КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Организационные принципы коммерции 2 страница
Юридическое лицо – хозяйственная организация, цель которой – извлечение прибыли, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая по своим обязательствам этим имуществом. Физическое лицо – это индивидуум, занимающийся хозяйственной деятельностью, целью которой является извлечение прибыли. Для успешной коммерческой деятельности требуется эффективная организационная система, где каждый экономически самостоятельный ее элемент занимает определенное место и выполняет установленные правилами функции. Своеобразной первичной ячейкой коммерции, кирпичиком, из которого складывается строение, называемое коммерцией, является коммерческое предприятие. Предприятие (в коммерции) – обособленная имущественная единица, использующая свои материальные и интеллектуальные ресурсы для производства или продажи товаров и услуг соответствующего вида и ассортимента. Оно представляет собой самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица. Его целью является осуществление предпринимательской деятельности. Коммерческое предприятие занимается как производством продукции, товаров, услуг, так и их реализацией. Коммерческое предприятие – самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, осуществляющий производство и продажу продукции, товаров, услуг с целью извлечения прибыли. Если коммерческое предприятие является унитарным, то оно не наделено правом собственности на закреплённое за ним имущество[5]. Известны две формы унитарных предприятий: государственное или муниципальное. Они используются предприятием на правах хозяйственного ведения или оперативного управления, т.е. оно может распоряжаться имуществом, но продать или разделить его по паям и долям не может. Унитарное коммерческое предприятие (государственное или кооперативное) – хозяйствующий субъект, не обладающий правам собственности на закрепленное за ним имущество. Однако, только часть коммерческих предприятий (притом меньшая) относится к категории унитарных. Остальные создаются и функционируют в форме коммерческих организаций, которые являются самостоятельными хозяйствующими субъектами и обладают правом собственности. Коммерческая организация – сложное многоструктурное понятие. Во-первых, она представляет собой хозяйственное общество, товарищество, т.е. объединение индивидуальных или корпоративных участников (пайщиков), ориентированное на извлечение прибыли. Во-вторых, это структурно упорядоченное и взаимообусловленное добровольное объединение предприятий, которое функционирует, руководствуясь общей целью, интересами и планами. В отличие от унитарного предприятия коммерческая организация обладает всеми правами собственности. Как юридическое лицо, коммерческая организация представляет собой объединение двух и более лиц, обычно зарегистрированное в установленном законом порядке, т.е. унитарные предприятия также могут выступать в качестве организаций.Хозяйственные товарищества и общества, как коммерческие организации, обладают уставным капиталом, который разделён на доли (вклады) участников. Имущество, созданное за счёт вкладов участников, а также произведённое и приобретённое хозяйственным товариществом или обществом, находится в его собственности. Примером коммерческой организации может быть торговая сеть, состоящая из совокупности магазинов и выступающая под общим названием (см. гл.4). Существуют различные типы коммерческих организаций: компании, корпорации, фирмы, предприятия, учреждения и т.п., выполняющие свои социально-экономические и организационные функции и имеющие собственные системы управления. В коммерции наиболее часто используется термин фирма как обобщенный синоним коммерческой организации, Как правило, коммерческие организации имеют функциональные подразделения, которые занимаются прогнозированием, экономическим анализом, планированием, оперативным регулированием, учетом и контроллингом. Коммерческая организация – хозяйственное общество/товарищество, объединение пайщиков, или предприятий, а также объединение двух и более юридических лиц. Понятия организации и предприятия часто совпадают. В коммерции функционируют фирмы двух типов – головные компании, включающие собственно предприятия и их филиалы, и управляющие объединения, т.е. не занимающиеся производственной деятельностью, а только выполняющие управленческие функции. К субъектам коммерции относятся не только индивидуальные (независимые) предприятия, но и различные объединения. Сюда входят: · концерны – промышленные комплексы; · конгломераты – многоотраслевые объединения; · консорциумы – объединения предприятий на договорной основе для выполнения определенной задачи; · финансово-промышленные группы (ФПГ) – объединение производственных, инвестиционных и кредитно-финансовых предприятий и учреждений в форме акционерных обществ и других интеграционных проявлений; · холдинги и субхолдинги – предприятия, владеющие акциями других компаний, т.н. дочерних. Организация коммерческой деятельности в значительной степени ориентирована на те формы собственности, к которым принадлежит предприятие. Собственность представляет собой имущество или финансовые средства, принадлежащие физическому или юридическому лицу. Организация коммерции исходит из того факта, что основная часть товаров (почти 9/10) продается через каналы частной торговли. Так, в 2006 г. в общем обороте розничной торговли доля государственной и муниципальной собственности составляла 2,1%, частной собственности – 85,9%, других форм собственности – 12,0% (в том числе в потребительской кооперации – 1,2%)[6]. Это хорошо видно на секторной диаграмме (см. рис. 1.1). Рис. 1.1. Структура оборота розничной торговли
Коммерческая собственность гарантирована Конституцией Российской Федерации. По формам собственности коммерческие предприятия разделяются на: · государственные (федеральные); · муниципальные; · частные (семейные, коллективные, в частности, акционерные и кооперативные); · смешанные (государственные с участием частного капитала, в т.ч. иностранного). Кроме того, в коммерции действуют индивидуальные частные предприниматели, т.е. физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, т.н. ПБОЮЛ. Как было сказано ранее, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, представляет собой форму коллективного предприятия или объединения предприятий, хозяйственных обществ и товариществ, занимающихся бизнесом в целях извлечения прибыли. Следует учитывать, что управление коммерческой деятельностью базируется на общих принципах менеджмента. Менеджментом в коммерции называется совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления торгово-сбытовой деятельностью, в частности, управление персоналом. При этом управленческая деятельность в коммерции опирается на использование достижений науки управления. Основная цель менеджмента в сфере коммерции – достижение высокой эффективности сбыта и торговли. В коммерции следует исходить из требования выбора рациональной структуры предприятия. В теории менеджмента под организацией понимают пространственно-временную структуру (в данном случае коммерцию), которая в процессе взаимодействия элементов и факторов, позволяет осуществлять устойчивое управление как системой в целом, так и ее элементами. Каждая конкретная фирма создается как иерархическая структура, способная выполнять определенные функции, которые зависят от ряда факторов, в частности, размера предприятия, его специализации и окружающей среды. Хозяйствующими субъектами коммерции являются российские и иностранные коммерческие организации и их объединения (союзы или ассоциации), а также индивидуальные предприниматели. К ним относятся физические или юридические лица, профессионально занимающиеся коммерцией. · производитель – промышленное, аграрное, строительное и другое производственное предприятие или физическое лицо, сбывающее произведенную им продукцию; · торговое или закупочное предприятие, многократно перепродающие закупленные ими товары; · юридические и физические лица (индивидуальные продавцы), единовременно продающие принадлежащую им собственность. Владелец товара, продавец, является активным субъектом коммерции. Пассивным субъектом коммерции, с некоторой степенью условности, можно считать покупателя, который приобретает товар для потребления, как индивидуального, так и массового, но не для перепродажи. На рис. 1.2 показана принципиальная схема взаимоотношений продавца и покупателя.
Рис. 1.2. Функции продавца и покупателя на рынке товаров
Продавцом может быть любой владелец собственности, в частности, к категории продавцов относятся: а) государственные и негосударственные производственные предприятия и учреждения (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и т.д.), индивидуальные производители, осуществляющие сбыт собственной продукции; б) торговые посредники (различного типа дистрибьюторы), осуществляющие перепродажу товара; в) непроизводственные государственные и негосударственные учреждения и предприятия, продающие принадлежащие им товары; г) социально-бытовые учреждения, занимающиеся оказанием платных услуг населению; д) общественные учреждения и ассоциации, которые могут продавать принадлежащие им изделия, а также оказывать платные услуги; е) население: имеется в виду та часть населения, которая занимается перепродажей товаров, а также продающие принадлежащую им часть личной собственности. К данной категории не следует относить физических продавцов, т.е. лиц, осуществляющий технологический процесс продажи в конкретном магазине. К покупателям (в экономическом смысле) относятся: а) производственные потребители, в т.ч. предприятия, перерабатывающие товар в другой продукт или включающие его в виде компонента нового продукта; б) торговые посредники (дистрибьюторы, принимающие права собственности), покупающие товары не для потребления, а для перепродажи; в) конечные массовые потребители товара (социально-бытовые учреждения и учреждения культуры, учебные заведения, общественные учреждения и ассоциации, государственные учреждения сферы управления, армия); г) конечные индивидуальные потребители (население). Покупателем может быть любой собственник товара, выступивший в роли торгового посредника, или перекупщика, приобретающий товар для последующей перепродажи. Он может быть также потребителем, покупающим товар для удовлетворения собственных потребностей, как личных, так и профессиональных. На следующем рисунке (см. рис. 1.3) приводится обобщенная схема, отражающая характер участия корпораций и индивидуумов в торговом процессе.
Рис. 1.3. Основные типы продавцов и покупателей В 2006 г. в оптовой торговле насчитывалось 460 тыс. функционирующих организаций, в розничной торговле, включая торговлю автотранспортными устройствами и мотоциклами, – 234,6 тыс. организаций[7]. В коммерции, как и в других сферах управления, должны соблюдаться основные принципы менеджмента, которые включают: · научность (научно обоснованные методы организации коммерческой деятельности); · системность (в коммерции включает структуру коммерческих предприятий, организацию коммерческой деятельности, управление коммерческими предприятиями, саморегуляцию, стабильность ситуации на рынке, динамичность развития, открытость, активность, среда и др.); · комплексность (в коммерческой деятельности умение сочетать интересы различных отраслей и предприятий, объединять свои усилия в общих интересах для получения максимально возможной прибыли); · принцип демократического централизма (необходимость разумного, рационального сочетания централизованной и децентрализованной коммерческой политики в управлении предприятиями); · принцип единоначалия (действует в коммерческих организациях и предприятиях, где часто создается коммерческая служба или вводится должность коммерческого директора, а также функционируют отделы/службы логистики); · принцип коллегиальности в выработке решений (руководство осуществляется коллегией, т.е. группой уполномоченных лиц, каждое из которых несет персональную ответственность за определенную сферу деятельности; в разумных пределах должен сочетаться с принципом единоначалия); · принцип оптимального сочетания отраслевых и территориальных интересов (разработка оптимальных пропорций покупательского спроса во времени и в пространстве, экологической защиты потребителей, социальных параметров производства и потребления); · принцип приоритетности (очередности) действий коммерческих предприятий и организаций с позиции обеспечения их рентабельности; · принцип оптимального сочетания положительной синергичности [8] в деятельности организации (через общую заинтересованность в результатах труда) и здоровой состязательности (конкуренции) между ее членами; · постоянный учет психологических, возрастных, половых и культурно-этнических особенностей работников коммерческих предприятий и их мотивацию. Самостоятельным принципом организации коммерции можно считать федерализм, т.е. принцип территориальной организации государства и ее экономики. Он проявляется как в распределении самостоятельных коммерческих предприятий и организаций по регионам, так и в вертикальной системе управления корпоративными коммерческими организациями. В качестве примера приводится региональная характеристика товарооборота розничных торговых организаций в группировке по федеральным округам (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Региональное распределение товарооборота организаций
Окончание табл. 1.1
Источник: Российский статистический ежегодник. 2008. Ст. сб. / Росстат. – М.: 2008, С. 558 – 559, 561 – 562 и собственные расчеты автора.
