КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы психодиагностики
Основы психодиагностики Аускультация легких Этап№1 Информация для студента: Вам предлагается провести аускультацию легких в соответствии с ниже приведенными критериями.
Максимальный балл по этапу - 30 баллов
Время, отведенное на задание - 4 минуты
30.08.2004 16:55
В ряду исследовательских методов психологии психодиагностический метод занимает особое место. Его спецификой является отчетливая ориентация на измерение индивидуально-психологических особенностей личности. Исследователь, работающий с конкретными психодиагностическими методиками (тестами), должен отчетливо представлять их отличие от традиционных в психологии экспериментальных процедур и наблюдения. Этому и посвящен настоящий раздел. Психодиагностика – это раздел психологии, изучающий принципы, методические приемы и средства построения и применения диагностических процедур с целью определения значений некоторых психологических феноменов, позволяющих установить психологический диагноз. В сущности, основная задача психологической диагностики заключается в измерении различий между индивидами или реакциями одного индивида в разных условиях. Диагностика в социально-педагогической деятельности решает следующие задачи: · Прослеживает результативность работы в системе субъектно-субъектных отношениях, · Выступает как инструмент формирования; Ведущие функции диагностики: - установление обратной связи; - оценка результативности; - воспитательно-побуждающее воздействие; - коммуникацию, позволяющую обмениваться информацией; - конструирование (на основе психологического диагноза можно проектировать личность субъекта); - прогноз как предсказание будущего развития, интеллектуально или личностного роста, личностной направленности субъекта (психотип); - рефлексия (в процессе диагностики субъект оценивает себя, как субъекта деятельности). Таким образом, психодиагностичекий метод – это основной принцип и способ сбора, обработки и анализа данных.
Психодиагностичекий метод конкретизируется в трех основных диагностических подходах, которые практически охватывают все множество имеющихся диагностических методик (тестов). 1.Объективный подход – диагностика осуществляется на основе успешности (результативности) и способа (особенностей) выполнения деятельности. Этот подход к диагностике проявлений человеческой индивидуальности привел к образованию двух типов методик (тестов), известное противопоставление которых стало традиционным. Это - тесты личности и тесты интеллекта. Первые направлены на измерение неинтеллектуальных особенностей личности, вторые – на установление уровня интеллектуального развития. 2.Субъективный подход – диагностика осуществляется на основе сведений, сообщаемых о себе, самоописание особенностей личности, поведения в тех или иных ситуациях. Субъективный подход представлен прежде всего многочисленными личностными опросниками, которые и будут находиться в центре внимания этой работы. 3.Проективный подход – диагностика осуществляется на основе анализа особенностей взаимодействия с внешне нейтральным, как бы безразличным материалом, становящимся в силу его известной неопределенности (слабоструктурированности) объектом проекции. Внутри каждого из диагностических подходов могут быть выделены группы достаточно однородных, близких друг другу методик (тестов). В то же время некоторые методики трудно отнести к одному из подходов, они будут занимать как бы промежуточное положение – между диагностических методов нет и не может быть строгих, непреодолимых границ. В границах каждого подхода можно сконструировать значительное количество конкретных методик, с которыми работает исследователь. Методика – форма реализации как метода, так и специфики диагностического подхода, и представляет собой совокупность приемов и операций, формализованные правила проведения обследования и диагностики. Какими же соображениями должен руководствовать исследователь при подборе психологических методик для решения стоящих перед ним конкретных задач? Необходимо правильно выбрать тест, исходя из поставленной перед ним задачи и особенностей обследуемого человека или группы. Он нуждается в информации, которая помогла бы применить тест стандартным образом и сравнить его результаты с данными, полученными с помощью других тестов. Такую информацию обычно можно найти в руководстве к методике. Из применяемых диагностических методов в педагогической практике для исследования личности диагностических процедур типичными являются: - личностные опросники; - тесты интеллекта; - проективные методы; - репертуарные методы; - тесты достижений;
ЛИЧНОСТНЫЕ ОПРОСНИКИ. Каждый из таких опросников опирается на какие-либо теоретические положения о личности и ее проявлениях. Исходя из этих положений строится предполагаемая модель исследуемого феномена, отбирается ряд диагностических признаков (например, психическая неуравновешенность, асоциальность, интровертируемость, сензитивность), формируется набор вопросов о поведении или предпочтениях обследуемого, позволяющих оценить степень выраженности указанных признаков. Обычно в вопросниках для подсчета количества баллов используется такой критерий, как частота проявления того или иного признака. Классическими методиками подобного типа принято считать: - MMPI (миннесотский многопрофильный личностный опросник), - 16 PF (16 личностный факторов – Р. Кэттелл), - ПДО(патохарактерологический диагностический опросник на выявление акцентуаций характера). Прежде всего следует подчеркнуть, что прошедшие психометрическую апробацию тесты обладают рядом существенных преимуществ по сравнению с нестандартизованными опросниками. С развитием статистики и психометрии были определены условия, при которых тесты могут дать точные и надежные результаты. Поэтому требования, предъявляемые к психологическим тестам, не случайны, а связаны с обеспечением точности измерений. Как любой научный инструмент, психодиагностические тесты, чтобы быть эффективными, должны правильно использоваться. Неверное представление о природе и назначении тестов, а также неправильной интерпретацией результатов теста объясняются многие из распространенных критических замечаний в адрес психологических тестов.
ТЕСТЫ ИНТЕЛЛЕКТА. Подобные тесты представляют собой задания, выполнение которых не требует специальных знаний, умений и навыков и позволяет оценить общий уровень интеллекта. Каждый из подобных тестов основывается на какой-либо модели интеллекта. Наиболее часто используемые тесты подобного типа: 1) структура интеллекта Амтхауэра; 2) школьный тест умственного развития (ШТУР); 3) шкала измерения интеллекта Векслера; 4) Прогрессивные матрицы Равена.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ. В основе проективных методов лежит принцип психологической проекции, согласно которому испытуемый проецирует, т.е. отражает (или выражает) на достаточно неструктурированный стимульный материал (цвет, сказочные персонажи, пятна неопределенной формы и т.п.) свои неосознаваемые или скрываемые потребности, комплексы, вытеснения, переживания, мотивы. Подобное проецирование проявляется в виде субъективного упорядочения стимульного материала или придания ему личностного смысла. Исследователи выделяют ряд признаков проективных методик: · Относительная свобода в выборе ответа и тактике поведения испытуемого; · Отсутствие внешних показателей оценочного отношения к испытуемому со стороны экспериментатора; · Обобщенное оценивание взаимоотношения личности с ее социальным окружением или интегральная диагностика ряда личностных свойств, а не измерение какой-либо отдельной психологической функции. Наиболее типичными проективными методиками являются: - тест на фрустрацию Розенцвейга; - тематический апперцептивный тест (ТАТ); - тест Роршаха; - тест Цветовых выборов Люшера; - Дом. Дерево. Человек. - Несуществующее животное. - Дерево и т.д. РЕПЕРТУАРНЫЕ МЕТОДЫ. Это сравнительно недавно возникшее направление диагностики, которое получило широкое распространение. Подобные методы достаточно оптимальны для диагностики признаков, независимых от диагноза, при попытке фальсифицировать ответы и в случае размытого диагноза. Эти методы более стандартизированы по сравнению с проективными, но позволяют определить часть того, что выявляется проективными методами. Кроме того, данные методы дают возможность как прогнозировать ряд ситуативных моментов проявлений личности или группы, так и осуществлять данный прогноз, служить основой для коррекции и развития. Исходными в подобных методах является: репертуар объектов оценивания и совокупности конструктов. Конструкты имеют форму биполярных понятий. Конструкт – «это личное изобретение», которое накладывается на реальность (Дж. Келли), другими словами, конструкт – это элементарная единица нашего мышления, восприятия, отношения и т.п., в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация. ТЕСТЫ ДОСТИЖЕНИЙ. Группа таких тестов позволяет оценить уровень овладения каким-либо видом деятельности. В основе тестов достижений лежат разные представления и модели интеллекта и деятельности. Одной из широкоупотребляемых моделей интеллекта, на которой могут базироваться тесты достижений, является модель Дж. Гилфорда. В основе его модели лежат три переменные: операции, содержание и результаты мышления.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 170; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |