КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мотивационно - воспитательная характеристика темы
Время 2 часа. Оптимальную температуру организма. Тема 7. Терморегуляция. Функциональная система поддерживающая Тепловой гомеостаз является основным условием жизнедеятельности организма. Постоянная температура крови поддерживается специализированными физиологическими механизмами саморегуляции, которые исключают резкие колебания её в охлаждающей и согревающей среде и тем самым сохраняют оптимальные условия клеточного ферментативного расщепления и синтеза органических веществ. Знание этих механизмов необходимо для изучения адаптивных возможностей человека в условиях сурового и жаркого климата, для понимания процессов, лежащих в основе изменений температуры внутренней среды при различных патологических состояниях.
Учебная цель: уяснить механизмы, обеспечивающие регуляцию постоянства температуры внутренней среды человека.
Содержания занятия:
Вопросы для самоподготовки: 1.Температура тела и изотермия. Температурная карта человека. 2.Химическая терморегуляция. Роль различных органов в теплопродукции. 3.Физическая терморегуляция. Теплопроведение, конвекция, излучение, испарение. 4.Узловые звенья функциональной системы, поддерживающие постоянную температуру организма. Роль терморецепторов. 5.Роль нервных и гуморальных факторов в терморегуляции. 6.Адаптация организма к различным температурным режимам. 7.Особенности терморегуляции у детей раннего возраста. Домашнее задание: 1.Зарисовать функциональную систему саморегуляции постоянства температуры внутренней среды.
Самостоятельная работа на занятии:
Вопросы для самоконтроля:
1.Каково значение температуры для жизнедеятельности живых организмов? 2.Что такое пойкило – гомойотертермия? 3.Что такое химическая терморегуляция? 4.Какое значение имеет кровеносная система в терморегуляции? 5.Какое значение имеет мышечная система в терморегуляции? 6.Что такое физическая терморегуляция? 7.Какие процессы обеспечивают теплоотдачу? 8.Какова роль нервных механизмов в терморегуляции? 9.Какова роль гуморальных механизмов в терморегуляции? 10.Значение гипоталамуса в терморегуляции?
Тестовый контроль: 1.Какова нормальная температура тела человека в подмышечной впадине? 1) 36,60 С 2) 38.00 С 3) 370 С 4) 37,20 С 5) 36.40 С 2.Наибольшая доля тепла в организме образуется в: 1)сердце, почках 2) мышцах, печени, почках 3)костной ткани, печени 4) соедини- тельной ткани, мышцах 5) мозге 3.Наиболее высокую температуру в организме имеет: 1) головной мозг 2) печень 3) почки 4) сердце 5) мышцы 4.К механизмам физической терморегуляции относятся: 1) испарение влаги с поверхности тела 2) мышечная дрожь 3) усиление метаболизма 4) ослабление метаболизма 5) теплопроведение 5.Отдача тепла организмом осуществляется путём: 1) повышения тонуса мышц и непроизвольной дрожи 2) мышечной деятельности 3) изменения основного обмена 4) теплоизлучения, конвекции 5) теплопроведения, испарения 6.Отдача тепла организмом в окружающую среду путём излучения называется: 1) конвекцией 2) испарением 3) радиацией 4) теплопроведением 7.Отдача тепла испарением при увеличении влажности воздуха: 1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется 8.В переднем отделе гипоталамуса находится центр: 1) физической терморегуляции 2) жажды 3) сна и пробуждения 4) химической терморегуляции. 9.Под влиянием тироксина и адреналина теплообразование: 1) не изменяется 2) уменьшается 3) увеличивается 10.Кроме гипоталамуса, на терморегуляцию наиболее существенно влияют структуры ЦНС: 1) кора больших полушарий, таламус, центры продолговатого мозга 2) ретикулярная формация ствола мозга, варолиев мост 3) центры спинного мозга, полосатое тело, ретикулярная формация ствола мозга, кора больших полушарий 4) спинной мозг, продолговатый мозг
Ответы: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 1,5; 5 – 4,5; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2.
Ситуационные задачи: 1.Рабочие холодильного цеха мясокомбината периодически работают в условиях низ- ких температур (-400 С). Какие механизмы терморегуляции должны включиться для поддержания температуры тела на постоянном уровне в течение первого месяца обучения у человека, проходящего здесь стажировку? Ответ:У рабочих новичков холодильного производства по принципу функциональной системы включаются следующие терморегуляторные механизмы; повышается обмен веществ, за счёт этого увеличивается теплообразование; одновременно, в связи с сужением сосудов кожи и снижением её температуры, уменьшается теплоотдача излучением и теплопроведением; умньшается легочная вентиляция и теплоотдача при дыхании;в первые недели стажировки будет проявляться защитная реакция от холода в виде «гусиной кожи и мышечной дрожи», что дополнительно увеличивает теплообразование. 2.Во время уборки урожая температура воздуха составляла 38оС, влажность – 64%. Какие пути теплоотдачи в организме человека могли включаться в данных условиях? Ответ: При условии, что окружающая температура выше температуры тела, поддержание температурного гомеостаза возможно теплоотдачей только за счёт испарения пота (при испарении 1г. пота выделяется 0,58 ккал тепла). В описанной ситуации это возможно, т.к. относительная влажность воздуха не достигает 100%. Теплоотдача путём излучения и теплопроведения имеет отрицательное значение – может вызвать перегревание организма. 3.Случилось несчастье, человек попал в прорубь. Вскоре его вытащили. В качестве помощи назначили горчичную ванну (температурой 40оС) Объясните цель и механизм действия этой процедуры. Ответ: Кратковременное общее охлаждение организма ведёт к повышению теплоот дачи при сохранении неизменной теплопродукции. В порядке первичной защитной реакции происходит сужение сосудов кожи, уменьшение лёгочной вентиляции. Теплообразование в мышцах повысится, прежде всего за счёт непроизвольных сокращений (дрожи). Погружением в горячую горчичную ванну предусматривается рефлекторно (за счёт термо - и хеморецепторов кожи) вызвать расширение сосудов кожи, тем самым привести в соответствие теплоотдачу и теплообразование. 4.У больного с воспалением легких температура тела повысилась до 39оС, кожные покровы побледнели и стали сухими, появилась «гусиная кожа». Какими сдвигами в терморегуляции объясняются проявления лихорадки? Ответ: У больного преобладает теплообразование над теплоотдачей. Теплообразование усиливается (в печени и других тканях) за счёт нарушения обменных процессов в связи с интоксикацией, сокращения пиломоторов и позно-тонических мышц, вызывающих дрожь. Теплоотдача уменьшается за счёт сужения переферических сосудов и сведения до минимума потоотделения. Уменьшение объёма протекающей крови снижает температуру кожи, что создаёт субъективно ощущение холода, несмотря на избыток тепла в организме.
Краткое теоретическое содержание темы.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |