Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. Концепция Сотворения Жизни 4 страница




При исследовании сообщения книги «Бытие» становится ясным, что все события рассматриваются с точки зрения людей на Земле так, как видели бы их земные Наблюдатели, если бы присутствовали при Сотворении, причем исключая начальный довольно длительный этап, связанный с творением планеты Земля. Первые слова книги «Бытие» указывают на то, что Земля могла существовать уже миллиарды лет до первого дня творения, хотя и не говорится как долго. Эти слова описывают состояние Земли накануне первого «дня»: «Земля же была безвидна и пуста и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» («Бытие» 1:2).

Другие небесные объекты надо полагать отсутствовали. Но пришло время для сотворения Солнца, Луны, звезд, удаленных планет Солнечной Системы, которые выглядят как звезды, и галактик, то есть Вселенной. Альтернативой этому положению является тезис о том, что небесные объекты, так же как и Земля, уже существовали, но они не были видны для земных Наблюдателей.

Если принимаем первый тезис, то отсюда следует, что Творец не точно информировал авторов «Бытие» об устройстве Вселенной. Получается, что он ввел в заблуждение авторов «Бытие». Зачем Творцу идти на поводу земных Наблюдателей, которые якобы из за непрозрачности атмосферы не могли видеть небесные объекты и не точно из за этого объяснять устройство Мира земным Наблюдателям? Со Статусом Бога это трудно совместить.

8.1. «Дни» Сотворения

Первый «день»

«И сказал Бог:

Да будет свет. И стал свет. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер и было утро: день один» («Бытие» 1:3).

Сейчас рассмотрим вторую альтернативу. Солнце, Луна и другие небесные объекты существовали в космическом пространстве задолго до этого первого «дня», но их свет не достигнул поверхности Земли, оставаясь невидимым земному Наблюдателю. Теперь же в этот первый «день» свет, очевидно, стал видимым на Земле, и на вращающемся земном шаре дни стали сменять ночи. Прояснение, вероятно, совершалось длительное время, так что свет появился не сразу, как это происходит, когда включаешь лампу, а постепенно. Этот свет исходил от Солнца, но самого Солнца не было видно из - за сплошной облачности. Поэтому свет, попавший на Землю, был рассеянным светом. Мы связали появление света с существованием Солнца, Луны и других небесных объектов. Но тогда становится непонятными события четвертого «дня». К этому вопросу вернемся позднее, когда будем рассматривать события четвертого «дня».

На создание Мира, по версии книги «Бытие» потребовалось несколько дней. Какова долгота одного дня сотворения, какой смысл в слово «день» вкладывали авторы книги «Бытие»?

Еврейское слово «йом», переведенное как «день», может означать разные промежутки времени. Согласно книге У. Уилсона «Old Testament Word Studies» к возможным значениям «йом» относится следующее:

1) день обозначает 24 часа, то есть сутки;

2) день обозначает время в общем или длительный промежуток времени;

3) день обозначает рассматриваемый период;

4) день обозначает времена года или период времени, в которое происходит что - нибудь чрезвычайное.

Последнее предположение, кажется, подходит к «дням» Сотворения, так как они определенно являлись периодами, в течение которых происходили чрезвычайные события. Разумным кажется вывод, что «дни» Сотворения охватывали длительные промежутки времени - тысячи или миллионы лет. Последнее согласуется с научными данными о возрасте Земли и Вселенной. Но необходимо отметить, что авторы книги «Бытие» на всю историю Мира отвели всего 6000 лет. Отсюда следует, что необходимо выбрать один и тот же временной масштаб: что понимать под «днем», «месяцем», «годом». В тексте книги Бытие и всей Библии единый временной масштаб отсутствует, поэтому неизбежно возникают путаница и противоречия, что не содействует авторитету книги «Бытие».

Второй «день»

И сказал Бог:

«Да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью.
И стало так. И назвал Бог твердь небом. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро; день второй» (Бытие 1:6).

Слово «твердь» привело некоторых комментаторов к заключению, что сообщение книги «Бытие» заимствовано из мифов о Сотворении, где эта «твердь небесная» изображается в виде металлического или ледяного свода. Однако еврейское слово «ракия» переводится в книге У. Уилсона «Old Testament Word Studies» как «пространство» и имеет значение растяжения, протяжения, распространения. Сообщение в книге «Бытие» говорит, что Бог создал пространство, но оно не говорит, как он это сделал. Позже в книге «Бытие» говорится, что по «тверди небесной» могли летать птицы. Надо полагать, что во второй «день» была создана первичная атмосфера Земли. В атмосфере формировались облака и тучи, и тем самым вода морей и океанов отделилась от водяных паров атмосферы; возник круговорот воды.

Третий «день»

И сказал Бог:

«Да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша.
И стало так. И собралась вода под небом в свои места и явилась суша. И назвал Бог сушу землею, а собрания вод назвал морями, и увидел Бог, что это хорошо. Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро; день третий» («Бытие» 1:6).

Несомненно, образование суши сопровождалось колоссальным смещениями земной коры и поднятием вверх дна океана. В результате тектонической деятельности образовались материки и океаны. В сообщении книги «Бытие» не раскрывается механизм сотворения материков.

В конце третьего периода сотворения были созданы три основные категории наземных растений. К этому времени рассеянный свет усилился, должно быть, до такой степени, что появилась возможность начаться необходимому для зеленых растений процессу фотосинтеза. Кстати, в сообщении не упоминается каждый «род» особо, но они, вероятно, были созданы в этот «день».

Четвертый «день»

И сказал Бог:

«Да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи и для знамений и времен, и дней и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее для управления днем, и светило меньшее для управления ночью, и звезды; и поставил их Бог на тверди небесной, что бы светить на землю и управлять днем и ночью, и отделить свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвертый» («Бытие» 1:14).

Раньше, в описании первого «дня» употреблялось слово «свет», как перевод еврейского слова «ор», которое означает свет в общем смысле. Но в сообщении четвертого «дня» употребляется еврейское слово «маор», обозначающее источник света, то есть нечто, излучающее свет.

В первый «день» сквозь пелену атмосферы, очевидно, пробивался рассеянный свет, но из-за облачных слоев, которые тогда еще обволакивали Землю, источники света оставались скрытыми для земного Наблюдателя. Теперь, в четвертый «день» земной наблюдатель мог различать Солнце, Луну, звезды.

Итак, в четвертый день Бог создал по сути Вселенную, на этом однозначно настаивают автор или авторы книги «Бытие». Земля была создана ранее, и когда создана - это не уточняется. Такая ситуация содержит логическое противоречие: свет появился в «день» первый, а источник этого света появился в «день» четвертый. Если попытаться обойти это логическое противоречие, как это было сделано в комментариях к событиям первого «дня», то надо полагать, что Бог в четвертый день просто разогнал облака и тучи на небе, а Солнце, Луна, звезды и другие небесные объекты должны были уже существовать длительное время, и Бог к их созданию отношения не имел. Примирить, разрешить логическое противоречие между событиями первого и четвертого «дня» не удается, ибо книга «Бытие» претендует на полную и законченную картину творения. Либо Бог не имел отношения к Сотворению Вселенной, либо свет, сотворенный в первый «день», имел другие источники нежели Солнце и Луна. И то и другое вызывает недоумение и затруднение для дальнейшего понимания.

 

Пятый «день»

 

И сказал Бог:

«Да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь и наполняйте воды в морях, и птицы да размножаются на земле. И был вечер, и было утро: день пятый» («Бытие» 1:20).

Нечеловеческие существа (рыбы, пресмыкающиеся, птицы) называются живыми душами. Причем, живыми душами назывались динозавры, птеродактили и другие формы жизни в воде и в воздухе, ископаемые остатки которых были недавно найдены. Древнееврейское слово, переведенное словом «душа», означает «дышащее существо, у которых есть кровь». Эти души живые принципиально отличались от растений органами дыхания, сердечно-сосудистой системой и мозгом.

 

Шестой «день»

 

«И сказал Бог:

Да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его и всех гадов, земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

И сказал Бог: Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя - вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. И увидел Бог все, что он создал, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».

Итак, в шестой «день» появились наземные животные, охарактеризованные как домашние и дикие. Но на этом последний «день» еще не закончился. Был создан последний замечательный «род» - человек. Во второй главе «Бытие» делаются дополнительные подробности в связи с появлением людей: Адама, его местожительства – сада под названием Едем – и его жены, Евы. Анализ текстов первой и второй главы не исключает того, что вторая глава заимствована из другого источника и следовательно, является другим сообщением. Однако вторую главу «Бытие» можно представить как дополняющую первую главу. Сомнения в подлинности второй главы «Бытие» остаются, тем более, что вторая глава «Бытие» говорит только о третьем «дне», после того как появилась суша, но до сотворения наземных растений. Замысел авторов книги Бытие в данном случае совершенно не ясен.

8.2. Рациональное зерно

Вышесказанное служит для того, чтобы понять, что говорится в книге «Бытие». В сообщение книги «Бытие» приводится 10 главных этапов в следующем порядке:

1) Начало;

2) Первозданная Земля, находящаяся в темноте и окутанная газами, водой и водяными парами;

3) Свет;

4) Пространство или атмосфера;

5) Материки;

6) Наземные растения;

7) Солнце, Луна и звезды, различимые в пространстве, начало времен года;

8) Морские чудовища и летающие существа;

9) Млекопитающие (домашние и дикие животные);

10) Человек.

Мифы древних народов о Сотворении Мира (то есть мифы, которые дошли до нашего времени) не имеют никакого сходства с тем, что написал автор книг «Бытие». Отдельные фрагменты некоторых мифов удивительным образом совпадают с текстом книги «Бытие» (эпос о Гильгамеше и глава книги «Бытие» о жизни Ноя), но в совокупности всего текста книга «Бытие» оригинальна. Геолог У. Пратт заметил, что порядок событий земной эволюции - от возникновения океанов до выступления суши и затем до появления морской жизни, птиц, млекопитающих - по существу соответствует последовательности главных подразделений геологических отрезков времени. Поэтому говорить, что все сообщения первой главы книги «Бытие» от первого «дня» до «дня» шестого соответствует современным научным данным, нельзя. Имеется еще одно соображение. Автор книги «Бытие» излагал сотворение Мира семитским туземцам, и если бы меня сегодня попросили коротко объяснить современные представления о происхождении Земли и Жизни на ней простым пастухам в любой современной стране, то с моей стороны было бы благоразумно придерживаться текста сообщения первой главы книги «Бытие».

Но если в свое время Творец по не вполне ясной причине решил информировать семитских туземцев о Сотворении Земли и Жизни на ней с определенной неточностью и противоречивостью, то с тех давних времен у Творца, было, достаточно времени уточнить все необходимое и предоставить народам Земли уточненное сообщение книги «Бытие». Творец через своих доверенных лиц- Пророков - должен был бы глубже и точнее раскрыть механизм Сотворения, а то, как дал его семитским туземцам несколько тысячелетий назад, так дальше и забыл, что сейчас не одни туземцы на Земле.

Та ирония, которая только что прозвучала, ни в коей степени не относится к Творцу, ирония относится к автору книги «Бытие». Утверждение автора книги «Бытие», что Творец лично тем или иным способом сообщил автору все необходимое для написания книги «Бытие» является, в лучшем случае, преувеличением, в худшем - фантазией. Автор, желая как можно более авторитетно изложить текст книги «Бытие» не придумал ничего лучшего как личную встречу с Творцом и якобы с его слов записал текст. Ловушка захлопнулась. За все неточности и противоречия с тех давних пор ответственность несет Творец, даже не подозревая об этом.

