Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Показатели агрессивности у старших школьников в КГ и ЭГ




Результаты опытной работы

Главной целью эксперимента являлось выявить уровень сформированности толерантности у старших школьников, с помощью двух проведенных методик.

Методики были проведены и после чего посчитаны результаты, которые видно ниже.

По первой методике агрессивности старших школьников в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) группах после проведения исследования.

Результаты проведенных методик показали следующее:

По методике 1 опросник Почебут Л. Г. – «Тест агрессивности», были подсчитаны общие результаты в КГ и ЭГ (8-9 классы, 14-16 лет).

Результаты диагностики агрессивности по методике показали, что:

Таблица 1.

Проценты Наименование шкалы
Ф-А К-А Р Н О П В-А Угрызение совести Условн.обозначения
КГ 13,4% 12,2% 16,2% 8,9% 7,6% 11,7% 17,1% 12,8% 100%
ЭГ 13,2 12,1 16,5 9,1 7,5 11,5 17,2 12,9  

 

Ниже приведем наглядный образец исследования в КГ и ЭГ на рис.1

Рисунок 1 – Показатели агрессивности у старших школьников

Как видно из рис.1, у большинства обучающихся в КГ преобладает вербальная агрессия - 17,1%, она же в ЭГ составила 17,2%, что означает выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Раздражение в КГ преобладает у 16,2%, а в ЭГ у 16,5% что означает готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Физическая агрессия (нападение) в КГ составила 13,4%, а в ЭГ 13,2% косвенная агрессия в КГ - 12,2%, а в ЭГ – 12,1% подозрительность в КГ -11,7%, а в ЭГ – 11,5% и чувство вины в КГ составило 12,8%, а в ЭГ – 12,9% находятся приблизительно в одном диапазоне, это означает, что данные ученики используют физическую силу против другого лица, у них проявляется агрессия направленная на другое лицо или ни на кого не направленная, они имеют представление о том, что другие люди планируют и приносят вред и выражают возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Результаты проведенного теста-диагностики уровня сформированности толерантности у старшеклассников в ЭГ, предоставим в таблице 2.

Таблица 2 – Уровень сформированности толерантности в ЭГ

№ п/п Фамилия, Имя участников эксперимента Количество баллов Уровень толерантности
1. Марьина Вика   Н
2. Бритикова Валерия   С
3. Мечева Александра   С
4. Богословская Мария   С
5. Крикунова Вера   Н
6. Давлатова Марина   В
7. Арзуманян Сусанна   Н
8. Ивлева Илона   С
9. Ижевская Мария   Н
10. Бобрышева Алиса   Н
11. Никонорова Марина   Н
12. Осипенко Полина   Н
13. Травнева Пелагея   С
14. Ашихвалиева Патимат   С
       

 

Анализ результатов таблицы 2 показывает, что: низкий уровень толерантности наблюдается у 7% школьников, а средний уровень толерантности был выявлен у 50% детей и высокий уровень имеют 43% старшеклассниц.

Интерпретация результатов по опроснику «Диагностика уровня сформированности толерантности у школьников» в контрольной группе

Таблица 3 - Уровень сформированности толерантности в КГ

№п/п Фамилия, Имя участников эксперимента Количество баллов Уровень толерантности
1. Рассеинова Ольга   Н
2. Шульженко София   Н
3. Ефремова Елизавета   С
4. Батутиева Ирина   Н
5. Савенко Татьяна   С
6. Аракелян Диана   Н
7. Язылова Аида   С
8. Дмитриенко Александра   С
9. Мовсесян Галина   С
10. Туркова Евгения   С
11. Сереженко Марина   С
12. Грищук Юлия   Н
13. Маматказина Юлия   С
14. Рысова Оксана   Н

 

Анализ результатов таблицы 3 показывает, что низкий уровень толерантности не наблюдается ни у одного ребёнка, средний уровень толерантности мы видим у 57% детей, а высокий уровень толерантности был выявлен у 43% детей.

Ниже приведем наглядный пример КГ и ЭГ уровня сформированности толерантности у старших школьников на рисунке 2.

Рисунок 2 - Уровень сформированности толерантности в КГ и ЭГ

Таким образом, результаты в обеих группах сравнительно одинаковые. По выше проведенному исследованию видно, что в основном преобладает у старшеклассниц средний уровень толерантности, что является довольно не плохим результатом. Такие школьники, признают и принимают культурный плюрализм, уважают самые разнообразные социокультурные группы, но при этом склонны человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, изложенные теоретические аспекты к осмыслению психологии межличностной толерантности имеет возможность служить основой для исследования различных программ - как педагогических по формированию толерантности, так и экспериментальных и исследовательских, в частности - для построения концепции гуманитарной экспертизы формирования толерантности в образовании.

С точки зрения наук об обществе толерантность понимается как системообразующий принцип либерально-демократических ценностей, которые являются основой государственности. Они выступают в качестве основной категории, сквозь призму которой рассматриваются более частные проблемы (сущность толерантного общества, критерии толерантной личности, этика ненасилия, проявления интолерантности в форме дискриминационных практик).

История относится к разряду дисциплин, создающих мировоззрение, расширяющих кругозор и, помимо этого, играющих особенно существенную важность в воспитании личности. Воспитательный потенциал истории равно как учебного предмета связывается с невыполнимостью механического умозаключительного расчленения процедур обучения и воспитания.

Упор в школьном преподавании истории обязан быть сделан на эффективную «социальную адаптацию личности» на базе усвоения навыка, пройденного человечеством, путём развития умений и навыков разбираться в настоящем под углом познания прошлого.

В практической части нашей работы, были рассмотрены две методики:

1. Опросник Почебут Л. Г. – «Тест агрессивности». Назначение теста - диагностика агрессивного поведения.

2. Тест-диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников.

Данные методики направленны на выявление уровня сформированности толерантности у старших школьников, по которым был проведен анализ полученных результатов, которые показали, что результаты в обеих группах сравнительно одинаковые.

В основном преобладает у старшеклассниц средний уровень толерантности, что является довольно не плохим результатом. Такие школьники, признают и принимают культурный плюрализм, уважают самые разнообразные социокультурные группы, но при этом склонны человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, используют стереотипы в отношении представителей тех или иных культур.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Асмолов, А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2011, №24 – 388 с.

2. Байбаков, А. М. Введение в педагогику толерантности: Для педагогов и старшеклассников, М., 2012. – 512 с.

3. Беляева, Л. А. Педагогическая деятельность как категория педагогики и философии/ Л. А. Беляева // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. науч. тр.: / отв. ред. Ткаченко Е. В. - Екатеринбург, 2011. – 345 с.

4. Большой психологический словарь. - М.: Педагогическое общество России, 2010. – 650 с.

5. Большой толковый словарь иностранных слов. Т.З. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. – 589 с.

6. Вислова, А.Д. Формирование толерантной личности-стратегическая задача образования / А. Д. Вислова // Соц. гуман. знания. - 2013. - N 4. – 455 с.

7. Вульфов, Б.З. Воспитание толерантности: сущность и средства // Внешкольник. - 2012. -№6.- 376 с.

8. Гершунский, Б.С. Толерантность в системе ценностно-целевых приоритетов образования/Б.С. Гершунский // Педагогика. - 2012. - № 7.- 392 с.

9. Гриншпун, И.Б. К вопросу о методиках диагностики толерантности / И.Б. Гришпун // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. - М., 2012. – 443 с.

10. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. - М.: Просвещение, 2008 – 415 с.

11. Димухаметов, Р.С. Фасилитация в системе повышения квалификации педагогов: дис. драпед. наук: 13.00.08. - М: РГБ, 2014.- (Из фондов Российской государственной библиотеки). - 398 с.

12. Игнатова, Л. Учись дружить и понимать / Л. Игнатова // Библиотека.-2013.- N 9.-270 с.

13. Кукушкин, В. С. Воспитание толерантной личности в поликультурном социуме, Ростов–на–Дону, 2012. – 407 с.

14. Лебедева, Н. М., Лунева, О. В., Стефаненко, Т. Г. Тренинг этнической толерантности для школьников. М.: Привет, 2014. – 338 с

15. Лекторский, В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме / В. А. Лекторский // Вопро­сы философии. - 2007. - № 11. – 290 с.

16. Леонтьев, Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции / Д. А. Леонтьев // Вопросы философии. - 2006. - № 4. – 354 с.

17. Осипова, М. Н. Принять чужое, не потеряв себя. Новая система взаимодействия культур /М.Н. Осипова // Библиотечное дело. - 2013. - N8. – 194 с.

18. Платонов, Ю. П. Основы этнической психологии. Учеб.пособие. – СПб.: Речь, 2013, - 518 с.

19. Прохоров, Ю. Е. Национальные социокультурные стереотипы речевого общения и их роль в обучении русскому языку иностранцев/ Прохоров Ю. Е. - М.: Педагогика-Пресс, 2006. – 367 с.

20. Пути формирования установок толерантного сознания у детей и молодежи в системе образования. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2010. – 330 с.

21. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2011, - 277 с.

22. Родионов, В. П., Ступицкая, М. А., Кардашина, О. В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2011. – 341 с.

23. Рожков М. И., Байбородова, Л. В., Ковальчук, М. А. Воспитание толерантности у школьников, Ярославль, 2013. – 644 с.

24. Семина, Л. И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2011. №№11-12, - 552 с.

25. Словарь иностранных слов и выражений. - М.: Мысль, 2008. – 371 с.

26. Солдатова, Г. У., Шайгерова, Л. А., Шарова, О. Д. Жить в мире с собой и другими. Тренинг толерантности для подростков, М., 2011. – 595 с.

27. Сонин, В. А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности / В. А. Сонин. - СПб., 2014. – 306 с.

28. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2011, № 1, - 377 с.

29. Толерантность./ ред. Хомяков, М. Б. – Екатеринбург: Уральский университет, 2011 – 628 с.

30. Уэйн, К. Образование и толерантность / К. Уэйн // Высшее образование в Европе. - 2007. - №2. - С. 24.

31. Уолцер, М. О терпимости. М.: Идея-Пресс, 2008. – 176 с.

32. Философский энциклопедический словарь/ ред. кол.: С. С. Аверинцев – М.: Сов. Энциклопедия, 2009. – 815 с.

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Тест агрессивности (Опросник Л. Г. Почебут)

Шкалы: вербальная агрессия, физическая агрессия, предметная агрессия, эмоциональная агрессия, самоагрессия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.