Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поощрение ускоряет процесс обучения и делает его более интересным




Жетончики

Вместо того, чтобы каждый раз за выполненное задание поощ­рять ребенка приятным делом, родители нередко растягивают период «зарабатывания» награды. Для того, чтобы в этот пе­риод поддерживать мотивацию, они используют «накопитель­ную» систему - жетоны.

Реально жетончиками может служить что угодно. Их цен­ность, как и ценность денег, определяется тем, на что они мо­гут быть обменены. Жетончики служат мостиком, который соединяет работу, выполненную сейчас, и награду, которая последует в будущем. Вы можете воспользоваться чеками, та­лончиками, картонными звездочками, фишками от настольных игр или графическими обозначениями («галочками»), которые ставятся за выполнение определенных заданий, как у Билли (см. главу 1). Для ребенка значение такого вида поощрения заключается в осознании ценности каждого жетончика как час­ти торговой сделки. У Билли, если выпомните, 20 «галочек» - это цена участия в боулинге, чего Билли, насколько известно его маме, очень желал. Если ваша учебная программа предпола­гает эффективное использование жетончиков, ребенок должен уметь получить за них то, что для него представляется награ­дой.

Введение жетончиков в качестве поощрения - процесс не­хитрый, но постепенный. Когда ребенок поведет себя должным образом, тут же дайте ему жетон, похвалите его и коротко объяс­ните, что это значит, скажем: «Молодец! Вот тебе жетончик за то, что ты выбросил мусор» (или за что-нибудь еще). Первое время ребенок, может быть, не будет представлять себе, что та­кое жетоны и для чего они нужны. Вам следует продемонстриро­вать ему их обменную стоимость, например, так: «А сейчас, если ты дашь мне жетончик, ты сможешь получить... (скажем, люби­мое лакомство или маленькую игрушку, игру или книжку)». И, разумеется, эту награду надо дать немедленно.

Как научить ребенка пользоваться жетончиками Какими бы жетончиками вы ни решили воспользо­ваться - отметками в таблице, фишками для настоль­ных игр или монетками — ребенку потребуется опре­деленное время для того, чтобы понять, как важно ему их зарабатывать. Как мы уже отметили, начать вам придется с немедленного обмена жетонов на награ­ду, которой он будет рад. Сначала делайте это четко и определенно. Похвалите за сделанную работу и дайте жетон. Затем, как только вы вручите ему награду, сра­зу потребуйте отдать жетон вам. Проделывая все это, объясняйте каждый свой шаг: «Отличная работа, Франсиско, ты умылся без напоминания! Вот твоя от­метка (сделайте отметку в таблице и дайте ее Франси­ско). За что ты получил отметку? Верно, умылся сам. А теперь дай мне свою отметку (побудите Франсиско передать вам лист с таблицей) и посмотри, что ты по­лучаешь: стакан сока. Вот как надо!» Постепенно приучайте ребенка «хранить» жетончи­ки в течение более длительного промежутка време­ни (5, затем 10 или 15 минут; позже — до конца дня) прежде, чем обменять их на награду. Если надо, воз­вращайтесь к способу немедленного «отоваривания» с периодичностью, которая позволит вам удерживать интерес ребенка к жетонной системе. Запомните, уме­ние пользоваться жетончиками не приходит сразу!

 

Вы можете дать ребенку возможность заработать за урок не один жетончик, а несколько. Более того, за другие достиже­ния вне урока он тоже может получать жетоны. Научив его чув­ствовать ценность жетончиков, вы можете помочь ему копить их, как это делал Билли в рассмотренном нами примере. Тогда вам уже не нужно будет обменивать каждый жетончик,кактолько он заработан, на маленькое вознаграждение. Вместо этого у вас появится возможность обменять их на более суще­ственную награду в конце дня или в конце недели (или как только он накопит столько, сколько нужно, чтобы получить желаемое).

Жетонная система поощрения очень эффективна. Она удоб­на для вас и занимательна для ребенка. Однако, пользуясь ею, важно иметь в виду следующие правила:

1. Всегда четко определяйте заранее, что нужно сделать ре­бенку и сколько жетонов он за это получит. У него никогда не должно возникать ощущение, что зарабатывание же­тонов - это случайное дело. Наоборот, каждый раз ему не­обходимо знать, чего именно вы от него хотите и во сколько жетонов оцениваете его работу. Он никогда не должен по­лучать жетончики за невыполненное задание (разумеется, задание должно быть ему по силам).

2. Убедитесь заранее, что у вас имеются разные варианты «отоваривания» жетонов. Можно, например, постановить, что десерт будет стоить два жетона, возможность посмо­треть телевизор - три, а пара роликов - 60 жетонов. Варьи­руя типы поощрений, которые можно купить за жетоны, вы тем самым гарантируете устойчивость поддержания их ценности как вознаграждения.

3. Старайтесь по возможности больше привлекать ребенка к выбору как навыков, которые должны быть освоены, так и наград, которые за них можно заработать.

4. Еще раз напоминаем, что свои обещания нужно всегда вы­полнять. Жетонная система может быть хороша только при этом условии. Необходимо убедиться заранее, что как только ребенок заработает обещанную награду, вы сможете ее выдать.

 

 
 
Выученный урок «Когда все так тихо, я знаю, что они чем-то увлече­ны». Миссис Барнет помедлила у дверей детской. Лаура, ее дочка (девочка с особенностями развития), играла в учительницу, а Джил, двухлетняя сестрич­ка Лауры, с удовольствием играла ученицу, которой объясняют, что нужно делать, чтобы застелить по­стель. «Подоткни ее. Умница, Джил. Теперь с другой сто­роны. Умница!» Совсем недавно миссис Барнет сама начинала учить Лауру всем многочисленным действиям, из ко­торых состоит умение убирать постель, а теперь она не может без улыбки смотреть, с какой важностью дочка повторяет ее жесты и слова. «Положи подушку. Хорошо, накрой этим сверху. Хорошо, Джил». Лаура одобрительно кивнула и на­правилась к комоду. Она вынула из ящика красную звездочку и положила ее на лист бумаги Джилл точно так, как каждый день это делала для нее миссис Бар­нет. Лауре эти поощрения в виде звездочек уже были не нужны, хотя она с удовольствием принимала мороженое, стоившее пять заработанных звездочек. Но счастливая ее ученица, не знавшая пока как следует, что все это означает, радовалась своему сокровищу - звездочке: «Мама, смотри...»

 

 


Когда вы учите своего ребенка делать что-то новое, наградой, достаточной для поддержания его интереса и желания пробо­вать что-то новое, может стать радость свершения. В большин­стве случаев все же обучение идет более гладко, если эту ра­дость вы дополняете похвалой, любимыми занятиями или ла­комствами и, если это оказывается кстати, жетонной системой.

Поначалу, когда учиться труднее и навыки еще немного шатки, достижения значат для ребенка больше, если они при­знаются окружающими. Лаура училась застилать постель, что­бы заслужить мамину похвалу и йогурт, особенно клубничный. Эти награды побудили ее с большим рвением взяться за зада­ние, а успех принес больше радости. Позже, когда она овладе­ет этим умением, йогурт как стимул к выполнению задания ей больше не потребуется; даже похвал нужно будет меньше - те­перь у нее будут другие радости. Застилание постели стало удовольствием, умением, которым можно гордиться, которое можно выставить на показ, которому можно даже учить дру­гих.

Прежде чем приступить к следующей главе, запишите, ка­кие поощрения вы могли бы использовать, занимаясь со сво­им ребенком. Список начнем мы.

 

Похвала____________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.