Непредвзятое мнение, не отрицая Творца всего существующего, сводится к следующему. Сотворение Вселенной имело место, Сотворение Жизни на Земле имело место. Кого считать Творцом, каков механизм Сотворения – эти вопросы рассмотрены ранее в первой части. Факт Сотворения неоспорим. Теория Эволюции в своих основах оказалась несостоятельной. Те аргументы, приведенные против эволюционной теории, совершенно неотразимы и требуют изменения существующих основ биологии. Однако приписывание Актов Творения некоей Божественной Личности, существующей до возникновения Вселенной, не приводит к пониманию существующего Мира. Придерживаться такого взгляда на Сотворение – это неплодотворно, невозможно ничего предсказать, невозможно развивать научное направление в космологии и биологии, связанное с фактом Сотворения. Из первой главы книги «Бытие» нельзя сделать никаких выводов, следствий, прогнозов, нельзя вывести нового знания. Теория Эволюции критиковалась за несостоятельность предъявляемых аргументов, за ошибки в методологии, натяжках и так далее, тогда как Сотворение, представленное в книге «Бытие», вообще не предъявляет никаких аргументов, предъявляется факт Сотворения, но накладывается запрет на научные анализ и критику, ибо при этом необходимо критиковать Божественную Личность. Если автор книги «Бытие» настаивает на том, что необходимую информацию он получил от Божественной Личности, то мы настаиваем на том, что автор книги «Бытие» получил эту информацию из источников, связанных с достижениями шумерской цивилизации. Автор книги «Бытие» заслуживает искренней благодарности за то, что донес до Человечества взгляд на Мир древнейшей цивилизации, выступив как посредник. Не исключено, что автор книги «Бытие» являлся хорошим комментатором и переписчиком попавшего к нему Первоисточника (исключая текст, связанный напрямую с историей семитских племен).

8.3. Истоки монотеизма

Идея монотеизма была привнесена в иудейско-израильское общество извне. Эта идея есть порождение сторонних интеллектуальных сил,стоящих выше по своему развитию и культуре, нежели те туземные скотоводческие кочевые племена,которые впоследствии трансформировались в Еврейский Народ. Предположение автора заключается в том, что Абрам сын Фарры, как указано в Ветхом Завете, по инициативе Бога названный Абраамом, житель Шумера из города Ур провинции Сеннаар пришел в силу определенных обстоятельств к идее Единого Бога. По критериям шумерского общества Абраам был человеком респектабельным, образованным, знатным и достаточно богатым.

Чтобы реализовать свою идею создания принципиально Новой Религии Единого Бога Абраам вынужден был порвать со своей Родиной, уйти из высокоцивилизованного общества Шумера, в котором господствовала политеистическая Религия, к туземным скотоводческим племенам и стать миссионером. Аналогичным образом по прошествию 3000 лет христианские миссионеры несли Христианство туземцам Африки, Латинской и Южной Америк. У туземцев Абраам получил прозвище Еврей, что на языке туземцев означало Пришелец, и это подчеркивает то обстоятельство, что Абраам не принадлежал по роду своему к туземцам.

Абраам создал идеологию, основные символы и обряды Новой Религии Единого Бога и начал миссионерскую деятельность с того,что обратил в Новую Религии Единого Бога своих домочадцев, своих родственников, своих работников и своих рабов. Своим приверженцам Абраам подчеркивал, что постоянно общается с Единым Богом, получает от Единого Бога разъяснения и заветы и добросовестно исполняет их. Впоследствии точно также как Абраам действовали все без исключения Пророки Израиля.

В конкурентной борьбе с политеистической языческой Религией туземцев росток Новой Религии Единого Бога взошел, укрепился и дал всходы. В течение трех-четырех поколений Новая Религия Единого Бога стала доминирующей среди некоторых племен туземцев, которые впоследствии стали называться Еврейским Народом. Окончательная редакция Новой Религии Единого Бога была завершена Пророком Моисеем в его opus magnum –Пятикнижии.

В подтверждение своего предположения автор приводит исторический анализ изначальных религиозных верований иудейско-израильского общества. Одним из наиболее распространенных заблуждений касательно Религии древнего иудейско-израильского общества является представление, будто она была исконно монотеистической. Именно такое убеждение формирует у своего читателя Ветхий Завет. Исконной Религией древних израильтян, утверждает Ветхий Завет, является служение Яхве; почитание других богов, которые к тому же и не боги вовсе, есть измена служению Яхве, мерзость, за которую Он жестоко карает свой народ. Это воззрение активно поддерживают как иудаистская синагога, так и христианская церковная традиция. Оно распространено и в либеральной буржуазной библеистике, тесно смыкающейся с богословием. Однако внимательное чтение Ветхого Завета показывает, что эта концепция есть не что иное, как фальсификация реальной исторической действительности. Многочисленные обмолвки, оговорки, а часто и прямые свидетельства Ветхого Завета показывают, что исконная Религия древних израильтян была политеистической. Более того, сопоставление сведений, извлекаемых из Ветхого Завета, с поэтическими повествованиями и ритуальными текстами, открытыми при раскопках древнего города Угарита на северо-восточном побережье Средиземного моря (II тыс. до н. э.), а также с финикийскими надписями (I тыс. до н. э.) показывает, что древнеизраильская политеистическая Религия была местным вариантом Религии семитских (принадлежавших к ханаанейско-аморейской языковой группе) народов, населявших в древности сирийско-палестинский регион. Иначе и быть не могло: древние израильтяне и по языку и по культуре принадлежали к той же ханаанейско-аморейской среде, что и угаритяне и финикияне. Были здесь, разумеется, и местные специфические особенности.

Главою древнеизраильского пантеона был общесемитский верховный бог Эл, иначе Элоах или Элохим. Само это слово во всех вариантах значит одно и то же- Бог. Слово «Элохим» внешне имеет форму множественного числа, однако в действительности оно таковым не является; в Ветхом Завете оно постоянно согласуется с глаголами в единственном числе. Окончание -м сохранилось в этом слове пережиточно со II-го тысячелетия до н. э., когда оно играло роль определенного артикля, ставившегося в конце слова. В I тысячелетии до н. э. этот артикль исчез, однако именование Бога с окончанием -м сохранилось. Аналогичные формы существовали в финикийском и в аммонитском языках.

Древнеизраильский Эл был верховным Богом и главою совета Богов
(Пс., 81:1), но совет Богов существовал и был объектом культа в угаритском и финикийском пантеоне. Эл Всевышний считался творцом Неба и Земли (Быт., 14:19). Эта роль принадлежит Элу также и в угаритской и финикийской мифологии.

В иудейско-израильском пантеоне фигурируют и другие божества общесемитского пантеона. К их числу принадлежат Ашера - великая владычица и праматерь богов, супруга Эла, Астарта - богиня любви и плодородия, земледельческий бог Баал (в переводе на русский язык- хозяин), умирающий и воскресающий земледельческий бог Таммуз, а также богиня- воительница Анатбетель. Имя Баала встречается неоднократно в так называемых теофорных собственных именах (т.е. именах, в которых упоминается божество), например: Ишбаал - „человек Баала", Йеруббаал „да умножит Баал" и т. д. Поклонение Баалам и Ашерам активно осуждается в Ветхом Завете, но еще в Талмуде поля, орошаемые дождем, называются „полями Баала". Существовал и культ Медного Змея, изготовление которого приписывалось Моисею (IV Царств, 18:4). Очень популярно в древнем Израиле было поклонение „войску небесному" - Солнцу, Луне и звездам (Иерем., 8:2; Иезек.,
8:16). В героической песне пророчицы Деборы (Суд., 5:20; текст датируется XIII в. до н. э.) говорится о том, как звезды сражаются с врагами израильского племенного союза.

В нашем распоряжении имеются некоторые свидетельства, проливающие дополнительный свет на древнеизраильское язычество. Так, пророк Иезекииль (Иезек., 8:14) рассказывает, что у северных ворот Иерусалимского храма Яхве женщины совершали обряд оплакивания умершего бога Таммуза. Пророк Иеремия упоминает другой ритуал: „сыновья собирают дрова, и отцы зажигают огонь, а женщины замешивают тесто, чтобы приготовить пироги Царице Небесной Ашере и возлияния другим Богам" (Иерем., 44:15-19). Большую роль в обрядности земледельческой Религии играл так называемый священный брак. Он должен был обеспечить плодородие полей и богатый урожай. Нам известен своеобразный сценарий этого празднества, происходящий из Угарита. Здесь совершается священный брак верховного бога Илу (соответствует древнеизраильскому Элу) и его жен - Асироту (соответствует древнеизраильской Ашере) и Девы; от этого брака рождаются благостные боги Шахару (бог утренней зари) и Шалиму (бог всеобщего благоденствия). Интересно, что одним из важных элементов этого обряда является поедание Козленка, сваренного в молоке. В свете сказанного получает свое объяснение ветхозаветный запрет есть Козленка, сваренного в молоке его матери (Исх., 23:19, Второзак.,14:21), - тем самым ставится непреодолимая преграда к участию в священном браке. Тем не менее эта церемония совершалась и в израильском обществе; она носила, как и везде, характер разнузданной оргии, сопровождалась снятием всех сексуальных запретов. Вот почему библейские Пророки постоянно говорят о языческих культах как о блуде и разврате.

Из описания религиозной реформы царя Иосии (IV Царств, 23:4-14) видно, что в Иерусалимском храме хранились статуи и утварь, связанные с культами Баала, Ашеры, Солнца, Луны, звезд и „всего войска небесного". При храме находились и специальные дома, в которых жили жрицы-блудницы, ткавшие для Ашеры одежды. В храме имелись также колесницы Солнца и кони, которых иудейские цари ему посвящали. Обрядность служения Солнцу включала, очевидно, ритуальный проезд изображений этого божества на священной колеснице, что должно было соответствовать прохождению Солнца по небесам от восхода до заката. В одном из псалмов (Пс.19:5-8) сохранилось описание, соответствующее этому ритуалу.
В X в. до н. э. царь Соломон, преследуя свои политические цели, построил в Иерусалиме храмы богов подвластных ему народов- моавитского Кемоша, аммонитского Милькома, а также Астарты – богини союзных с Соломоном сидонян. Эти храмы существовали до последней четвертиVII в. до н.э. Стоял в Иерусалиме и храм Баала.

Одной из характерных особенностей Религии древнего населения сирийско-палестинского региона было широкое распространение человеческих жертвоприношений: в жертву божеству приносили первородных сыновей. Сама жертва представляла собой тело человека, сожженное (живым или заколотым) на костре. Называлась она «молек» (по-финикийски – «молх»). Из этого названия относительно поздно возникло представление, будто существовало в древности поклонение кровавому богу Молоху, которому совершались человеческие жертвоприношения. Исследование финикийских посвятительных надписей, сопровождавших такие жертвоприношения опровергло это заблуждение. Останки принесенных в жертву хоронили на специальных кладбищах (они назывались тофет); такие кладбища найдены при археологическом изучении финикийских городов Западного Средиземноморья. Древние израильтяне среди древних народов сирийско-палестинского региона не составляли исключения. Подобно другим, они совершали эти жертвоприношения в долине Хинном; из древнееврейского ге Хинном (долина Хинном) возникло впоследствии выражение „геенна огненная". Современники, наблюдавшие у финикиян жертвенное сожжение детей, ужасались чудовищному жестокосердию жертвователей. Им казалось немыслимым, чтобы нормальный человек, любящий отец мог обречь своего ребенка на страшную мучительную гибель. Однако с точки зрения тех, кто совершал такие жертвы, они были подвигом благочестия во имя божества и часто на благо не только данного конкретного лица, но и ради всего народа. Так моавитский царь Меша (IX в. до н.э.), терпевший поражение от израильтян, принес на городской стене в жертву всесожжения своего старшего сына, наследника. Израильтяне, уверенные, что теперь гнев божества обрушится на них, в панике бежали (IV Царств., 3:27). Мотивировка указанных жертвоприношений очевидна из ветхозаветного предания о том, как Бог потребовал у Абраама принести в жертву его единственного любимого сына Исаака. Останавливая в последний момент обряд, Бог говорит (Быт., 22:12): „Не простирай свою руку к отроку и не делай ему ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься Бога ты и не спрятал своего сына, своего единственного от Меня". За это Бог обещает (Быт., 22:17-18): «Благословить Я благословлю тебя и умножить умножу твое потомство; как звезды небесные и как песок, который на берегу моря. И овладеет твое потомство городами своих врагов. И благословятся твоим потомством все народы земли, потому что ты послушался Моего голоса».

С течением времени образ мыслей у людей меняется. Они постепенно приходят к заключению, что благой Бог не может требовать у своих почитателей такую ужасную жертву. В иудейской пророческой проповеди она безусловно осуждается. Пророк Иеремия (Иерем.,32:35) говорил: „И они построили высоты Баала, которые в долине Сынов Хиннома, чтобы проводить своих сынов и своих дочерей в жертву молек, которой Я не приказывал им, и не восходило в Мое сердце делать такую мерзость, чтобы ввести в грех Иуду". Пятикнижие ее категорически запрещает (Лев., 20:2-5): „Каждый из Сынов Израиля и из жильцов, живущих в Израиле, который даст от своего потомства в жертву молек, умереть пусть умрет, народ Страны пусть забьет его камнями. А Я обращу Мое лицо на этого человека и истреблю его из его народа, ибо от своего потомства он дал в жертву молек, чтобы замарать Мое святилище и осквернить Мое святое имя". Предание об Абрааме и Исааке должно было убедить, что достаточно готовности принести жертву; вместо Исаака Абраам приносит в жертву барана, запутавшегося рогами в кустах. Аналогичное развитие идей имело место и у финикиян. В поздних финикийских надписях наряду с человеческими жертвоприношениями (молходом) упоминается и аналогичная жертва барана (молхомор).

Особое место в иудейско-израильском политеистическом пантеоне занимал Яхве (вариант имени: Яху, Яхо). Само его имя (оно означает „Сущий") избегали произносить: назвать Бога значило, по представлениям эпохи, позвать его, но лицезрение Бога неминуемо вело к гибели. Вместо этого говорили и читали: Господь мой (адонай). Когда в середине I-го тысячелетия н. э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова адонай. Тем самым они сигнализировали, что следует читать не Яхве, но адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся Йехова (в традиционном написания: Иегова). Однако имя Яхве (Яху, Яхо) продолжает существовать в таких собственных именах, как Йехосеф (т.е. "Иосиф - „Яхве да прибавит"), Элийаху (т.е. Илья - „мой бог - Яхве"), Йехоханан(т.е. Иоанн, Иван - „Яхве да будет милостив"). Языческая мифология Яхве реконструируется по указаниям, которые не были устранены в процессе монотеистического редактирования Ветхого Завета.

Уже в сказании об изгнании Человека (Адама) из Сада в Эдеме - благодатного места, где живет Бог (по позднейшим представлениям- это земной рай)- Яхве-бог фигурирует не только как главное действующее лицо, но и как один из богов, опасающийся, что Человек приобретет божественную сущность. Он говорит (Быт., 3:22): „Вот, Человек стал, как один из нас, знающим добро и зло. А теперь как бы он не простер свою руку, и не взял бы также от Дерева Жизни, и не стал бы жить вечно!" Очевидно, в исходном варианте предания действовали не только Яхве, но и другие боги израильского пантеона, к ним Он обращается, мотивируя изгнание Человека из божьего жилища.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-07-13; Просмотров: 314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.04 сек.