Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика сформированности толерантности у учащихся




Содержание исторического образования как фактор формирования толерантной личности

В научно-методической литературе утверждается, что настоящее содержание курсов истории предоставляет существенные возможности для «всестороннего выявления сущности толерантности, ее индивидуальной значимости для индивида». Это объединено с тем, что содержательными элементами курса представлены концепция демократических и моральных норм и ценностей, носящих гуманистический вид. История относится к разряду дисциплин, создающих мировоззрение, расширяющих кругозор и, помимо этого, играющих особенно существенную важность в воспитании личности.

Некоторые учёные, в частности Е.Кринко и Т.Хлынина, полагают, что существует диспропорция между соответствием образовательного и воспитательного потенциала истории как учебного предмета. Ю.Л. Троицкий подмечает неосновательность самого тезиса о воспитании историей посредством «отбора героико-патриотических сюжетов» из истории России и «подчёркивания самобытности и непохожести национального пути нашей Родины».

Позиция Б.С. Гершунского согласуется с точкой зрения Ю.Л.Троицкого в том, что система развития уважения к многознаменательному наследию своей страны и чувство к ее исследованию обязаны создаваться под воздействием «более тонких механизмов», не являясь прямым результатом серии созданных педагогических воздействий.[17]

В.С.Кукушкин, полагал, что история и обществознание в Воспитательный потенциал истории равно как учебного предмета связывается с невыполнимостью механического умозаключительного расчленения процедур обучения и воспитания. При этом, отталкиваясь из общей характеристики образования равно как «процесса духовного развития личности, владеющей профессией, наделённой разумом, свободной волей, чувствами, правом существовать и выбирать», процесс обучения школьников допускается рассматривать как развитие навыков и умений получать знания и трудиться в установленной области социальной практики с целью развития гражданских, морально-эстетических установок на базе национальных и общечеловеческих традиций. Другими словами, упор в школьном преподавании истории обязан быть сделан на эффективную «социальную адаптацию личности» на базе усвоения навыка, пройденного человечеством, путём развития умений и навыков разбираться в настоящем под углом познания прошлого.[18]

Потенциал системы исторического образования объединен с переходом от исследования фактов к их осмыслению и относительно-историческому анализу, а на данной основе - к формированию критического мышления обучающихся, причем особенное значение придаётся обоснованию и оцениванию исторических фактов и явлений, определению обучающимися собственного взаимоотношения к более существенным событиям и личностям с позиции гуманистических ценностей.

Обучение навыкам толерантного взаимодействия в зарубежной литературе связывается, прежде всего, с переходом к мультикультурной парадигме обучения. В Великобритании внедрение идей мультикультурализма относится к 1950-м годам, что объясняется наличием определенных социокультурных предпосылок в виде необходимости адаптации значительного числа иммигрантов. На этой основе выделяется

1. 1950 - 1960-е годы - «фаза ассимиляции, привыкания», когда в послевоенные годы Британия встала перед проблемой государственной интеграции иммигрантов из Содружества, что потребовало выработки стратегии их включения в культурную среду титульной нации. Вследствие этого центральным моментом мультикультурного обучения признается изучение английского языка.

2. 1960 - начало 1970-х годов - «фаза интеграции», предпринимались попытки преодоления предубежденности по отношению к иммигрантам, так как «иммигранты с тех пор стали важной и острой политической проблемой»; в учебные планы включались курсы по изучению их культурных особенностей. Мультикультурное обучение начинает восприниматься как противоположное расистским взглядам.[19]

3. начало 1970 - начало 1980-х годов - «фаза культурного плюрализма», признается наличие культурного многообразия и свобода их проявлений в британском сообществе.

В США мультикультурное обучение также обосновывалось через мысль этнического плюрализма, которая нашла отображение в документе 1976 года «Основные направления мультикультурного обучения» пересмотренном в 1991 году. В нем и разъясняется суть указанного вида обучения через развитие чувствительности к культурному и народному многообразию внутри одного государства и всего мира.[20]

К середине 1990-х гг. В США основы мультикультурного обучения были возложены в основание образовательного стандарта по обществоведческим дисциплинам. Этот стандарт включает шесть областей, в которые включены темы по культуре и восприятию времени; народ, достопримечательности и окружающая среда; индивидуальное формирование и идентичность; общественные категории и институты; власть и правительство; индустриальное производство; дисциплина, технологические процессы и общественность; всемирные взаимосвязи; гражданские идеалы и ежедневная практическая деятельность. Введение столь обширного диапазона исследуемых явлений и предметов, по-видимому, обуславливается тем, что мировая обстановка имеет объективную направленность к всеобщей глобализации, что подразумевает недопустимость эффективно взаимодействовать с представителями разных культур, не будучи хорошо информированным об их спецификах. Старшеклассники должны владеть возможностью и умением регулярного анализа индивидуальных, национальных, мировых взаимоотношений, в том числе критическое исследование мира, человеческих прав, торговли и всемирной экологической ситуации.[21]

Идеи мультикультурализма в американской версии были несколько трансформированы: главный акцент был сделан на подобное направление, как массовое образование, основателями которого в США являются Ли и Шарлота Андерсоны. Поэтому, данный аспект можно обозначить как «глобализм», задача которого трактуется как развитие суммы знаний у школьников о различиях и подобии человеческого актуального опыта в мировом масштабе.

Фактически, речь идет о создании гражданской компетентности обучающихся и осознания сущности процессов, совершающихся в современном мире, претендующем на звание демократического. Тем самым форма «глобального» обучения ориентирована на уменьшение уровня предрассудков и уровня распространения стандартов в сознании молодежи на базе признания идеи взаимообогащения цивилизаций в качестве «двигателя» социального развития».

Основное отличие между мультикультурным обучением и обучением в рамках глобализма Н.Анпокоду видит в том, что глобализм подчеркивает цивилизованное многообразие иных стран, в то время как мультикультурализм сосредоточивается на этническом многообразии внутри одной страны.

 

 

Глава 2. Диагностика сформированности толерантности у учащихся старших классов в процессе обучения истории

Для исследования проблемы сформированности толерантности у старших школьников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Педагогический эксперимент был проведен на базе МБОУ СОШ №34 города Ставрополя, в 8 и 9 классах.

В педагогическом эксперименте принимали участие 14 учениц 8-х классов, составляющих экспериментальную группу и 14 учениц 9-х классов, составляющих контрольную группу.

Цель исследования - определение уровня сформированности толерантности у детей старшего школьного возраста.

Задачи исследования:

а) определить критерии уровня сформированности толерантности;

б) подобрать диагностический материал и оборудование;

в) провести диагностику уровня сформированности толерантности у детей школьного возраста.

Для определения уровня сформированности толерантности нами были использованы следующие методики:

1. Опросник Почебут Л. Г. – «Тест агрессивности». Назначение теста - диагностика агрессивного поведения (Приложение 1).

2. Тест-диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников (Приложение 2).

Методика 1. В этнопсихологических исследованиях особое место занимает проблема изучения агрессивного поведения. Определение уровня агрессивности может помочь в профилактике межэтнических конфликтов и стабилизации социальной и экономической ситуации в стране. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому либо группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб.

Агрессивное поведение целесообразно рассматривать как противоположное поведению адаптивному.

Адаптивное поведение предполагает взаимодействие человека с другими людьми, согласование интересов, требований и ожиданий его участников. Психологи Басс Б. и Дарки Р. разработали тест, оценивающий уровень агрессивного поведения человека в нашем эксперименте мы применили данный тест, адаптированный на наших детей Почебут Л.Г. (Приложение1).

Инструкция

В данной методике старшим школьникам предлагалось внимательно прочитать вопросы, а затем дать ответы на каждый поставленный вопрос, которые касаются особенностей поведения. Школьники должны были оцените себя мысленно, согласны или не согласны они с предлагаемым суждением. Также была дана инструкция о том, чтобы они над ответами долго не задумывались, но обязательно ответили.

Обработка данных.

После того как испытуемые ответили на вопросы, их результаты были подсчитаны, где при совпадении ответов с ключом начислялся один балл. Была подсчитана сумма баллов по трем показателям (А, Б, В) в отдельности, где:

А – Нейротизм;

Б – Экстраверсия, интраверсия;

В – Эмоционально устойчивые.

Методика 2. Тест-диагностика уровня сформированности толерантности у старшеклассников (Приложение 2), суть опросника такова: школьников просят ответить на вопрос, насколько они согласны или не согласны с содержащимися в опроснике утверждениями. Каждое из таких утверждений представляет собой, в явной или скрытой форме, выражение толерантной или не толерантной позиции человека по отношению к людям других культур.

Характер представленных в опроснике мнений относительно тех или иных проблем поликультурного общества, а также предоставляемая данным опросником возможность выявить, насколько старшеклассники разделяют эти мнения, позволяют сделать вывод об уровне сформированности толерантности (или нетолерантности) у школьников. Условно мы выделили четыре таких уровня: высокий и невысокий уровни толерантности, а также высокий и невысокий уровни интолерантности.

Высокий уровень интолерантности выражается в сознательном отказе признавать, принимать и понимать представителей иных культур. Это проявляется в склонности человека характеризовать культурные отличия как отклонения от некоей нормы, как девиантность, в нежелании признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик, или разделяет иные ценности. Это проявляется в ярко выраженном отрицательном отношении к таким отличиям, демонстративной враждебности и презрении к таким людям, в желании «очистить» от них пространство собственного бытия. Это проявляется в нежелании даже попытаться взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой культуры. Это вполне осознанная, отрефлексированная позиция. Школьники, занимающие такую экстремистскую позицию, как правило, выделяются своим поведением, определенного рода публичными высказываниями, а иногда даже и внешним видом.

Невысокий уровень интолерантности характеризуется тем, что человек на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип равенства людей независимо от их расовой, национальной, религиозной принадлежности, но при этом испытывает личное неприятие отдельных социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости человек пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие наиболее вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, апартеид, человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки «недостойных уважения», «опасных». Такого рода интолерантность проявляется не только в непринятии других культур, но и в непонимании их, рассмотрении их сквозь призму только собственных культурных установок.

Невысокий уровень толерантности определяется признанием и принятием культурного плюрализма, уважением к самым разнообразным социокультурным группам, но при этом склонностью человека разделять (зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использовать стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или беженцы. Это объясняется непониманием другого, неумением увидеть его изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.

Высокий уровень толерантности характеризуется следующими признаками. Это признание иных культур, признание права людей на иной образ жизни, свободное выражение своих взглядов и ценностей. Это принятие иных культур, положительное отношение к культурным отличиям, повышенная восприимчивость к любым проявлениям культурной дискриминации, способность находить в иной культуре нечто полезное и ценное для себя самого. Это понимание других культур, умение избегать в их оценке культурных предрассудков и стереотипов, стремление рассматривать иные культуры сквозь призму ценностей и приоритетов самих этих культур, способность предполагать альтернативные взгляды на проблемы, возникающие в поликультурном обществе.

Таким образом, были рассмотрены методики исследования уровня сформированности у старшеклассников, где описывается уровень той или иной методик по которым ниже будет проведена интерпретация полученных результатов.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 712; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.