Географически продажа товаров в розничной торговле распределяется таким образом, что три четверти ее товарооборота приходятся на европейскую часть России. Примерно 1/10 оборота ориентируется на Уральский пояс – географический центр России. Только 15% товаров продаются в Азиатской части страны, в Сибири (12%) и на Дальнем Востоке (около 4%). Напомним, плотность населения (число жителей на 1 км2 территории) в разных географических регионах сильно различается в Европейской и Азиатской частях страны. Так, в Европейской части страны плотность населения в среднем составляет 26,2 чел./км2, на Урале – 6,7 чел./км2, в Сибири и Дальнем Востоке – 2,3 чел./км2. В 2007 г. в торговых организациях розничной торговли, включая торговлю автотранспортными средствами и бензином, насчитывалось 226,1 тыс. хозяйственных единиц. В этом году населению было продано потребительских товаров на сумму 3534,3 млрд. руб., в результате чего была получена прибыль (валовая) в 679,4 млрд. руб. Рентабельность этих торговых организаций (процентное соотношение прибыли и затрат) составила 125,6%. Все расходы на покупку товаров в розничной торговле выросли с 2000 по 2007 г. в 4,7 раза, однако, с учетом инфляции, реальный объем продажи товаров увеличился только в 2,2 раза (т.е. в действительности увеличивался в 2,1 раза медленнее). В расчете на одного жителя в 2007 г. на приобретение товаров в розничной торговле было израсходовано 76,5 тыс. руб., что в 4,6 раза больше, чем в 2000 г. В сопоставимых данных товарооборот на душу населения вырос в 2,2 раза[9]. Самостоятельной формой коммерческого бизнеса является электронная коммерция (E - commerce). Существует несколько определений Е -коммерции. Наиболее точным представляется утверждение, что это любая форма бизнес-процесса, в котором взаимодействие между субъектами коммерции происходит с помощью электронных технологий. В это понятие входит использование возможностей информационных сетей: маркетинг, организация купли-продажи товаров, предоставление услуг, продажа рекламной информации и т.д. Особо выделяется Интернет-коммерция (I -коммерция), как часть Е -коммерции, транзакции[10] которой осуществляются посредством сети Интернет. Электронная коммерция – типа «клиент-бизнес» – это покупка товаров в режиме онлайн (online), по существу она представляет собой традиционную розничную продажу товаров, но через Интернет-магазины, т.е. это электронная торговля, входящая в сектор экономики В2С (business-tо-consumer). Система B2C охватывает всю необходимую бизнес-инфраструктуру для управления процессом электронной торговли через Интернет и Web -витрины[11]. В последние годы получила определенное распространение электронная торговля через Интернет-магазины (E-shop). Интернет-магазин представляет собой интерактивный сайт, на котором происходит продажа товара покупателю, причем, сделки могут совершаться как физическими, так и юридическими лицами. Интернет-магазин предоставляет определенный набор услуг, в частности: · рекламируются товары и услуги, а также принимаются заказы; · предлагаются различные варианты оплаты заказанных товаров и услуг, в частности, возможна их мгновенная оплата через Интернет; · посетитель имеет возможность зарегистрироваться с помощью логина и пароля и в дальнейшем использовать уже введенные им данные при входе в разделы сайта; · посетитель может выписать счет на оплату товаров и услуг, служащий одновременно подтверждением принятия заказа; · осуществляется оперативная доставка заказанных товаров и услуг; · предоставляется гарантия и страхование заказанных и оплаченных товаров и услуг; · обеспечивается соблюдение конфиденциальности совершаемых сделок. Интернет-магазин – интерактивный сайт, в котором происходит продажа товара покупателю (как физическим, так и юридическим лицам). Интернет-магазин предоставляет определенный набор услуг Электронная коммерция также охватывает рыночное пространство сектора B2B, претендующее на значительную часть деловых операций в Интернете. По существу Интернет-торговля представляет собой глобальный супермаркет будущего. С одной стороны, она обеспечивает передачу информации о том или ином товаре, а с другой стороны, позволяет заказать необходимый товар или услугу прямо на сайте. Естественно, в этом процессе исключительно важную коммерческую роль играет Интернет-реклама, т.е. открытая информация о товарах и услугах, которая осуществляется с использованием всех возможностей Интернета. Есть основания считать, что электронные формы коммерции постепенно потеснят ее классические методы. Кроме того, в Интернет-торговле возникает сложная проблема доставки товара каждому покупателю. Решение этой проблемы связано с использованием методов логистики. В сферах В2В и В2С достаточно быстро развивается торгово-сбытовая Интернет-логистика, которая занимается обслуживанием клиента с учетом географического размещения предприятий IT. Это позволяет значительно ускорить доставку товаров через систему онлайн-заказов. Возможности Интернета могут быть полнее использованы для работы с сопутствующей информацией. Причем, наиболее важной частью доставки является возможность в любое время получить информации о местонахождении товара. Необходимо также совершенствовать и рынок транспортных услуг, предназначенных для обслуживания торговли между предприятиями сферы В2В. Электронная идентификация и оформление электронного паспорта позволяют оперативно отслеживать перемещение товаров и грузов на всем пути следования и по запросу пользователя предоставлять информацию в режиме реального времени[12]. В 2007 г. число организаций, использовавших Интернет для связи с поставщиками и потребителями товаров, составило 170,0 тыс., тогда как в 2003 г. их насчитывалось всего 121,4 тыс., т.е. на 40% меньше[13].
1.3. Основные направления и формы
В коммерции сложилась и функционирует система организации коммерческой деятельности, неразрывно связанная с рыночными функциями купли-продажи. К ним относятся операции сбыта и продажи товаров, для чего используются следующие инструменты: маркетинговые и логистические методы отпуска, перемещения и хранения товаров, с продажным и послепродажным обслуживанием. Результаты коммерческой деятельности в значительной мере зависят от человеческого фактора. Умелая организация торгово-сбытового процесса, высокая квалификация его участников, заинтересованность в результатах и т.п. помогают сохранять хороший моральный и психологический климат на предприятии, обеспечивать ровные деловые взаимоотношения и позволяют предприятиям поддерживать оптимальный уровень производительности труда. В большинстве коммерческих организаций и предприятий созданы и функционируют соответствующие службы, возглавляемые, как правило, коммерческими директорами или равными по рангу руководителями. Коммерческий директор – обычно один из руководителей предприятия, фирмы, ведающий продажей и сбытом продукции, торговлей, закупкой товаров. В управляющую часть входят: дирекция, менеджеры и информационные подразделения, обеспечивающие работу руководящего звена. При этом соблюдается принцип усложнения технологии менеджмента по мере укрупнения предприятия. Управленческие технологии, т.е. набор средств и методов, предлагают использовать следующий аппарат управления, включающий ряд служб: · оперативного и стратегического управления предприятиями; · коммерческой деятельности; · управления персоналом; · экономической и финансовой деятельности; · административного управления; · маркетинга и сбыта; · юридические службы; · технические службы. Следует учитывать специфику управления акционерными предприятиями. В частности, общее стратегическое направление сбытовой политики определяется общим собранием акционеров или его правлением (советом директоров) с участием наблюдательного совета, а в оперативной деятельности – генеральным (или исполнительным) директором. Совет директоров – это избираемый акционерами высший орган управления акционерного общества и решающий принципиальные вопросы управления обществом в период между собраниями акционеров, а также осуществляющий общий контроль и аудит. Администрацией коммерческого предприятия является его руководство, т.е. круг лиц, уполномоченных осуществлять оперативное управление, выступать в качестве юридического лица, официально представлять организацию, учреждение. Вице-президент компании – одно из высших должностных лиц предприятия, замещающее президента, но, кроме того, он может руководить одним из основных направлений деятельности предприятия. В крупных предприятиях вводится должность исполнительного директора, ведающего вопросами оперативного управления, а также должность коммерческого директора, в круг обязанностей которого входят вопросы продажи и сбыта продукции, закупки товаров и т.п. На руководителя предприятия и его коммерческую службу возлагается достаточно много сложных обязанностей, в частности, комплектация этой службы специалистами, повышение их квалификации, планирование их работы, координация подразделений службы между собой и другими подразделениями фирмы, организация внутренних и внешних связей и т.д. Кроме того, работники некоторых подразделений коммерческих служб должны уметь выполнять определенные экономические и статистические расчеты. Поэтому очень важно, чтобы руководитель коммерческой службы обладал комплексом знаний, которые позволили бы ему выполнять свои функции и контролировать деятельность своих подчиненных. Руководитель коммерческой службы должен обладать высокой степенью самостоятельности и ответственности. Как правило, он входит в состав высшего руководства фирмы и подчиняется непосредственно ее главе. Это способствует авторитету коммерческой службы, выводит ее на одно из первых мест в административной иерархии по влиянию на принятие управленческих решений. Хотя организационная структура сбытового или торгового коммерческого предприятия основывается на принципе единоначалия, довольно часто при руководителе подобного предприятия создается коммерческая служба (иногда в ней вводится должность коммерческого директора). В качестве примера приводится схема управления коммерческой службой торгового предприятия[14] (см. рис. 1.4).
Рис. 1.4. Организационная структура коммерческой службы Коммерческая служба занимается маркетингом, в том числе изучением и прогнозированием спроса, организацией закупок и снабженческой деятельностью. Внутренняя организация подразделений и служб, занимающихся проблемами маркетингового исследования, подчиняется интересам фирмы, зависит от ее возможностей и, как правило, не имеет жесткой структуры. В качестве примера организации управления приведем организационную структуру некоей крупной оптовой фирмы[15] (см. схему на рис. 1.5).
Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |