Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Другие трансперсональные инструменты




Гора жизни

 

Методы трансперсонального коучинга стремятся к выходу за пределы ограниченного, рационального и логического разума в целостный мир подсознательного. К примеру, метод направленной фантазии предлагает подопечному «подняться на гору». Гора выступает символом-архетипом роста; на пути подопечный встретит другие символы – дары и препятствия, животных, мудрого старого учителя и т. д. Подопечный должен рассказать, что происходит при каждой из этих встреч: описываемые подопечным события, преодолеваемые препятствия, существа, с которыми он беседует, являются символами чего-то, хранящегося в его подсознании, и дальнейшие занятия коучингом помогут это выявить.

Я привожу тот сценарий, который предпочитаю использовать сам, но советую вам разыгрывать его спонтанно и без подготовки, когда момент покажется вам подходящим. Так он прозвучит более достоверно.

• Посидите минутку тихо и спокойно, сделайте несколько глубоких вдохов.

• Представьте себе, что вы находитесь в поле у подножия горы.

• Медленно идите и начинайте восходить по пологому склону.

• Постепенно склон становится более крутым и обрывистым.

• Вы вошли в рощу, вокруг – большие камни.

• Вдруг вы натыкаетесь на непреодолимое с виду препятствие.

• Вы стремитесь дальше и придумываете, как преодолеть это препятствие.

• Вам пришлось нелегко, но все же вы преодолели препятствие и пошли дальше.

• Неожиданно вы встречаете животное, и, что еще более неожиданно, оно заговаривает с вами.

• Вы испуганы? Что именно оно сказало? Испугалось ли животное? Что вы ему ответили?

• Пора продолжать путь, вы прощаетесь с говорящим животным.

• Вы выбрались на край леса, и перед вами открывается путь к вершине.

• На тропе лежит подарок, вы знаете, что он предназначен вам. Вы подбираете его и берете с собой.

• Вы приближаетесь к вершине горы, отсюда открывается прекрасный вид.

• Вы обходите большой валун и видите, что на нем сидит старый мудрец или мудрая старуха.

• Он (или она) приветствует вас и говорит, что ждал(а) вас.

• Он(а) предлагает вам задать три вопроса и обещает ответить на них.

• Вы задаете три вопроса (один за другим, по мере того как они приходят вам на ум) и получаете ответы.

• Ответы получены, мудрец прощается с вами, и вы поворачиваетесь уходить.

• Идти под гору намного легче, вы спускаетесь гораздо быстрее, чем поднялись.

• Вот вы уже снова на том поле, откуда начиналось ваше путешествие.

• Когда будете готовы, не торопясь, возвращайтесь в комнату и открывайте глаза.

 

После такого сеанса я прошу подопечного взять ручку и блокнот и записать все, что запомнилось, включая разговоры с животным, вопросы, заданные мудрецу, и полученные от него ответы. Затем небольшой отдых, и я провожу коучинг уже на основании этого опыта, сосредоточившись поначалу на значении препятствия и на тех качествах, которые подопечный проявил, одолевая это препятствие. А какое животное ему встретилось и какие чувства у него вызвало? О чем они говорили и что означает этот разговор? И наконец, кто был тот мудрый старик или та мудрая старуха, какие вопросы были заданы и какие получены? И самое важное: что они значат для подопечного? Разумеется, придется исследовать и многие другие аспекты воображаемого путешествия, но основную схему я набросал.

Что касается ритма, подъем на гору должен быть медленным, продуманным, фразы следует произносить с интервалом не менее 20 секунд, чтобы в целом подъем и возвращение заняли около 15 минут. На расспросы после путешествия времени жалеть не стоит.

Надеюсь, эта схема достаточно ясно показывает суть процесса, чтобы вы могли сами провести подобный эксперимент. Главное – выработать свой подлинный стиль такой работы.

 

 

Еще одно похожее упражнение. Клиент или целая команда получает листы бумаги и цветные карандаши. В ответ на вопросы, числом не более четырех, надо нарисовать то, что придет в голову. Например: «Откуда ты идешь?», «Где ты сейчас?», «Куда ты идешь?», «Какие качества тебе нужны, чтобы попасть туда?». И опять же главный элемент – следующее за упражнением обсуждение, в котором всплывает все богатство хранившихся в подсознании смыслов. В комнате, где проводится занятие, царит тишина. Задавайте вопросы по одному и предоставляйте не менее пяти минут на рисунок, а то и больше, если понадобится. При обсуждении нужно уточнить, почему выбраны именно такие цвета и формы, что они обозначают, что они говорят. Если вы работаете с командой, такое обсуждение можно проводить внутри пары, но в таком случае объяснить работающим в паре участникам, какие вопросы они должны задавать друг другу.

Еще одно простое и действенное упражнение – попросить клиента вспомнить момент, когда он по-настоящему ценил то, что он делал; затем тот момент, когда он что-то делал с энтузиазмом и со страстью, и, наконец, третий вопрос: когда он делал что-то на «отлично». Предоставляйте подопечному достаточно времени, чтобы он мог поразмыслить над каждым вопросом в отдельности, пусть, если нужно, ведет записи. Главное выявить сходство между этими тремя ситуациями, между теми качествами, которые обнаруживает в себе подопечный, вспоминая эти ситуации. Повышая самоосознанность в данных сферах, человек начинает понимать, чем ему нравится заниматься и какова его цель.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.