КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наука на арабском Востоке
В период своих завоеваний, арабская империя растянулась от Китая до Испании, но вместе с землями, мусульмане так же получили ценные знания всех известных держав того времени, и хотя научные знания все еще оставались слаборазвитыми в то время, но еще при пророке, мир ему и благословение, на всей территории Халифата, открывались бесплатные больницы, бани, а так же то что в наше время называют социальными льготами, а именно пенсионные фонды и обеспечение неимущим из государственной казны.
Персидский ученый Аль-Хорезми (783-850), переселившись в Багдад, стал возглавлять при халифе Мамуне "Дом мудрости", где он открыл очень важные знания в создании алгоритмов и способе их построения, а так же при нем алгебра (Аль-Джебра) стала развиваться, как самостоятельная наука, т.е. Мухаммед Аль-Хорезми отделил её от геометрии. В доме мудрости он работал с такими учеными, как Аль-Кинди, Ибн Турк и др. Абу Райхан Аль-Бируни (973-1048) владел свободно 9 языками. Переводил греческие, индийские рукописи на арабский язык. Он владел почти всеми науками своего времени. Первый ученый, доказавший шарообразность нашей планеты. Известно так же, что спирт первые получили арабы в VII или VIII веке н.э., который использовался исключительно в медицинских центрах для наружного примененеия. А так же известно, что в XI веке арабский естествоиспытатель Мухаммед Ар-Рази (865-925) впервые получил водку методом перегонки. Так же Ар-Рази прославился своими 2-мя трудами "Книга тайн" и "Книга Тайны тайн", в которых он доказывал, что металл это совокупность 3-х основных элементов - ртути, серы и соли. Его теория, хоть и была ошибочной, но смогла закрепиться в химии и продолжать активно развиваться и в Европе. Но самое известное из его трудов, что он был первым, кто разработал классификацию всех известных ему веществ. Он разделил их на 3 вида: минеральные, растительные и животные. Данная теория так же просуществовала несколько веков. В XI-XII веках персидский математик, астроном, философ и поэт Омар Хайям (1048-1131), который известен миру, как поэт, на деле больше увлекался науками, чем искусством. Ему принадлежит создание самого точного календаря на сегодняшний день - календаря "Джалали", в честь сельджукского султана Малик-Шаха. Еще один персидский ученый, живший немного ранее, Али Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). Обладал феноменальной остротой мысли и памяти. Известен созданием оздоровительной физкультуры, которую используют уже 1000 лет во всем мире. Так же прославился и благодаря другим трудам в медицине, в которых он исследовал различные болезни и пытался найти для них необходимое лечение. Так же слово "Медицина" возникло от слов "Ибн Сина". Арабский ученый Аль-Хайсам (965-1039) был человеком, который опережал время, т.к. большинство его трудов были воплощены в жизнь только после его смерти. Например, ему принадлежит объяснение принципа работы "камеры обскура" - необходимого элемента для создания изображений. Он отверг античную идею о том, что человек видит, благодаря тому, что "его глаз ощупывает предметы" и выдвинул собственную теорию, что это именно свет влияет на человеческий глаз, благодаря которым мы видим изображения. Ему принадлежит и книга оптики - самый известный из его трудов, в котором его открытия приближаются к достижениям современной науки. Другой арабский ученый Аль-Джазари (1136-1206), известный под прозвищем "Арабский Да Винчи". Ему принадлежит открытие кодовых замков, металлических дверей, ламинирование древисины. Для своих изобретений он не использовал только опыт. Никаких теоретеческих сведений он не вкладывал в свои изобретения. Самым важны его изобретением является коленчатый вал, который преобразует вращающее движение в прямое и наоборот. Абу Аль-Касим Аль-Захрави изобрел около 200 медицинских инструментов, которые используются в современных больницах. Так же, является первый ученым, выполнившим переливание крови через соломку.
Средневековая наука развивалась в больших городах, где впервые в Европе появляются высшие учебные заведения - университеты (Парижский, Оксфордский, Кембриджский, Пражский). Университеты способствовали развитию и распространению знаний, а также созданию новых отраслей знания, которые чуть позднее оформляются в различные науки - медицину, астрономию, математику, философию и т.д. Наука начинала воспроизводить самое себя, что ускорило ее прогресс. Постепенно формируется совершенно новый слой общества - студенчество, который и поныне является двигателем образования и науки в современном обществе. В средневековых университетах создаются столь эффективные формы обучения, что ими пользуются и по сей день. Например, лекция (буквально - чтение) в средневековом университете по необходимости была основной формой сообщения знаний. Книг было мало, они были дороги, и поэтому чтение и комментирование богословских и научных трудов являлось важной формой информации. В университетах сформировались ученые звания и степени, факультеты как учебные подразделения. Отмерла такая форма обучения, как диспут, имевшая широкое распространение в средневековых университетах, но научные дискуссии и семинары имеют большое значение и в современной науке, и в высшей школе. Преподавание велось на латинском языке, равно как и богослужение в католических храмах. До XVIII в. латинский язык был международным научным языком, на нем писали Коперник, Ньютон и Ломоносов. До сих пор в европейских университетах торжественные речи читаются, а дипломы пишутся на латинском языке. На торжественных актах профессора появляются в средневековых докторских мантиях и шапочках. Так современная наука сохраняет память о первых университетах, возникновение которых явилось одной из главных предпосылок научного прогресса. В эпоху Средневековья было сделано немало технических открытий, способствовавших развитию науки позднее, многими из этих достижений мы пользуемся по сей день. Около XI в. появляются первые часы с боем и колесами, а через два века - карманные часы. В это же время была создана современная конструкция рулевого управления, позволившая в XV в. пересечь океан и открыть Америку. Был создан компас. Величайшее значение имело изобретение печатного станка, книгопечатание сделало книгу доступной. Таким образом, время, которое считают периодом "тьмы и мракобесия" создавало предпосылки для появления науки. Чтобы сформировалось научное знание, нужно было интересоваться не тем, что необычно, а тем, что повторяется и является естественным законом, т.е. от опоры на обыденный опыт, основывающийся на показаниях органов чувств, перейти к опыту научному, что и произошло постепенно в эпоху Средневековья.
Поэтому наука в Средние века часто оценивается как своеобразное интеллектуальное устремление, лишенное свободы поиска и скованное предрассудками и заблуждениями. Задачи научного исследования также направляются на достижение благодати и спасения. Средневековые ученые, как правило, выходцы из арабских университетов, свое знание называли натуральной магией, понимая под ней надежное и глубокое познание тайн природы. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной без их нарушения, и, следовательно, без насилия над Природой. Патристика (от лат. патер — отец) — учение отцов церкви — выступила первым этапом развития средневековой философии. С I по VI в. проблематику философии в рамках патристики представляли: Василий Великий, Августин Блаженный, Григорий Нисский, Тертуллиан, Ориген и др. Они обсуждали проблемы сущности Бога, движение истории к определенной конечной цели («град божий»), соотношение свободы воли и спасения души. Большое значение имело то, что разум мыслился как стремящийся к расширению своих границ, а умопостигаемая природа возлагала свои надежды на возможности человеческого разума.
Схоластика (от лат. — школьный), оформившаяся в IX—XII вв., стремится к обновлению религиозных догматов, приспосабливая их к удобствам преподавания в университетах и школах. Большое значение придается логике рассуждений, в которой они видят путь постижения Бога. С расцветом схоластической учености связано оттачивание логического аппарата, рассудочных способов обоснования знания, при которых сталкиваются тезис и антитезис, аргументы и контраргументы. Схоластом величает себя всякий, кто занимается преподавательской деятельностью: Эриугена, Альбер Великий, Фома Аквинский, Абеляр, Ансельм Кентерберийский. Важными остаются вопросы о соотношении разума и веры, науки и религии. Соотношение философии и теологии истолковывается неоднозначно. Ансельм Кентерберийский (1033—1109) считает, что истины, добытые разумом, но противоречащие авторитету Священного писания, должны быть забыты или отвергнуты. Абеляр (1079-1142) стремится к четкому разграничению между верой и знанием и предлагает сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают ли они веры или нет. Ему принадлежит ставший знаменитым принцип: «Понимать, чтобы верить». В отличие от веры философия, как и знание, опирается на доказательства разума. Для Средневековья была характерна борьба между номинализмом и реализмом, которая касалась существа общих