Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивационно - воспитательная характеристика темы




Время 2 часа.

Оптимальную температуру организма.

Тема 7. Терморегуляция. Функциональная система поддерживающая

Тепловой гомеостаз является основным условием жизнедеятельности организма.

Постоянная температура крови поддерживается специализированными физиологическими механизмами саморегуляции, которые исключают резкие колебания её в охлаждающей и согревающей среде и тем самым сохраняют оптимальные условия клеточного ферментативного расщепления и синтеза органических веществ.

Знание этих механизмов необходимо для изучения адаптивных возможностей человека в условиях сурового и жаркого климата, для понимания процессов, лежащих в основе изменений температуры внутренней среды при различных патологических состояниях.

 

Учебная цель: уяснить механизмы, обеспечивающие регуляцию постоянства температуры внутренней среды человека.

 

Содержания занятия:

 

Этапы занятия Цель данного этапа Время
1. Вводный контроль Проверка исходного уровня знаний с помощью тестового контроля 10 мин
2.Опрос-беседа Разбор темы по предложенным вопросам с коррекцией исходного уровня. 25 мин.
3.Самостоятельная работа студентов с консультациями преподавателя Закрепление теоретических знаний при выполнении практических заданий, анализ полученных результатов, формулировка выводов, оформление протоколов практических работ. 45 мин.
4. Завершающий этап. Оценка знаний и умений при решении ситуационных задач и проверке протоколов. 10 мин

 

 

Вопросы для самоподготовки:

1.Температура тела и изотермия. Температурная карта человека.

2.Химическая терморегуляция. Роль различных органов в теплопродукции.

3.Физическая терморегуляция. Теплопроведение, конвекция, излучение, испарение.

4.Узловые звенья функциональной системы, поддерживающие постоянную температуру

организма. Роль терморецепторов.

5.Роль нервных и гуморальных факторов в терморегуляции.

6.Адаптация организма к различным температурным режимам.

7.Особенности терморегуляции у детей раннего возраста.

Домашнее задание:

1.Зарисовать функциональную систему саморегуляции постоянства температуры

внутренней среды.

 

Самостоятельная работа на занятии:

 

 

Задание Объект Программа действий Ориентировочные основы действия
1.Участие потовых желёз в терморегуляции Человек 1.Смазать ладонную поверхность руки раствором йода и посыпать крахмалом. 2.Совершить работу (15-20 приседаний) 3.Наблюдать изменения цвета ладони. При интенсивной механической работе вследствие усиления обмена веществ, увеличивается теплопродукция   Для поддержания температурного комфорта организма включаются процессы теплоотдачи(испарения).
2.Роль кровообращения в поддержании температуры различных участков тела. Человек На плечо руки накладывают манжетку от сфигмоманометра, к концу одного из пальцев той же руки прикладывают датчик электротермометра и измеряют исходную температуру пальца. Затем в манжетку накачивают воздух (до 180-250 мм рт.ст.) В течение 10 мин регистрируют температуру конца пальца. Затем выпускают воздух из манжетки, продолжая регистрировать температуру конца пальца. Отмечают время восстановления его исходной температуры. Можно одновременно измерить температуру в различных точках кисти и предплечья, а также в соответствующих точках другой руки, где кровообращение не нарушено. Полученные результаты запишите в таблицу:  
Этапы регистрации Температура кожи
пальца кисти предплечья
Исходное состояние после прекращения кровообраще-ния через 1 минуту      
через 2 минуты      
через 10 минут      
после снятия манжеты через и т.д. минуту      

 

Постройте график изменения температуры пальца, кисти, предплечья

На основании опыта, объясните механизм снижения температуры в исследованных точках при сдавливании плеча манжеткой.

3. Адаптация температурных рецепторов кожи к действию высокой и низкой температуры. Человек В три ёмкости налить воду температуры 10,25,40 градусов. Кисть правой руки испытуемого поместить в сосуд с водой температурой 10 градусов, левой – температурой 40 градусов. Определить время адаптации терморецепторов т.е.время, в течение которого ощущение тепла или холода ослабевает. Затем одномоментно перенести обе руки в сосуд с водой температурой 25 градусов. Испытуемый сообщает об изменении ощущений в левой и правой руке (явление контраста).    

Полученные результаты занести в таблицу:

Объект Ощущения при погружении в воду при температуре:
100 250 400
Кисть правой руки Кисть левой руки      

 

Указать время адаптации температурных рецепторов к холоду и теплу у различных испытуемых.

Сделать выводы, в которых:

а) проанализировать результаты на основе свойства адаптации рецепторов;

б) указать, изменяет ли адаптация спе-

цифичность ощущения.

Вопросы для самоконтроля:

 

1.Каково значение температуры для жизнедеятельности живых организмов?

2.Что такое пойкило – гомойотертермия?

3.Что такое химическая терморегуляция?

4.Какое значение имеет кровеносная система в терморегуляции?

5.Какое значение имеет мышечная система в терморегуляции?

6.Что такое физическая терморегуляция?

7.Какие процессы обеспечивают теплоотдачу?

8.Какова роль нервных механизмов в терморегуляции?

9.Какова роль гуморальных механизмов в терморегуляции?

10.Значение гипоталамуса в терморегуляции?

 

Тестовый контроль:

1.Какова нормальная температура тела человека в подмышечной впадине?

1) 36,60 С 2) 38.00 С 3) 370 С 4) 37,20 С 5) 36.40 С

2.Наибольшая доля тепла в организме образуется в:

1)сердце, почках 2) мышцах, печени, почках 3)костной ткани, печени 4) соедини-

тельной ткани, мышцах 5) мозге

3.Наиболее высокую температуру в организме имеет:

1) головной мозг 2) печень 3) почки 4) сердце 5) мышцы

4.К механизмам физической терморегуляции относятся:

1) испарение влаги с поверхности тела 2) мышечная дрожь 3) усиление метаболизма

4) ослабление метаболизма 5) теплопроведение

5.Отдача тепла организмом осуществляется путём:

1) повышения тонуса мышц и непроизвольной дрожи 2) мышечной деятельности

3) изменения основного обмена 4) теплоизлучения, конвекции 5) теплопроведения,

испарения

6.Отдача тепла организмом в окружающую среду путём излучения называется:

1) конвекцией 2) испарением 3) радиацией 4) теплопроведением

7.Отдача тепла испарением при увеличении влажности воздуха:

1) увеличивается 2) уменьшается 3) не изменяется

8.В переднем отделе гипоталамуса находится центр:

1) физической терморегуляции 2) жажды 3) сна и пробуждения 4) химической

терморегуляции.

9.Под влиянием тироксина и адреналина теплообразование:

1) не изменяется 2) уменьшается 3) увеличивается

10.Кроме гипоталамуса, на терморегуляцию наиболее существенно влияют структуры ЦНС: 1) кора больших полушарий, таламус, центры продолговатого мозга 2) ретикулярная формация ствола мозга, варолиев мост 3) центры спинного мозга, полосатое тело, ретикулярная формация ствола мозга, кора больших полушарий 4) спинной мозг, продолговатый мозг

 

Ответы: 1 – 1, 2 – 2, 3 – 2, 4 – 1,5; 5 – 4,5; 6 – 3; 7 – 2; 8 – 1; 9 – 3; 10 – 2.

 

Ситуационные задачи:

1.Рабочие холодильного цеха мясокомбината периодически работают в условиях низ-

ких температур (-400 С). Какие механизмы терморегуляции должны включиться для

поддержания температуры тела на постоянном уровне в течение первого месяца

обучения у человека, проходящего здесь стажировку?

Ответ:У рабочих новичков холодильного производства по принципу функциональной

системы включаются следующие терморегуляторные механизмы; повышается обмен

веществ, за счёт этого увеличивается теплообразование; одновременно, в связи с

сужением сосудов кожи и снижением её температуры, уменьшается теплоотдача

излучением и теплопроведением; умньшается легочная вентиляция и теплоотдача при

дыхании;в первые недели стажировки будет проявляться защитная реакция от холода

в виде «гусиной кожи и мышечной дрожи», что дополнительно увеличивает

теплообразование.

2.Во время уборки урожая температура воздуха составляла 38оС, влажность – 64%. Какие

пути теплоотдачи в организме человека могли включаться в данных условиях?

Ответ: При условии, что окружающая температура выше температуры тела,

поддержание температурного гомеостаза возможно теплоотдачей только за счёт

испарения пота (при испарении 1г. пота выделяется 0,58 ккал тепла). В описанной

ситуации это возможно, т.к. относительная влажность воздуха не достигает 100%. Теплоотдача путём излучения и теплопроведения имеет отрицательное значение – может вызвать перегревание организма.

3.Случилось несчастье, человек попал в прорубь. Вскоре его вытащили. В качестве помощи назначили горчичную ванну (температурой 40оС) Объясните цель и механизм действия этой процедуры.

Ответ: Кратковременное общее охлаждение организма ведёт к повышению теплоот дачи при сохранении неизменной теплопродукции. В порядке первичной защитной реакции происходит сужение сосудов кожи, уменьшение лёгочной вентиляции. Теплообразование в мышцах повысится, прежде всего за счёт непроизвольных сокращений (дрожи). Погружением в горячую горчичную ванну предусматривается рефлекторно (за счёт термо - и хеморецепторов кожи) вызвать расширение сосудов кожи, тем самым привести в соответствие теплоотдачу и теплообразование.

4.У больного с воспалением легких температура тела повысилась до 39оС, кожные покровы побледнели и стали сухими, появилась «гусиная кожа». Какими сдвигами в терморегуляции объясняются проявления лихорадки?

Ответ: У больного преобладает теплообразование над теплоотдачей. Теплообразование усиливается (в печени и других тканях) за счёт нарушения обменных процессов в связи с интоксикацией, сокращения пиломоторов и позно-тонических мышц, вызывающих дрожь. Теплоотдача уменьшается за счёт сужения переферических сосудов и сведения до минимума потоотделения. Уменьшение объёма протекающей крови снижает температуру кожи, что создаёт субъективно ощущение холода, несмотря на избыток тепла в организме.

 

Краткое теоретическое содержание темы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.