Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психолого-педагогический аспект толерантности




Введение

О регистрации по месту пребывания

Фізіологічні механізми голоду та насичення.

Голод – фізіологічний стан, зумовлений зниженням концентрації поживних речовин у крові, спрямований на відновлення їх балансу в крові.

Насичення – сума процесів, що змушує організм відмовитися від приймання їжі при підвищенні рівня поживних речовин в крові до певного рівня.

Насичення:

1. Сенсорне (первинне) – внаслідок подразнення смакових, нюхових рецепторів, механорецепторів ротової порожнини, шлунку – при цьому рефлекторнр надходять поживні речовини з депо.

2. Обмінне – виникає через декілька годин, коли продукти гідролізу поживних речовин надійдуть у кров.

Процеси голоду та насичененя регулюються харчовим центром гіпоталамо-лімбіко-ретикуло-кортикальної системи, проте основна регуляція здійснюється вентролатеральними та вентромедіальними ядрами гіпоталамуса. Вентромедіальні ядра – центр насичення – при їх подразненні виникає афагія – відсутність почуття голоду, а відтак відсутність бажання приймати їжу, при руйнуванні – гіперфагія. Вентролатеральні ядра – центр голоду – при їх подразненні виникає гіперфагія, при руйнуванні – афагія. Активність обох центрів регулюється рівнем поживних речовин в крові, інформація про котрий надходить від периферичних та центральних рецепторів (глікорецептори, ліпорецептори). Інформація надходить також від терморецепторів, механорецепторів шлунку, смакових та нюхових рецепторів.

 

 

 

 

Выдано  
  (Ф. И. О., год и место рождения)
 
 

о том, что он(а) зарегистрирован(а) по месту пребывания по адресу:

 
(республика, край, область, округ, район, город, пгт, село, деревня, аул,
 
улица, дом, корпус, квартира)
на срок с «   »       г. по «   »       г.

 

Свидетельство выдано к документу, удостоверяющему личность

вид   , серия   , №  
дата выдачи «   »       г.
 
(наименование органа, учреждения, выдавшего документ)
                       

 

Начальник (руководитель) органа регистрационного учета  
 
(наименование органа регистрационного учета)

 

  (   )
(подпись) (фамилия)

 

М. П. «   »       г.

 

Актуальность исследования. В настоящее время в концепции образования происходят перемены, суть и роль которых обусловлены поиском новых образовательных парадигм, определенных новым направленностям разбития российского общества. В отечественной педагогике совершается переход от традиционной образовательной системы, допускающей репродуктивный вид деятельности, к личностно-направленной, предусматривающей активное восприятие учебной информации и жизненной действительности.

В взаимосвязи с этим значимой чертой, определяющей личностную сущность современного ученика, становится толерантность, выступающая как метод доброжелательного взаимодействия с находящейся вокруг реальностью. Толерантность приобретается при наличии в сознании ребенка целой картины мира, соответствующей потребности личности в осознании, структурировании, ценностной осмысленности знания.

Данная направленность повлияла и на предметы гуманитарного цикла. В истории состоялось развитие практически всех направлений отечественной и всеобщей истории, больше интереса стало уделяться исследованию социокультурных реалий, процессов интеграции мирового сообщества, методов нахождения компромиссного выхода из конфликтных ситуаций. При этом упор делается на неповторимость и оригинальность любой отдельно взятой культуры при признании их отличий.

Исторически формирование толерантной личности и толерантных паттернов поведения обуславливается событиями, последовавшими за распадом СССР, что повергло к обострению националистических направленностей. Многочисленная миграция населения, складывание новых общественных групп в структуре российского общества стимулировали возникновение неблагоприятных стереотипов в общественном сознании населения. Их структурирование спровоцировало поляризацию социума по направления «они - мы», причем противопоставление нередко протекало по национальному, культурному, религиозному признаку.

Особую важность формирование толерантной личности, способной к неконфликтному существованию с теми, кто отличается от ее собственной группы, обретает у старшеклассников. Это объединено с тем, что подростковый возраст представляется сенситивным для складывания высококачественно новых характеристик. Так, к ним допускается отнести развитие собственной Я-концепции на базе идентификационных процессов, создание своей картины мира и установление собственного места в ней через осмысление социально принятых образцов поведения, ценностных ориентаций, этничности, проявленных в разных культурных символах. В предоставленной работе большое внимание уделяется подобным аспектам толерантности, как политическая и этническая толерантность, что объединено с необходимостью гибкого реагирования системы образования на исправление социополитических реалий современной общественной жизни.

Основой толерантного взаимодействия представляется диалог, так как диалогическое взаимодействие устанавливает отношения между его соучастниками и предполагает собой некоторую модель поведения индивидума в жизненном пространстве. Философские основы общения рассмотрены в работах Б.Г.Ананьева, М.М.Бахтина, В.С.Библера, П.П.Блонского, А.А.Леонтьева, B.Н.Мясищева, Л.Ф.Обуховой, С.Л.Рубинштейна.

Задачей педагога становится обучение ученика успешным умениям и навыкам сотрудничества, в том числе с представителями нереферентной категории. Средством достижения указанной проблемы выступают педагогические дискуссионные технологические процессы, дозволяющие средствами исторического образования создавать у учащихся ряд качеств толерантности.

Исследования советских методистов стали основой для формирования на их основе идей внедрения действующих способов обучения и диалогового взаимодействия в поурочной практике, изменения форм организации обучения истории и обществознанию в современной школе, что отображено в работах Л.А.Агафоновой, Ю.С.Ануфриевой, М.Н.Васяевой, Н.И.Зосимовой, А.В.Никольского, О.Н.Мачехиной, М.Т.Студеникина. Методические аспекты работы учителя также изучены в работах Е.Е.Вяземского, М.В.Кларина, Е.С.Полат, Г.К.Селевко, C.А.Смирнова и др.

Цель исследования: изучить сформированность толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории.

Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

1. Изучить теоретические аспекты формирования толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории.

2. Исследовать содержание исторического образования как фактор формирования толерантной личности.

3. Продиагностировать сформированность толерантности у учащихся старших классов в процессе обучения истории.

Объект исследования: процесс формирования толерантности у старшеклассников в ходе обучения истории.

Предмет исследования: педагогические технологии, в процессе обучения истории, становится фактором формирования толерантности у старшеклассников.

В настоящем исследовании использовались следующие основные методы исследования:

- Теоретические (анализ философской, культурологической, психолого-педагогической литературы по проблеме изучения; анализ понятийно-терминологической концепции педагогики толерантности; классификация);

- Эмпирические (опытная работа; изучение и обобщение современного педагогического опыта; наблюдение; изучение документации творческой деятельности обучающихся; беседа, анкетирование).

База исследования: МБОУ СОШ №34 города Ставрополя.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования толерантности у старшеклассников в процессе обучения истории

Проблема толерантности на протяжении многих десятков лет притягивала отечественных и зарубежных ученых, открывавших все новые грани данного феномена. В следствии этого на современном этапе толерантность рассматривается как разноаспектная так и многомерная категория. Имеются различные трактовки данного определения. К примеру, толерантность рассматривается как теоретический конструкт либо практический принцип, психологическая устойчивость, концепция положительных установок, совокупность индивидуальных качеств, свойство личности, концепция индивидуальных и массовых ценностей. Ряд авторов, такие как А.Г.Асмолов[1], Г.У. Солдатова[2], Л.А.Шайгерова, трактуют толерантность как свойство личности, проявляющееся в критическом, аргументированном осознании разных общественных явлений, в концепции положительных установок к другому, которые базируются на эмпатии, индивидуальном принятии, почтении, социальном интересе.

Таким образом, толерантность означает терпимость к другому образу жизни, поведению, традициям, чувствам, мнениям, мыслям, верованиям. Подобным образом, она объединена со свободой инакомыслия в широком значении этого слова, а не в том, что утвердился в политической сфере, схожа к суждениям милосердия и снисхождения.

Толерантность выражает умение установить и сохранить единство с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Безусловно, при этом нужно иметь в виду, что имеются границы терпимости, т.е. наличие некоторых нравственных пределов, дозволяющих не смешивать снисходительные взаимоотношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность - это достоинство людей, которые ни во что не верят».

Таким образом, проблему толерантности допускается отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из наиболее острых в школе, несомненно и в мире в целом. Хорошо осознавая, что мы все неодинаковые и что нужно воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя правильно и соответствующе. Принципиально быть терпимым по взаимоотношению друг к другу, что весьма сложно. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те определения, без которых неосуществимы какие-либо преображения в современной школе.

«Путь к толерантности - это значительный эмоциональный, высокоинтеллектуальный труд и психологическое напряжение, ибо оно возможно только лишь на основе изменения самого себя, собственных стереотипов, собственного сознания»[3].

Современные ученые выделяют семь главных принципов толерантности:

- Почтение человеческого достоинства абсолютно всех без исключений людей;

- Уважение различий;

- Восприятие индивидуальной неповторимости;

- Взаимодополняемость как главная черта различий;

- Взаимосвязь как опора совместных действий;

- Культура мира;

- Сохранение памяти.

Воспитание в духе толерантности содействует развитию у молодежи умений самостоятельного мышления, предельного осмысления и формирования суждений, основанных на нравственных ценностях.

Толерантность - это функциональная нравственная позиция личности, базирующаяся на эмоциональной готовности к терпимости для взаимопонимания между этносами, общественными группами, во имя положительного взаимодействия с народами другой культурной, национальной, религиозной либо общественной среды.[4]

Составляющими компонентами структуры понятия представлены: позиция, стремление, душевное согласие. Согласно установлению С.И. Ожегова, «позиция» - явление, обозначающее предрасположенность к обусловленным действиям, взглядам; «нравственная позиция» отражает моральные нормы человека, его внутренние качества. Основу позиции составляет «психологическая готовность» человека, то есть его «внутреннее согласие» к проявлению терпимости. Важен и такого рода компонент, как «активность», потому как позиция динамична, способна к формированию (этот аспект в особенности ценен для осознания педагогического процесса воспитания толерантности).

Как мы уже изъяснялись, терпение - стремление и умение человека жить и разумно действовать в многообразном обществе. Ее формирование преобразуется для отечественного образования в стратегически важную цель и благодаря тому что эта проблема в последние годы стала чрезвычайно востребована как в психологии, так и педагогике.

Перечислим исходные идеи для определения сущности понятия толерантность.

1. Толерантность не представляется механическим результатом воздействия каких-либо «факторов» (внутренних либо внешних) как таковых; настоящая толерантность - это выражение намеренного, осознанного и ответственного подбора человека, его собственной позиции и инициативности по построению обусловленных отношений (экзистенциально-гуманистический аспект).

2. Психологическое содержание толерантности не имеет возможность быть сведено к отдельному свойству, характеристике - это трудный, разноаспектный и компонентный феномен, содержащий ряд «базовых измерений» (диверсификационный аспект).

3. В сложной «анатомии» толерантности ее эмоциональной основой и главным измерением представлены личностное измерение толерантности - ценности, смыслы, индивидуальные установки (личностный аспект).

4. Из числа всех многообразных видов и форм толерантности для нас причиной общей толерантности человека представляется межличностная толерантность: толерантность как особенный способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия общения с другим, как межличностный диалог (диалогический аспект).

5. Полноценная толерантность - и прежде всего в собственной личностной основе - не имеет возможность быть результатом только внешних влияний: толерантность не столько создается, сколько формируется; помощь в становлении толерантности - это формирование условий для становления (фасилитативный аспект).[5]

Рассмотрим каждый из упомянутых тезисов.

1. Экзистенциально-гуманистический аспект к толерантности.

Толерантность рассматривается в разных философских и психологических подходов - на сегодняшний день в литературе преобладают бихевиоральный и познавательный подходы. С экзистенциально-гуманистической точки зрения полноценная, зрелая толерантность - несомненно осмысленная, разумная и серьезная. Подобная толерантность не сводится к автоматизмам, к элементарным стереотипным действиям - это ценность и актуальная позиция, реализация которой в любой конкретной ситуации имеет конкретный смысл и требует от субъекта толерантности поиска данного смысла и сознательного решения.[6]

Экзистенциально-гуманистический аспект исходит из признания неустранимой значимости личности в любой совершаемой ею деятельности. При всей очевидной и крайне существенной значимости общественных норм, социальных идеалов, идеологических и высококлассных требований и т.д. - невозможно отрицать стремление и возможность каждого определенного человека в собственных действиях ориентироваться также (а порой - прежде всего) на свои цели, значения, ценности. С этих позиций толерантность подразумевается не как надёжное правило либо подготовленный к употреблению рецепт, а как независимый и важный выбор человека «ценностного толерантного взаимоотношения к жизни». В частности, для педагога это обозначает, что толерантность - это особенное свойство его способа бытия», а не только лишь требование профессиональной значимости либо коммуникативный навык.

2. Диверсификационный аспект к толерантности

Обзоры зарубежных и отечественных работ по толерантности подтверждают: не удается не только предоставить толерантности однозначную дефиницию, объединить к какой-то одной характеристике, но даже сосредоточить в определенной тематике. Одних только «важнейших предпосылок толерантности - любая из которых, может раскрывать целое направление основательных исследований - отдельные авторы содержат пять и более, среди которых: онтологические предпосылки, гносеологические, аксиологические, социологические, психологические и т.д. Однако даже если попробовать ограничиться психологическими аспектами, то и тут феномен толерантности не лежит только лишь в одной плоскости - его содержимое неоднородно и не имеет возможность быть сведено к отдельному свойству, признаку, характеристике.

Толерантность - это трудный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, содержащий ряд путей проявления и формирования, которые - по аналогии с предложенными Дж. Бюдженталом «базовыми измерениями общения» - смогут быть названы базовыми измерениями толерантности.

Еще один момент диверсификации - многоаспектность и неоднородность эмоционального содержания толерантности. Это обозначает, что нельзя с достаточной полнотой описать толерантность с опорой только на одно понятие, только лишь в одном измерении. В следствии этого имеет смысл выделить не все, а только ключевые, более значимые психологические измерения межличностной толерантности, которые допускается расценивать как приоритетные направления ее изучения и формирования.

3. Личностный подход к толерантности

Зрелая толерантность - это немало более простой компетентности в толерантном поведении, когнитивной «оснащенности» и психологической готовности. В согласовании со сформулированными положениями экзистенциально-гуманистического подхода невозможно ограничиться описанными выше четырьмя измерениями толерантности - необходимо приобщить еще один компонент, который относительно можно назвать «личностный компонент» либо, точнее - личностное определение толерантности.[7]

Основное содержание личностного измерения толерантности содержит в себе, первоначально лишь, надлежащую ценностно-смысловую концепцию - в которой основное положение занимают ценности уважения человека как такового, ценности прав и независимостей человека и равноправия людей по взаимоотношению к базовым проблемам, к выбору миропонимания и жизненной позиции, значимость ответственности за собственную жизнедеятельность и признание таковой за каждым человеком и прочие ценности демократического гражданского общества.

4. Диалогический аспект к толерантности

Межличностный уровень толерантности имеет первоочередное значение в труде учителя и именно тут, к сожалению, ощущается весьма значительный недостаток уважения и терпимости. Главное «внутриличностное условие» толерантности - это восприятие естественности и неизбежности отличий между людьми и стремление уважать эти отличия, а кроме того признание прав и независимостей каждого человека, умение к сосуществованию с иными (другими) людьми, к вступлению с ними в ненасильственные формы взаимодействия, т.е. - стремление и способность к Диалогу.

Известная диалогическая концепция Л.А.Беляевой утверждает, что диалог - это более естественный, настоящий и совершенствующий метод бытия человека как личности, это «здоровое начало» общения, функциональный потенциал межличностных взаимоотношений, который важно уметь познать и поддержать. Поэтому, толерантность, - как основной атрибут диалога - будет обстоятельством полного личностного бытия и формирования человека.[8]

5. Фасилитативный аспект к толерантности.

Многие «составляющие» толерантности, видимо, могут быть сформированы - посредством особого обучения, социально-психологических тренингов и т.д. Однако, другими словами известную формулу М.М.Бахтина, можно отметить: чем ближе к индивидуальной основе толерантности - к ценностям, смыслам, личным установкам - тем менее адекватными станут формирующие усилия и тактика «внедрения».[9]

Таким образом, изложенные аспекты к осмыслению психологии межличностной толерантности имеет возможность служить основой для исследования различных программ - как педагогических по формированию толерантности, так и экспериментальных и исследовательских, в частности - для построения концепции гуманитарной экспертизы формирования толерантности в образовании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 358; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.051 сек.