понятий — «универсалий». Номиналисты отрицали онтологическое (бытийное) значение общих понятий. Универсалии существуют лишь в уме. В XIV в. Оккам выразит эту идею номинализма, заявив, что предметом познания могут быть только единичные вещи — индивидуальности. Реалисты утверждали, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Номиналисты создали учение о двойственной истине, настаивавшее на разделении истин богословия и истин философии. Истинное в философии может быть ложным в теологии, и наоборот. Принцип двойственности истины указывал на две принципиально разные картины мира: теолога и натурфилософа. Первая связывала истину с божественным откровением, вторая — с естественным разумом. Знаменитый ученый Альберт Великий (1193-1207) стремился согласовать богословие (как опыт сверхъестественного) и науку (как опыт естественного). Главным методом научного исследования, он считал наблюдение и был уверен, что при исследовании природы надо обращаться к наблюдению и опыту. В своей тайной мастерской он проводил бесчисленные эксперименты. Для Роджера Бэкона (ок. 1214–1294) существовали три основных способа познания: авторитет, рассуждение и опыт. Опытную науку он считал владычицей умозрительных наук. Имея энциклопедическую образованность и широкий кругозор, он подчеркивал важность изучения произведений по оригиналам и необходимость знания математики. Р. Бэкон стремился создать своего рода энциклопедию наук, в которой помимо математики присутствовали физика, оптика, астрономия, алхимия, медицина, а также этика. Интересно, что Р. Бэкон различал три разновидности опыта: внешний, приобретаемый при помощи чувств, внутренний, интерпретируемый в духе мистического озарения и праопыт, которым Бог наделил «святых отцов церкви». В учении Фомы Аквинского (1225–1274) есть указания на метод интеллектуального, т.е. постигающего созерцания, который схватывает не образ предмета, дальше которого не могут идти ни физика, ни математика, но прообраз этого образа, действительную форму предмета, «которая есть само бытие и от которой бытие происходит». Интересны представления о процессе познания, развиваемые английским философом и логиком Оккамом (ок. 1285–1349). Он был уверен в независимости научных истин от богословия, их тесной связи с опытом и опорой на разум. Чувственное познание имеет дело с единичными предметами. Однако оно теряет характер их точного воспроизведения. «Представление как таковое есть состояние или акт души и образует знак для соответствующей ему внешней вещи». Следовательно, в душе мы находим знак для соответствующего ему явления во внешнем мире. Оккам различает интуитивное знание, связанное с восприятием и переживанием единичной вещи, и абстрактное знание, которое способно отвлекаться от единичного. Известный принцип Оккама («бритва Оккама»), гласящий, что «не следует множить сущности без надобности», вошел в сокровищницу человеческой интеллектуальной мысли, означает, что каждый термин обозначает лишь определенный предмет. Образование понятий у Оккама обусловлено потенцией – устремлением человеческой души на предмет познания. Его учение о понятиях называется терминизм. Естественные понятия, относящиеся к самим вещам, Оккам называет «терминами первой интенции», а искусственные, относящиеся ко многим вещам и отношениям между ними, называются «терминами второй интенции». Именно они становятся объектом анализа в логике. Оккам ограничивал применение понятия причинности сферой эмпирической констатации. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах. К особенностям средневековой науки ученые причисляют ее ориентацию на совокупность правил в форме комментариев, тенденцию к систематизации и классификации знаний. Компиляция, столь чуждая и неприемлемая для науки Нового времени, составляет характерную черту средневековой науки, связанную с общей мировоззренческой и культурной атмосферой этой эпохи.
Изобретение Гуттенберга сыграло огромную роль в развитии просвещения: к 1500 г. в Европе насчитывалось 250 типографий, которые отпечатали более 50 000 различных сочинений. С открытием книгопечатания начинается быстрый и неуклонный рост человеческого сознания. Книгопечатание всюду чрезвычайно быстро фиксировало и распространяло идеи, знания, применение их к жизни. Книгопечатание явилось тем могучим орудием, которое охранило мысль личности и позволило в конце концов сломить старое мировоззрение.
Од ним из ведущих ученых эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). В его трудах использовались методы экспериментально-математического исследования природы. Деятельность да Винчи сочетала работы и изобретения по математике, механике, инженерному делу, анатомии и живописи. В качестве его технических разработок можно назвать принципиальные схемы парашюта и вертолета, а так же выдвижение идеи танка. Другим крупным мыслителем этой эпохи был Джордано Бруно (1548—1600). В своем основном натурфилософском труде «О бесконечности Вселенной и мирах» он высказывает идею бесконечности Вселен ной и идею существования множества обитаемых миров, по доб ных Земле. Его сожгли по приговору инквизиции. Ему приписывают фразу «Сжечь - не значит опровергнуть».
Галилео Галилей (1564—1642) использовал для исследования природы экспериментальный метод. Подход Галилея к изучению при ро ды прин ци пи аль но от ли чал ся от ра нее су ще ст во вав ше го натурфилософского способа. При натурфилософском способе для объяснения придумывались чисто умозрительные схемы, не связанные с опытом и наблюдением. Иногда при этом высказывались гениальные догадки, которые на многие столетия опережали ре- зульта ты кон крет ных ис сле до ваний (древ не гре че ская ато мистика, гелиоцентрическая система Аристарха Самосского). Однако натурфилософские объяснения в конечном итоге являлись тормозом для развития науки. Согласно новому методу все гипотезы систематически проверялись опытом. Эксперимент можно рассматривать как вопрос, обращенный к природе. А чтобы получить опре- де лен ный от вет надо пра виль но (кор рект но) сфор му лиро вать вопрос. Для это го сле ду ет так по стро ить экс пери мент, что бы мак си- мально изолироваться от воздействий посторонних факторов, которые мешают наблюдению и изучению явления в «чистом виде». Ос нов ной прин цип клас си че ско го экс пе ри мен таль но го ме то да заключал ся в раз де ле нии объ ек та и ок ру же ния, в том чис ле и ис следователя. Для количественной оценки результатов эксперимента, начиная с Галилея, стали широко использовать математику. Галилей сформулировал закон инерции движущегося тела (известный как 1-й закон Ньютона). Под инерцией понимается свойство тела сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока какая-либо сила не выведет его из этого состояния. Закон инерции выведен чисто теоретически, на основе мысленного эксперимента с идеализированными объектами, в частности с идеально гладкой поверхностью, движение по которой не сопровождается трением. Галилей так же сформулировал механический принцип относительности движения (принцип независимости механических явлений, «принцип относительности Галилея»). Согласно этому принци пу все сис те мы от счета, дви жу щие ся равно мер но и пря моли нейно, рав но цен ны в от но ше нии за ко нов ме ха ни ки. Та кие сис- те мы от сче та на зы ва ют инер ци аль ны ми. Ины ми сло ва ми: пред положим, что есть две системы, одна из которых движется равномерно и пря мо ли нейно от но си тель но дру гой. То гда с по мо щью ме хани ческих опы тов не воз можно об на ру жить это дви же ние. То есть, при дви же нии в ва го не без окон рав но мер но и пря мо линей но невозможно определить, едет вагон или стоит на месте. В таком движущемся вагоне тела падают вертикально с ускорением g. Иоганн Кеплер (1571—1630) открыл законы движения планет, смысл ко то рых сво дит ся к сле дую ще му: (1) все пла не ты движут ся по эл лип сам, в од ном из фо ку сов ко то ро го на хо дит ся Солнце; (2) планеты по своей орбите движутся с неодинаковой скоростью - подходя ближе к Солнцу, планета движется быстрее, а отходя дальше от него - медленнее (иными словами, радиус вектор от Солнца к планете в равные времена описывает равные секториаль- ные пло ща ди); (3) квад ра ты вре мен об ра щения пла нет относятся между собой как кубы больших полуосей эллипсов, описываемых планетами. Для формулировки своих законов Кеплер воспользовался результатами многочисленных наблюдений другого астронома - датчанина Тихо Браге (1546—1601). Браге известен так же как автор «компромиссной» системы мира: в центре Земля, вокруг нее вращается Солнце, а вокруг Солнца другие планеты. Эта система не получила распространения и интересна только в историческом аспекте. Наука в Новое время Декарт ввел в математику переменные величины, установил со от вет ст вие ме ж ду гео мет ри че ски ми об раз ами и ал геб раи че ски- ми уравнениями, положив этим начало аналитической геометрии. В своем сочинении «Начала философии» (1644) Декарт изложил программу создания теории природы. Всю безмерную ширину, длину и глубину Вселенной заполняет материальное пространство. Части материи находятся в непрерывном движении, взаимодействуя друг с другом при контакте. Взаимодействия материальных частиц подчиняется основным законам, аналогичным закону инер ции и за ко ну со хране ния ко ли че ст ва дви же ния. По Де кар ту в мире нет пус то ты, и вся кое дви жение яв ля ет ся цик ли ческим, основанном на замещении одной части материи другой. В результате вся Вселенная пронизана вихревым движением материи. Движение во Вселенной вечно, так же как и сама материя. В физике Декарта нет места силам, тем более силам, действующим на расстоянии через пустоту. Все явления мира сводятся к движениям и взаимодействию соприкасающихся частиц. Такие взгляды получили название «картезианство», от латинского произношения имени Декарта - Картезий.
Исаак Ньютон. (1642–1727)
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 653; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |