КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ГЧП в сфере здравоохранения
Государственно-частное партнерство выступает совокупностью форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях – с одной стороны, и как инструмент финансирования и реализации перспективных национальных проектов – с другой. Государственно-частное партнерство является эффективным инструментом решения ряда важных социально-экономических задач, в том числе в сфере здравоохранения, выраженное в повышении качества медицинской помощи и предоставления медицинских услуг, обслуживании пациентов и доступности дорогостоящих видов лечения, а также модернизации системы организации и предоставления медицинских услуг, повышении уровня квалификации медицинского персонала. Суть использования государственно – частного партнерства заключается в том, что оно представляет собой инструмент решения важных задач социально-экономической политики, при котором, с одной стороны, государство сохраняет контроль над объектом и осуществляет стратегическое управлением им, а с другой - повышается эффективность реализации инфраструктурных проектов. Государственно-частное партнерство – юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о ГЧП, заключенных в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества. Следует обратить особое внимание на тот факт, что совместная работа государства и бизнеса в проектах по модернизации системы здравоохранения на основе ГЧП более эффективна. Объектами соглашения о ГЧП являются объекты системы здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения и иной деятельности. Механизм ГЧП в сфере медицины является формой объединения государственных и частных инвестиций и организации совместного управления, нацеленной на решение важных задач социально-экономической политики, позволяющую обеспечить повышение эффективности вложений капитала за счет разделения рисков и выгод между партнерами. Предметами для ГЧП в системе здравоохранения является строительство, оснащение нового или модернизация существующего лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), обслуживание и эксплуатация инфраструктуры ЛПУ, а также медицинские услуги населению.
Таким образом, социальная значимость внедрения системы ГЧП высока. В рамках модернизации системы здравоохранения, механизм ГЧП поможет решить множество существующих проблем отечественного здравоохранения, к которым относят: - низкое качество обслуживания пациентов при оказании медицинских услуг – очереди, неудобная логистика, недостаток информирования; - низкая эффективность оказания медицинской помощи; - низкая доступность дорогостоящих видов лечения; - неудовлетворительный уровень и объем диагностических услуг; - снижающийся уровень квалификации медицинского персонала; - чрезвычайно низкая заработная плата в отрасли; - нехватка медицинских кадров, отсутствие в медицинских учреждениях квалифицированных управленцев, организаторов и экономистов; - высокая изношенность медицинской техники и ее моральное устаревание; - низкая оснащённость современным медицинским оборудованием; - аварийное состояние помещений медицинских учреждений, потребность в капитальном ремонте и модернизации; - несоответствие санитарно-гигиеническим нормативам большинства медицинских учреждений Все эти проблемы характерны для современной системы здравоохранения, имеют базисное происхождение, что отражается на общей социальной оценке, которую население дает системе здравоохранения.
Ключевых типов проектов ГЧП в здравоохранении может быть два: ü строительство, реконструкция основных фондов; ü предоставление непосредственно медицинских услуг.
Строительство и реконструкция основных фондов предполагает долевое финансирование со стороны государства и бизнеса, при котором на начальном этапе частный партнер осуществляет 100% вложений, а после ввода объекта в эксплуатацию государство на протяжении нескольких лет возмещает часть первоначальных затрат. Возведение нового учреждения должно решать актуальные проблемы региона в здравоохранении за счет возможности оказания дефицитных медицинских услуг. Помимо этого, большой потенциал имеет модель, при которой строительство медицинской организации осуществляется частным партнером в соответствии с заданием государства, а по завершении строительства инфраструктура передается партнеру, который получает право на оказание медицинских услуг и управление медицинской организацией. При этом получаемая прибыль покрывает затраты и обеспечивает требуемый уровень рентабельности инвестиций с учетом рисков. Одна из потенциальных форм – концессионные соглашения. Смысл концессии состоит в том, что частный бизнес вкладывает инвестиции, управляет переданным ему имуществом и получает оплату, главным образом, из платежей, осуществляемых пользователями. Развитие системы ГЧП при проведении модернизационных мероприятий системы здравоохранения, имеет объективную социальную необходимость, которая обусловлена: - недостаточным финансированием здравоохранения; - несоответствием уровня оснащенности большинства медучреждений современным стандартам диагностики и лечения; - завышенными инвестиционными затратами при реализации государственных программ; - низкой эффективностью использования ресурсов; - недостаточным привлечением частных инвестиций как дополнительного источника финансирования; - наличием потребностей в модернизации и реконструкции, существующих медучреждений; - отсутствием условий для организации частных медицинских центров на свободных площадях государственных медучреждений.
Взаимодействие власти и бизнеса в решении социально значимых для общества проблем является некой панацеей для повышения уровня удовлетворенности качеством и доступностью медицинской помощью, который отличается позитивной динамикой в последние несколько лет, однако, темпы роста недостаточны для того, чтобы утверждать об эффективном функционировании системы здравоохранения и об успешной реализации модернизационных мероприятий. В 2015 г. уровень удовлетворенности населения медицинской помощью составил 40,4% (по сравнению с 2006 г. – повышение на 10,4%, по сравнению с 2012 г. – на 5%). А число лиц, плохо оценивающих ситуацию в здравоохранении, сократилось с 58% в 2006 году до 32% в 2015 году. Однако, спектр наиболее волнующих население проблем, остается неизменным. Работой участкового врача неудовлетворены 53,4% (в 2012 г. – 58,1%), скорой помощью – 55,4% (в 2012 – 59,1%), врачами – специалистами в амбулаторном звене – 62,4% (в 2012 г. – 68%), стационарной помощью – 67,1% (в 2012 г. – 73,3%). Темпы положительной динамики наблюдаются, однако, имеющиеся показатели характеризуют современное функционирование системы здравоохранения как неэффективное, что также подтверждается тем фактом, что выявлены существенные различия между регионами – от максимальной удовлетворенности, показатель которой равен 61,5%, до минимальной – 22,6%. Решение, в первую очередь, управленческих и организационно-бытовых проблем, путем формирования отлаженного, нормативно закрепленного механизма ГЧП, способны повысить социальную оценку функционирования системы здравоохранения. Для формирования наиболее целесообразной модели ГЧП в системе здравоохранения, необходимо проанализировать опыт, имеющийся в системе управления здравоохранением в других странах. Так, для отечественной системы здравоохранения, может быть приемлем опыт Германии, где распространена продажа государственных медучреждений инвесторам за символическую сумму в обмен на обеспечение оговоренной суммы инвестиций и обязательства по выполнению государственного заказа. Если рассмотреть опыт Великобритании, то ГЧП в здравоохранении выражено в такой форме, при которой частный партнер поддерживает построенные сооружения в рабочем состоянии в течение всего времени их эксплуатации (обычно 25–30 лет), но государство остается ответственным за предоставление услуг. Государственные органы производят расчёты с подрядчиками только после завершения строительства объектов инфраструктуры и полного их оснащения, доход подрядчиков составляет 10-14% от затраченной суммы. В России же, развитие и существование ГЧП в процессе модернизации системы здравоохранения, сталкивается с рядом проблем как правового, так и организационного характера. Во-первых, принятый в 2015 году ФЗ №224 «О государственно-частном партнерстве» является единственным нормативно – правовым актом, раскрывающим общие понятия, принципы и технологии становления и функционирования бизнес – проектов между государством и частными инвесторами. Однако вопрос о развитии данного способа управления в сфере здравоохранения остается закрытым. Отсутствует оптимальная и, в тоже время, комплексная структура утверждения проекта. Во-вторых, для функционирования механизма ГЧП в здравоохранении, характерен ряд экономических проблем, без решения которых механизм взаимодействия власти и бизнеса будет неэффективен и не целесообразен. К ним относят долгий период окупаемости вложенных инвестиций, который накладывается на увеличение стоимости проекта в связи с масштабами, длительным периодом строительства или реконструкции, что влечет за собой увеличение финансовых издержек. Более того, если проект по строительству или реконструкции объекта медучреждения осуществляется в пропорциональных финансовых вкладах государства и бизнеса, то государственный бюджет закладывается на более короткий временной промежуток, нежели сроки реализации некоторых проектов, что ведет к дополнительным рискам инвесторов. Следовательно, необходимо разработать механизм налоговых платежей, благодаря которому государство может «замораживать» стоимость инвестиционных вложений. В-третьих, необходимо создание на базе высших учебных заведений института ГЧП с целью подготовки специалистов по консалтингу, экспертизе проектов ГЧП, управляющих медучреждениями. Таким образом, становление и развитие механизма государственно- частного партнерства в системе здравоохранения способно выстроить новую, качественно отличающуюся систему оказания медицинской помощи.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |