Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Надежность соревновательной деятельности в настольном теннисе




Кандидат педагогических наук, профессор О.В. Матыцин

Успех в современном настольном теннисе, как известно, определяется прежде всего способностью спортсмена демонстрировать активный, наступательный, универсальный стиль игры, стабильно высокую динамику результативности в зависимости от конкретной тактической ситуации, варьировать объем применения и направленность тактико-технических действий; умением создавать и реализовывать преимущество при выполнении подачи, а приему подачи придавать контрнападающий характер [2, 4, 10, 12].

Исходя из данной предпосылки были предложены следующие модельные характеристики: активность, результативная активность, общая эффективность, эффективность выполнения подач и эффективность приема подач, результативная активность в экстремальной ситуации, тенденция повторного исхода, вариативность результативной активности.

Современный уровень развития спорта, главным образом спорта высших достижений, характеризуется выравниванием тактико - технической и физической подготовленности спортсменов. В настольном теннисе это выражается в значительной динамике соотношения в счете в течение партии, эмоциональной и психической напряженности, остроконфликтном характере игры, где до конца розыгрыша очка каждый из соперников имеет возможность коренным образом изменить направленность и содержание борьбы. Указанные условия предъявляют серьезные требования к эмоциональной устойчивости спортсмена, возможностям сохранения высокой работоспособности, оперативному приему, анализу информации, принятию и исполнению решения, что в совокупности определяет надежность деятельности.

Надежность - сложная комплексная способность, зависящая от уровня всех видов спортивной подготовленности, многих личностных особенностей при ведущей роли эмоционально-волевой устойчивости к влиянию внешних и внутренних сбивающих факторов [ 4, 7, 9 ]. Надежность характеризуется высоким уровнем эффективности деятельности на протяжении всей встречи, многодневного турнира, даже на протяжении продолжительного цикла соревнований, в условиях повышенной значимости и психической напряженности.

Применительно к настольному теннису - это способность удерживать или даже повышать индивидуальную высокую эффективность соревновательной деятельности, удерживать или повышать показатели в течение партии, в противоборстве с различными по особенностям игры соперниками.

На основании проведенного анализа соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов по настольному теннису и руководствуясь при этом перспективными тенденциями развития вида спорта, целесообразно сделать следующие педагогические установки, практическая реализация которых может способствовать повышению качества учебно-тренировочного процесса и эффективности соревновательной деятельности:

1. Планирование и организация учебно-тренировочной и соревновательной деятельности требует в качестве обязательного условия постановку цели, выбор средств и методов на пути к ее достижению. В связи с этим неотъемлемым компонентом эффективной системы спортивной подготовки являются модельные характеристики соревновательной деятельности.

Практическое применение модельных характеристик обеспечивает объективный контроль и своевременную коррекцию деятельности спортсменов в соответствии с перспективными тенденциями развития настольного тенниса.

2. Анализ эффективности соревновательной деятельности высококвалифицированных спортсменов показал, что они еще не достигли необходимого уровня спортивного мастерства и по многим аспектам отстают от требований модельных характеристик. Это подтверждает необходимость мер по совершенствованию соревновательной деятельности. Они предусматривают:

- неуклонную целевую ориентацию тренеров и спортсменов на освоение и использование передовых моделей соревновательной деятельности;

- совершенствование системы тренировки, направленное на воспитание у спортсменов свойств и качеств, позволяющих осваивать данные модели;

3. Основная линия развития современного настольного тенниса - придание процессу спортивной борьбы активного, наступательного динамического характера, что обуславливает необходимость совершенствования подготовки для активизации направленности технико-тактических действий, повышения их точности и стабильности в условиях возникновения экстремальных ситуаций в игре.

4. В связи с универсализацией игры, широким применением разных по направленности видов технико-тактических действий главными факторами победы становятся их комплексная гармоничность и всеобъемлющая универсальная активность, базирующиеся на использовании в индивидуально-оптимальном соотношении тактики активного нападения и контрнападения в сочетании с кратковременной защитой - вспомогательным средством достижения успеха.

5. В настоящее время соревновательная деятельность характеризуется возрастанием значения наступательной тактики подач и применением при определенных условиях контратакующего приема подачи.

6. Формирование надежности соревновательной деятельности спортсмена как комплексной способности должно идти по двум взаимосвязанным направлениям:

- воспитание личностных качеств, прежде всего посредством активной целенаправленно организованной деятельности, когда занимающиеся поставлены в условия, требующие обязательного проявления определенных качеств;

- моделирование соревновательной деятельности, позволяющее развивать и совершенствовать у спортсменов способность к ориентированию в ложных условиях, включающему в себя быстрое, точное восприятие и правильный анализ постоянно меняющихся игровых ситуаций, что обеспечивает своевременное выполнение целесообразных действий.

7. В ходе учебно-тренировочных занятий и соревнований необходимо развивать у спортсменов способность действовать творчески, самостоятельно и инициативно в различных игровых ситуациях. Следует формировать умение наиболее эффективно использовать в соревновании отработанные тактические комбинации, совершенствовать игровые навыки,
обеспечивающие гибкое оперативное переключение сознания спортсменов с одних вариантов ведения игры на другие.

Миш.Анализ деятельности надежности теннисистов и схема их деятельности наглядно иллюстрирует, что в центре лежит устойчивость к стрессовым факторам в течение встречи.

Глава 18

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.