Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация общественных связей между предпринимателями




ЙЗ

Государственный контроль и регулирование отношений с потребителями в области качества и безопасности товаров, работ и услуг

На построение и функционирование системы связей с обществен­ностью любого предприятия или организации сушественное влияние оказывает государство в виде многочисленных органов контроля и регулирования. Наиболее существенное воздействие государства проявляется, в частности, при формировании взаимоотношений предприятий и организаций с потребителями своей продукции по вопросам качества и безопасности ее использования. При этом госу­дарственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей осуществляют федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

В пределах своей компетенции этот орган имеет право направ­лять предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о пре­кращении нарушений прав потребителей, в том числе о:

• прекращении продажи товаров с истекшим сроком годности;

• прекращении продажи товаров (выполнения работ), на кото­
рые должны быть установлены сроки годности, но не установлены;

• приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказа­
ния услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о
товаре (работе, услуге).


Федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы полномочны также направлять материалы о нарушении праи потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответ ствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановле­нии действия данной лицензии или о ее досрочном аннулировании.

Кроме того, названный орган имеет право направлять соответству­ющие материалы в органы прокуратуры и другие правоохранительные органы по подведомственности для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением прав потребителей.

Основные полномочия федерального антимонопольного органа в области защиты прав потребителей закреплены в ст. 40 Закона «О защите прав потребителей». В этом же Законе (ст. 42) определены полномочия федеральных органов исполнительной власти и их тер­риториальных органов, осуществляющих контроль за качеством и бе­зопасностью товаров (работ, услуг).

В частности, установлено, что федеральный орган по стандартиза­ции, метрологии и сертификации, федеральный орган санитарно-эпи­демиологического надзора, федеральны и орган по охране окружающей среды и природных ресурсов и некоторые другие органы в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением требова­ний безопасности товаров (работ, услуг), а также предъявляют иски в суды, арбитражные суды к изготовителям (исполнителям, продавцам) в случае нарушения ими требований к безопасности товаров (работ, услуг).

Кроме того, названные органы полномочны направлять следую­щие предписания:

«об устранении нарушений требований к безопасности товаров (работ, услуг);

» о прекращении выпуска и продажи таких товаров (выполнения работ, оказания услуг);

» о прекращении продажи товаров с истекшими сроками годнос­ти и товаров (работ), на которые должны быть установлены сроки годности, но не установлены;

» об устранении нарушений требований о приостановлении про­дажи товаров (работ, услуг) при отсутствии достоверной и достаточ­ной информации о них;

» об отзыве таких товаров (работ, услуг) от потребителей и ин­формировании об этом потребителей.

Для обеспечения безопасности товаров (работ, услуг) федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации, федеральный


 


орган санитарно-эпидемиологического надзора и другие органы, осуществляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции устанавливают обяза­тельные требования к безопасности товаров (работ, услуг) и осуще­ствляют контроль за их соблюдением. Координация деятельности названных органов, а также организация и проведение работ по обя­зательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг) воз­лагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.

Законом «О защите прав потребителей» (ст. 43) установлены санк­ции, налагаемые федеральным антимонопольным органом, феде­ральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации и другими органами, осуществляющими контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

Например, федеральный антимонопольный орган и его терри­ториальные подразделения вправе налагать штраф на изготовителя (исполнителя, продавца) за его уклонение от исполнения или не­своевременное исполнение предписаний о прекращении наруше­ний прав потребителей в размере до 5000 МРОТ.

Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертифи­кации и другие федеральные органы исполнительной власти, осуще­ствляющие контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), в пределах своей компетенции имеют право налагать штрафы в следующих случаях:

• уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение их
законных предписаний изготовителем (исполнителем, продавцом) —
в размере до 5000 МРОТ, установленных федеральным законом;

• причинение ущерба потребителям товарами (работами, услуга­
ми), не отвечающими требованиям, предъявленным к безопасности
товаров (работ, услуг), -- в размере до 5000 МРОТ;

• продажа товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том чис­
ле импортных, без документов о проведении обязательного подтверж­
дения соответствия товаров (работ, услуг) требованиям стандартов, —
в размере стоимости проданных товаров (работ, услуг);

• нарушение правил обязательного подтверждения соответствия
товаров (работ, услуг) органами по сертификации, а также предос­
тавление недостоверных результатов испытаний товаров (работ, ус­
луг) испытательными лабораториями (центрами) при обязательном
подтверждении их соответствия - в размере двукратной стоимости
соответствующих товаров (выполненных работ, оказанных услуг) по
подтверждению соответствия.


7.14. Общественные объединения потребителей

и органы местного самоуправления в системе связей с общественностью

Руководители и специалисты внутрифирменных служб по связям с общественностью при организации взаимоотношений с потребите­лями должны учитывать возможности последних в самоорганизации и привлечении для защиты собственных прав и интересов органон местного самоуправления.

Современное российское законодательство наделяет обществен ные объединения потребителей, а также городские, районные и об­ластные администрации специальными правами и полномочиями по защите прав потребителей, реализация которых способна оказать серьезное воздействие на характер всей системы связей с обществен­ностью предприятия или организации.

Граждане Российской Федерации имеют право объединяться на добровольной основе в общественные объединения потребителей и другие структуры, осуществляющие свою деятельность u соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» и их ус­тавами.

Общественные организации потребителей характеризует прежде всего неприбыльность и ориентация не на коммерческие интересы, а на защиту прав своих членов и других граждан. Общества потребите­лей отличаются от государственных органов по защите прав потре­бителей независимостью от государства, политики и бизнеса.

Общества потребителей работают достаточно оперативно, посколь­ку их деятельность не ограничена многочисленными инструкциями и необходимостью бюрократических согласований. В последнее врем;' эти общества осуществляют основную деятельность и информацион­ном и правозащитном направлениях. Во многих из них работают юри­сты, готовые помочь потребителям в защите их прав.

Законом «О защите прав потребителей» (ст. 45) установлено, что общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) в случаях, предусмотренных собственными уставами, имеют право:

» участвовать в разработке требований к безопасности товаров (работ, услуг), а также стандартов, устанавливающих обязательные требования в этой области, проектов законом и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защи­ты прав потребителей;

» проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров (работ, услуг);


«проверять соблюдение прав потребителей и правил торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителей, составлять акты о выявленных нарушениях прав потребителей и направлять указан­ные акты для рассмотрения в уполномоченные органы государствен­ной власти, участвовать по поручению потребителей в проведении экспертиз по фактам нарушения прав потребителей;

«вносить в федеральные органы исполнительной власти предло­жения о мерах по повышению качества товаров (работ, услуг), опас­ных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды;

«участвовать совместно с федеральными органами исполнитель­ной власти в осуществлении контроля за применением регулируе­мых цен;

» вносить в органы прокуратуры и федеральные органы испол­нительной власти материалы о привлечении к ответственности лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (работ, услуг), не соответ­ствующих установленным требованиям к безопасности и качеству, а также в нарушении прав потребителей, установленных законами или иными правовыми актами Российской Федерации;

«обращаться в органы прокуратуры с просьбами внести проте­сты о признании недействительными актов федеральных органов исполнительной власти, актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуп­равления, противоречащих законам, регулирующим отношения в области защиты прав потребителей;

«обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределен­ного круга потребителей).

Определенные функции по защите прав потребителей возложены законодательством на городские, районные, областные администра­ции. Во многих населенных пунктах отдельные работники и целые группы специализируются в этой сфере. Отделы по защите прав по­требителей, существующие при местных администрациях, можно рассматривать как своеобразный «передний край» работы государ­ства с потребителем.

Законом «О защите прав потребителей» (ст. 44) установлено, что в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования органы местного самоуправления имеют право:

• рассматривать жалобы потребителей, консультировать их по
вопросам защиты прав потребителей;

• анализировать договоры, заключенные продавцами (исполни­
телями, изготовителями) с потребителями, в целях выявления усло­
вий, ущемляющих права потребителей;


|р Hfl J


8.1.

• при выявлении товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества,
атакже опасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и ок­
ружающей среды незамедлительно извещать об этом федеральные
органы исполнительной власти, осуществляющие контроль за каче­
ством и безопасностью товаров (работ, услуг);

• в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, ока­
зания услуг), не сопровождающихся достоверной и достаточной ин­
формацией, или с просроченными сроками годности, или без сроков
годности, если установление этих сроков обязательно, приостанав­
ливать продажу товаров (работ, услуг) до предоставления информа­
ции или прекращать продажу товаров (работ, услуг);

• обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределен­
ного круга потребителей).

Законом также предусмотрено, что для обеспечения защиты прав потребителей органы местного самоуправления могут самостоятель­но формировать соответствующие структуры.


 


Отношения предпринимателей как объект работы по связям с общественностью

В процессе коммерческой деятельности предприниматель взаи­модействует с большим числом предприятий. Эти отношения могут быть как межотраслевые, так и внутриотраслевые. Межотраслевые отношения связаны с поставкой комплектующих (сырья, полуфабри­катов) или диверсификацией производства и услуг и в значительной степени характеризуются коммерческими интересами предприни­мателей. Внутриотраслевые отношения обычно называются отно­шениями конкуренции.

Вместе с тем отношения предпринимателей куда более сложные, чем может показаться на первый взгляд. Наряду с конкуренцией, т. е. борьбой за наиболее выгодные условия производства и сбыта своей продукции, для них характерно также проявление корпоративного сотрудничества, когда предприниматели-конкуренты вынуждены объединять свои усилия для решения важных для них общих проблем, затрагивающих их коммерческие интересы: предотвращение разру­шительного воздействия внешней (по отношению к объединению) конкуренции, невыгодные для бизнеса изменения в законодательстве, экономическая политика исполнительных органов власти, неблаго­приятные социальные процессы, вероятное возникновение полити­ческих катаклизмов, неотрегулированность отношений внутри самого предпринимательского сообщества и пр. Путем корпоративного со­трудничества предприниматели пытаются совместными усилиями оградить свой бизнес от возможных негативных воздействий.

Объединяться предприниматели могут как на межотраслевой, так и на внутриотраслевой основе. Межотраслевым объединениям способ­ствуют общность интересов, вызванная единой географической при­надлежностью, схожими размерами бизнеса, связанностью системой распределения и продвижения продукции, наконец, общие проблемы бизнеса. Внутриотраслевым объединениям способствуют общность условий бизнеса в конкретной отрасли, негативные воздействия меж­отраслевой и внешней конкуренции.


Защита бизнеса достигается путем лоббирования общих интере­сов на государственном уровне, прямого представительства в орга­нах власти (законодательной и исполнительной), формирования бла­гоприятного представления со стороны общества о своей отрасли, установления своей корпоративной этики.

Корпоративное сотрудничество не нарушает конкуренцию, так как не затрагивает вопросы ценообразования, условий сбыта про­дукции, территориального раздела рынка и пр. Хотя оно и касается проблем бизнеса, но не связано напрямую с предпринимательской деятельностью. В результате данного сотрудничества не создается новая продукция, не меняются производственные факторы, не за­ключаются коммерческие договоры, но путем целенаправленного совместного воздействия меняются в желаемом направлении усло­вия бизнеса, формируется благоприятная общественная обстановка. возрастает понимание со стороны общества и государства проблем бизнеса.

Корпоративное сотрудничество охватывает исключительно обще­ственную сферу — отношения предпринимателей между собой, а так­же отношения предпринимателей с государством, общественными и профсоюзными организациями, политиками, СМИ и пр. В результате создается желаемая для коммерческой деятельности внешняя среда, в которой предприниматель имеет возможность наиболее выгодно реализовать свои экономические интересы.

Особенностью этого направления работы по связям с обществен­ностью является то, что ее субъектом выступает не отдельный пред­приниматель, а объединение (формальное или неформальное) связан­ных общими проблемами предпринимателей Таким образом, работа по связям с общественностью в этой области предполагает установле­ние связей, с одной стороны, между предпринимателями, а с другой стороны, между их объединением (формальным или неформальным) и государственными, общественными, профсоюзными и другими организациями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.