Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Значение корпоративных отношений предпринимателей




Содержание общественных отношений предпринимателей

Корпоративное сотрудничество — это такой же необходимый элемент предпринимательства, как и конкуренция. В философском смысле это обусловлено самой природой человека, который с момента своего рождения движим как борьбой за выживание, так и солидарно­стью с близкими ему людьми. Поэтому корпоративное сотрудниче­ство проявляется влюбой экономической ситуации. Другое дело, что


 


и борьба, и сотрудничество при различных социально-экономичес­ких условиях могут протекать в различных формах.

Условия современного российского общества обостряют необхо­димость развития корпоративного сотрудничества в силу наличия исторических традиций (укоренившегося общинного сознания), неокрепших демократических институтов, допускающих давление государства на отдельных предпринимателей, и, как следствие, без­защитности большинства предпринимателей перед государственной властью и перед теми производствами и отраслями, которые, высту­пая в роли крупных монополистических объединений, определяют направленность нынешней российской экономики.

Общественные отношения предпринимателей касаются условий, в которых осуществляется их бизнес. Это включает в себя полити­ческие отношения с целью защиты интересов своей отрасли или тех­нологически связанных производств, взаимоотношения с властями, обретение предпринимательскими объединениями определенного общественного статуса или значения, общественные взаимоотноше­ния внутри отрасли между предпринимателями и их трудовыми кол­лективами и др. Таким образом, эти отношения охватывают не только предпринимателей, но и трудовые коллективы предприятий, и испол­нительные органы власти тех территорий, на которых расположены предприятия, и представительные органы власти, которые законода­тельно продвигают решение проблем своих территорий.

Конечно, воздействовать на власть предприятие может самосто­ятельно, не образуя корпоративных союзов, но при условии, что оно является крупным, высокоприбыльным или работающим на экспорт (примеры - Газпром, РАО ЕЭС и др.). Однако абсолютное большинст­во российских предприятий вынуждено объединять свои усилия для решения важных общественных проблем, затрагивающих их интере­сы, поскольку это небольшие, средние, а также крупные предприятия, но не высокоприбыльные, не обладающие большим общественным влиянием.

Предприниматели объединяются для воздействия или на органы местного самоуправления, или на органы власти субъектов Федерации, или на государственную власть в целом — уровень влияния предпри­нимательского сообщества зависит от размеров, географии, задач бизнеса, степени сложности экономической ситуации и пр.

Корпоративные отношения предпринимателей предполагают ре­шение следующих вопросов:

• совместная защита интересов своей отрасли (межотраслевого объединения) в процессе конкуренции — ограничение возможного разрушительного воздействия конкуренции;


• представительство интересов отрасли (межотраслевого объели
нения) на государственном уровне (лоббирование) - формирование
законодательства, способствующего развитию предпринимательского
сектора экономики;

• придание предпринимательскому сообществу в представлении
общественности желаемого социального статуса - снижение соци­
альной напряженности в конкретных областях производства;

• формирование в рамках предпринимательского сообществ!
корпоративной культуры и этики - предотвращение незаконных ме­
тодов решения проблем бизнеса.

Все эти вопросы на предприятиях находятся в ведении отделен по связям с общественностью. Результатом установления предпри­нимательских корпоративных отношений являются:

» отраслевые (межотраслевые) программы развития;

» подготовка и участие в выборах в органы представительной и исполнительной властей;

«формирование у общества посредством СМИ желаемого пред­ставления о проблемах или задачах предпринимательского сооб­щества — реклама бизнеса;

» разрешение путем мировых соглашений предпринимателей проблем или споров, связанных с использованием запрещенных средств конкуренции («черный пиар») и не имеющих судебной перс­пективы.

8.3. Необходимость создания

предпринимательских объединений

В первую очередь, необходимость формирования общественных объединений предпринимателей обусловлена особенностью полити­ческого строя современной России. Многочисленность и незрелость существующих политических партий, не способных представлять интересы отдельных общественных групп общества, включая пред­принимателей, заставляют последних самостоятельно участвовать в государственной полигике. Попытки создания партии предприни­мателей потерпели неудачу, что можно объяснить представлением интересов предпринимателей специальными политическими посред­никами.

Другое обстоятельство, которое подталкивает предпринимателей к корпоративному сотрудничеству, - это с одной стороны, полити­ческая нестабильность, проявляющаяся в постоянном изменении правил экономической игры, а с другой стороны - наличие более


сильных и удачливых отраслей (межотраслевых объединений), кото­рые, занимая в силу сложившихся обстоятельств доминирующее по­ложение в обществе, посредством конкуренции оказывают даааение на другие секторы (отрасли) экономики. Последние оказываются в дискриминационном положении и вынуждены нести убытки. Так, многие промышленные предприятия считают кабальными условия снабжения электрической энергией со стороны РАО ЕЭС. Именно перед угрозой давления со стороны крупных «чужих» производств конкурирующие предприятия одной отрасли (межотраслевого объе­динения) вынуждены объединяться, солидаризируя свои интересы.

В схожих условиях, в пору незрелости капиталистических отноше­ний, в Аргентине («перонизм»), Испании («фалангизм»), Португалии (государство Салазара) и других странах имело место корпоративное (по отраслевому признаку) построение государственной власти. В подобных государствах предприниматели одной отрасли (равно как и другие общественные группы) по заранее установленным квотам напрямую делегировали своих представителей в органы государствен­ной власти. Тем самым ограничивалась межотраслевая и социальная конкуренция и достигалось представительство на государственном уровне всей гаммы общественных интересов: территориальных, по­литических групп, отраслевых и пр. Объединение предпринимателей n государствах корпоративного типа допускается по принципу по­строения средневековых ремесленных гильдий.

В России предприниматели вынуждены самостоятельно строить систему представительства своих интересов на государственном уровне - «включать» свои корпоративные интересы в систему су­ществующих государственных демократических институтов. Общ­ность России с корпоративными государствами проявляется в том, что большинство предпринимателей стоят перед необходимостью солидаризации своих интересов, хотя бы на уровне отдельных от­раслей. Однако подобная солидаризация происходит в рамках ли­беральной, но не корпоративной, экономической системы.

Третье обстоятельство, вынуждающее предпринимателей к кор­поративному сотрудничеству, — возможность трудовых коллективов их предприятий в ряде случаев самостоятельно, независимо от своих работодателей, заявлять о существующих проблемах производства.

Так, не сумев обеспечить представительство своих интересов на государственном уровне, предприниматели угольной отрасли в ус­ловиях известной шахтерской забастовки (1998 г.) вынуждены были солидарно нести убытки. Поскольку единый стачком рабочих-уголь­щиков предъявлял требования, касающиеся отраслевых условий,

 

- 1603


которые были адресованы в первую очередь Правительству России, предприниматели вынуждены были согласовывать спою политику по отношению и к государственной власти, и к своим трудовым кол-лективам.

Важность корпоративных отношений в российской экономике n настоящее время обусловлена значительными структурными преоб­разованиями, что постоянно нарушает условия.межотраслевой кон­куренции. Помимо этого важной проблемой является обеспечение преемственности государственной власти, которая формирует обще­российскую экономическую политику. Современные российские партии не в состоянии без участия предпринимательского сообщества обеспечить подобную преемственность. Именно поэтому каждое но­вое правительство предлагает свою экономическую программу, след­ствием является нестабильная налоговая политика и пр.

Подобное наблюдается не только на федеральном уровне, но и на уровне субъектов Российской Федерации. В результате большинство отраслей оказываются в условиях повышенного экономического риска. С целью уменьшения риска предприниматели и создают внут­риотраслевые объединения, как формальные, так и неформальные, которые служат средством участия предпринимателей в затрагива­ющих их общие интересы процессах.

Кроме этого, отраслевые предпринимательские объединения в условиях неупорядоченного законодательства являются средством формирования общепринятых правил конкуренции - своей отрасле­вой (корпоративной) этики. Подобные явления имеют множество ис­торических прецедентов. В западноевропейской экономике указанные отношения предпринимателей в условиях становления капиталисти-ческнхотношений оформлялись в виде произволегненных (ремеслен­ных) гильдий. С развитием промышленности формальные основания гильдий по причине их архаизма были разрушены, а неформальные, касающиеся корпоративных правил, традиций, этики, стали неотъем­лемой частью современных предпринимательских отношений.

В российских условиях отсутствие корпоративной этики прояв­ляется в «черном пиаре», нарушениях правил рекламы, дискримина­ционных условиях сделок, давлении на властные структуры, направ­ленном против других предприятий своей отрасли, и пр. Некоторые нарушения условий конкуренции по современному российскому


законодательству предусматривает судебную ответственность (Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», 1991), но на практике предприниматели к ней при­бегают редко (в силу отдаленности сроков судебного разбирательства и сложностей доказательств нанесения прямого ущерба).

Гораздо большее значение в этом случае имеет репутация предпри­нимателя как серьезного делового партнера. Поэтому возникающие споры предприниматели склонны разрешать путем не судебных раз­бирательств («вынося сор из избы»), а мировых соглашений, не допус­кая огласки своих конфликтов. Это также предполагает определенные отношения (если не сотрудничества, то согласования) между предпри­ятиями - конкурентами в своей отрасли.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.