Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Объем дисциплины и виды учебной работы. По направлению подготовки




Москва 2012

Психология

По направлению подготовки

квалификация (степень) «бакалавр»


Копылова О. Ю.

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Психологическая служба». – М.: МГЭИ. – 28 c.

 

Одобрено кафедрой психологии. Протокол заседания кафедры от 2 июля 2012 г. № 11. Для студентов Московского гуманитарно-экономического института, обучающихся по направлению подготовки 030300.62 Психология.

 

 

№ 2635

 

© Московский гуманитарно-

экономический институт, 2012


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка …………………………………………………………………………………….  
Структура и содержание дисциплины ………………………………………..  
Объем дисциплины и виды учебной работы ………………………  
Тематический план (типовой) ………….……………………………………………………..  
Программа курса ………………………………………………………………………………………………………..  
Образовательные технологии ………………………..…………….……………………………  
Контроль знаний студентов. Оценочные средства ………  
Учебно-методическое и информационное обеспече­ние дисциплины ………………………………………………………………………………………………………….  
Материально-техническое обеспечение дисциплины  

 


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Место дисциплины в структуре ООП. Дисциплина «Психологическая служба» относится к вариативной части профессионального цикла по направлению подготовки «Психология» и преподается студентам в 6-м семестре в объеме 2 зачетных единиц (72 часа).

Освоение курса основывается на знаниях, приобретенных при изучении дисциплин: «Общая психология», «Социальная психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Общий психологический практикум», «Педагогическая психология», «Основы консультационной психологии».

Знания, полученные в ходе изучения курса «Психологическая служба», будут востребованы для изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология стресса», «Психология агрессии», «Психология отклоняющегося поведения» и др.

Цель изучения дисциплины – формирование у начинающих психологов знаний и умений собственно психологической работы с людьми в комплексе с организацией этого процесса в масштабах предприятия или отрасли на базе соблюдения соответствующих этических и технологических принципов.

Основные задачи дисциплины: обучение студентов самостоятельности в принятии управленческо-психоло­ги­ческих решений на основе реально существующего опыта функционирования психологических служб;

формирование первичных навыков разработки Положений о психологической службе, планирование психологических мероприятий по целям и конкретным задачам психологического обеспечения, определения своих функциональных обязанностей с учетом вида деятельности и характера взаимоотношений в группе;

получение объективных представлений о принципах и методах работы в специфических условиях деятельности силовых структур государства, а также в системе образования, исправительно-трудовых учреждений и центрах социально-психологической реабилитации инвалидов;

 

формирование устойчивых практических навыков организации и проведения психологических мероприятий в интересах человека и его деятельности.

Программа курса состоит из 8 тем и не предусматривает написание курсовой работы.

В соответствии с рабочей программой и тематическим планом изучение дисциплины проходит в виде аудиторной и самостоятельной работы студентов. Учебный процесс в аудитории осуществляется в форме лекций и практических занятий.

В лекциях раскрываются основные темы изучаемого курса, которые входят в рабочую программу: основные направления организации психологической службы; методические основы планирования психологической работы; этические аспекты деятельности психолога; проблемы взаимодействия психолога с субъектами психологической работы; организация и содержание психологической помощи населению; организация психологического обеспечения образовательных учреждений; функционирование центров профориентации и психологической поддержки; психологическая работа в структурах занятости населения; психологическая работа в центрах реабилитации и социальной адаптации инвалидов; психофизиологическая служба министерства путей сообщений; организация психологической работы в органах внутренних дел; психологическое обеспечение деятельности таможни; психологическая работа в исправительных учреждениях, Вооруженных Силах РФ.

На практических занятиях подробно изучается программный материал в плоскости отработки практических умений и навыков. Таких, как: организация психологических мероприятий; планирование, контроль и обобщение опыта психологической работы; умение работать в группе с другими специалистами, соблюдать этические нормы взаимодействия.

Самостоятельная работа студентов направлена на самостоятельное изучение отдельных тем рабочей программы. Таких, как: организационная система психологической службы и ее нормативная база; уровни решения организационно-психологических проблем: теоретико-исследовательский и эмпирический; специфические

 

черты организационно-психологической службы; источники информации для планирования; научно-психологи­ческое прогнозирование и его роль в процессе планирования; оформление планов психологических мероприятий; нравственные требования к психологу как потребителю психологической информации, специалисту и воспитателю; этика использования информации в различных условиях функционирования групп и организаций; краткая характеристика принципов: осведомленного согласия, конфиденциальности, персональной ответственности, профессиональной компетенции, морально-пози­тивного эффекта; отношения в группе и место психолога в этом процессе; роль и место психолога в процессе взаимодействия с клиентом или испытуемым; требования к коммуникативному процессу при оказании помощи; работоспособность психолога и динамика ее развития; личные качества психолога; рабочее время педагога-психолога; формы учета деятельности и отчетность педагогов-психологов; аналитический отчет о работе педагога-психолога; сущность процесса профессионального отбора; карта профессионального и психологического отбора; основные методики социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования профессиональной деятельности; организация приема; правила работы с клиентом; правила поведения клиента при посещении центра; общая характеристика психопатического развития личности инвалида; возрастные особенности соматонозогнозий; психология инвалидов с неизбежным летальным исходом; компенсация дефектов болезни; квалификационные требования к психологу; критерии оценки эффективности; координационно-методический совет по психологическому обеспечению; профессиографическое изучение деятельности инспекторов оперативных отделов таможенного органа; профессиограмма специалиста таможенного органа; психограмма инспектора; общая характеристика криминальной субкультуры; поведенческие атрибуты; татуировки и их краткая характеристика; способы тайного общения в криминальной субкультуре; система отношений военнослужащих, ее специфика и меры совершенствования; формы и методы получения достоверной

 

информации; военно-учебные заведения по подготовке военных психологов; научный потенциал психологической работы ВС РФ.

Формой итогового контроля знаний студентов является зачет, в ходе которого оценивается уровень теоретических знаний и навыки решения практических задач. Зачет по дисциплине входит в общую трудоемкость дисциплины в зачетных единицах.

Требования к результатам освоения дисциплины. В результате освоения курса студенты, обучающиеся по направлению подготовки «Психология», должны:

знать принципы, методы и формы организации психологических мероприятий, планирования, контроля и обобщения опыта психологической работы;

уметь работать в тесном контакте со специалистами-смежниками и соблюдать этические нормы взаимодействия;

владет ь навыками учебно-методической, просветительской и организационно-управленческой работы на различных уровнях и этапах осуществления психологических мероприятий.

Процесс изучения дисциплины «Психологическая служба» направлен на формирование у студентов направления подготовки «Психология» следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций:

способность и готовность к:

пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);

восприятию личности другого, эмпатии, установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей (ОК-7);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений и пр. (ОК-9);

профессионально профилированному использованию современных информационных технологий и системы Интернет (ОК-12);

 

использованию нормативных правовых документов в своей деятельности (ОК-14);

реализации стандартных программ, направленных на предупреждение отклонений в социальном и личностном статусе и развития, а также профессиональных рисков в различных видах деятельности (ПК-1);

описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-13);

участию в учебно-методической работе в сфере общего образования (ПК-16);

проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22);

реализации интерактивных методов, психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников и охрану здоровья индивидов и групп (ПК-23).

Изучение данной дисциплины предусмотрено ФГОС ВПО (2010).


 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Одна зачётная единица равна 36 часам.

Вид учебной работы Всего часов Семестр 6
Аудиторные занятия (всего), в том числе:    
Лекций (Л)    
Семинары (С)    
Практические занятия (ПЗ, в т.ч. зачет    
Самостоятельная работа (всего), в том числе:    
Курсовой проект (работа)    
Реферат    
Другие виды самостоятельной работы под руководством преподавателя    
Решение практических ситуаций    
Подготовка научных докладов и сообщений    
Вид промежуточной аттестации - зачет зачет зачет
Общая трудоемкость Зачетные единицы    
   

 


 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 195; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.