КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Работа с детьми с СДВГ
Индивидуальная программа развития строится по следующим направлениям: 1. Развитие дефицитарных функций внимания, контроля поведения, двигательного контроля. 2. Отработка конкретных навыков взаимодействия с детьми и взрослыми. 3. Работа с гневом. 1. Развитие дефицитарных функций (опорные моменты): - первый этап начинается с развития одной отдельной функции (например, внимания); - достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию 2-ой функции (например, контроля двигательной активности); - достигнув устойчивого результата, можно переходить к развитию одновременно 2-ух функций (например, внимания и контроля двигательной активности); - только отработав 3-й этап, можно приступать к тренировке этих функций одновременно. 2. Отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками: - сначала работаем только индивидуально: обучение ребенка навыку слушать и слышать взрослого, проговаривая инструкции взрослого вслух, формулировать самому правила поведения на занятии и в выполнении конкретного задания. - выработка совместно с ребенком системы поощрения и наказания. - вовлечение гиперактивного ребенка в подгрупповые виды деятельности: А) работа в малой подгруппе-2-4 человека; Б) работа в большей подгруппе и группе. При несоблюдении этого правила, ребенок может перевозбуждаться, что ведет к потере самоконтроля и переутомлению, дефициту активного внимания. Наиболее действенна ролевая игра, содержащая набор способов реагирования на определенные ситуации, и разыгрывание актуальных поведенческих ситуаций с куклами. 3. Работа с гневом - Учить детей прямо заявлять о своих чувствах и выражать гнев в косвенной форме, с помощью игровых приемов. - Взрослый сам подает положительный пример и демонстрирует пример зрелого поведения. - Перенос чувств на неопасные предметы (особенно робких, неуверенных), которые еще не могут вербализовать свои мысли и чувства. - Обучение детей навыкам саморегуляции и самообладания.
Примерные упражнения для коррекционных занятий: 1) Корректурные пробы: в течение одной минуты, просматривая знаки строчка за строчкой: а) вычеркнуть заданную букву (две, три, четыре); б) одну из заданных букв обводить, а другую — вычеркивать. Задания усложняются за счет увеличения количества букв и введения дополнительных условий. Обработка результатов включает в себя подсчет правильно отмеченных знаков, ошибочно отмеченных и пропущенных знаков. 2) Сравнение двух и более картинок, имеющих 5 и более отличий. З) Сравнение предметов или картинок, имеющих тонкие различия (оттенок цвета, направление штриховки и т.д.). 4) Отыскивание на картинке заданных предметов из множества. 5) Отыскивание на картинке «зашумленных изображений». Б) «Хождение» по лабиринтам. 7) Отыскивание двух одинаковых предметов из множества похожих. 8) Игра «Найди игрушку». Взрослый описывает ребенку какую-либо игрушку, находящуюся в комнате. Ребенок может задавать уточняющие вопросы. Затем ребенка просят найти предмет, о котором шла речь. 9) Ребенка просят закрыть глаза и ответить: «Какого цвета мое платье? Что у меня на ногах? Что лежит справа (слева, спереди, сзади) от тебя?» И тому подобное. 10) Игра «Муха». Нужно нарисовать большой квадрат (10 на 10 ем) и разделить его на 9 клеток. В центре сидит «муха». Она совершает движение по квадрату «вверх» или «вниз», «влево» или «вправо». Начало всегда в центре. Например: вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где «муха»? – В правом центре и т.д. Можно увеличивать количество движений и скорость. Сначала ребенок пальцем водит по центрам маленьких квадратиков, команды. Потом, когда придет опыт, нужно предложить ему, закрыв глаза и, представив этот квадрат, мысленно совершать движения. Можно диктовать ребенку команды, можно попросить, чтобы он диктовал вам, можно давать команды по очереди, по одной команде друг другу, по две, три, четыре и т.д., совместно следя за движением «мухи». 11) Согнуть руки в локтях, ладони вовнутрь, пальцы согнуты. В любом порядке открывать и закрывать ладони: левая — открыть, правая — открыть, левая — закрыть, правая — закрыть, обе — открыть, левая — закрыть, правую — закрыть, левую одновременно открыть, правую — открыть, обе — закрыть и т.д. Ребенок сидит напротив и открывает (закрывает) ладошки в зеркальном отражении. Темп увеличивать. 12) «Сколько было…?» 13) «Куда упали снежинки (дождинки и т.д.)?» (по аналогии с методикой «Запомни и расставь точки») 14) Коллективные подвижные игры. 15) Коллективные игры с «запретами». 16) Упражнения на релаксацию («Шалтай – Болтай», «Охотник и птицы» и др.) 17) «Шпионы» (тренировка наблюдательности, произвольного внимания).
Коррекционные игры рекомендуем взять из сборника: Лютова Е. К., Монина Г. С. «Шпаргалка для взрослых». М., Генезис, 2000., к примеру:
«Клубочек» (Черепанова Г. Д.)
Цель: Обучение ребенка одному из приемов саморегуляции. Содержание: Расшалившемуся ребенку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться все больше и больше. Взрослый сообщает ребенку, что этот клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, так сразу же успокаивается. Когда подобная игра станет для ребенка привычной, он сам обязательно будет просить взрослого дать ему «волшебные нитки» всякий раз, как почувствует, что он огорчен, устал или «завелся».
«Бездомный заяц» (известная игра) Цель: Игра способствует развитию быстроты реакции, отработке навыков невербального взаимодействия с детьми Содержание: В игре принимают участие от 3 до 10 человек. Каждый игрок – заяц – чертит вокруг себя мелком круг диаметром примерно 50 см. Расстояние между кругами – 1-2 метра. Один из зайцев – бездомный. Он водит. Зайцы должны незаметно от него (взглядами, жестами) договориться о «жилищном обмене» и перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занять домик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становится водящим. «Что нового» Цель: Развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Содержание: Взрослый рисует мелом на доске любую геометрическую фигуру. К доске по очереди подходят дети и пририсовывают какие-либо детали, создавая картинку. В то время, когда один ребенок находится у доски, остальные закрывают глаза, и, открывая их по команде взросанд, говорят, что изменилось. Чем дольше длится игра, тем сложнее искать новые детали.
«Золотая рыбка» Цель: Эта подвижная игра развивает быстроту реакции, способствует развитию координации движений. Содержание: Все участники встают в круг, плотно прижавшись друг к другу плечами, бедрами, Это – сеть. Водящий – золотая рыбка – стоит в кругу. Его задача – выбраться из круга. А задача остальных – не выпустить рыбку.
«Разговор с руками» (Шевцова И. В.) Цель: Научить детей контролировать свои действия. Содержание: Если ребенок подрался, что-то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки – нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: «Кто вы, как вас зовут?», «Что вы любите делать?», «Чего не любите?», «Какие вы?». Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно «заключением договора» между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2—3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать. Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
«Разговор с телом» (модификация игры Шевцовой И. В. «Разговор с руками») Цель: Учить ребенка владеть своим телом. Содержание: Ребенок ложится на пол, на большой лист бумаги или кусок обоев. Взрослый карандашом обводит контуры фигуры ребенка. Затем вместе с ребенком рассматривает силуэт и задает вопросы: «Это твой силуэт. Хочешь, мы можем разрисовать его? Каким бы цветом ты хотел разукрасить свои руки, ноги, туловище? Как ты думаешь, помогает ли тебе твое тело в определенных ситуациях, например, когда ты спасаешься от опасности и др.? Какие части тела тебе особенно помогают? А бывают такие ситуации, когда твое тело подводит тебя, не слушается? Что ты делаешь в этом случае? Как ты можешь научить свое тело быть более послушным? Давай договоримся, что ты и твое тело будут стараться лучше понимать друг друга».
Игры с песком Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры не обязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребенка. Первое время взрослые должны помочь ребенку в организации игры Желательно, чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мелкие предметы, мячики, трубочки и др. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире), можно заменить его крупой, предварительно поместив ее в горячую духовку. «Археология» Цель: Развитие мышечного контроля.
Содержание: Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку — делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
«Шариковые бои» Цель: Развитие координации движений. Содержание: В таз с водой опускают несколько каучуковых шариков, такое же количество шариков ребенок держит в руке. Отойдя на расстояние 0,5-1 м от таза, ребенок сбивает «мокрые» шарики «сухими». Если «мокрый» шар сбит, то его вынимают из воды, если не сбит, то «сухой» шар остается в воде. Игра закончена тогда, когда таз становится пустым. В дальнейшем ребенок может совершенствовать свой результат, проверяя время по секундомеру.
«Послушай тишину» (Черепанова Г. Д.) Цель: Развивать внимание гиперактивного ребенка и умение владеть собой. Содержание: По первому сигналу колокольчика дети начинают бегать по комнате, кричать, стучать и т. д. По второму сигналу они должны быстро сесть на стулья и прислушаться к тому, что происходит кругом. Затем дети по кругу (или по желанию) рассказывают, какие звуки они услышали.
«Сделай так» (Черепанова Г. Д.) Цель: Игра направлена на развитие мышечного контроля, умения владеть собой. Содержание: На столе у взрослого разложены карточки с изображением человечков, выполняющих различные движения. Взрослый показывает детям карточки и объясняет, какие действия изображены на каждой из них. Затем взрослый дает инструкцию: «По моему сигналу все подойдут к столу и возьмут по одной карточке. Я буду считать от 1 до 10, а вы в это время будете выполнять то, что изображает человечек на выбранной вами картинке. Например, тот, кто возьмет карточку с сидящей на стуле фигуркой, должен сесть на стул, кому достанется карточка с танцующей фигуркой, должен танцевать и т. д. На счет «10» все заканчивают выполнение задания и меняются карточками или подходят к столу за новым заданием педагога. Игру можно повторить несколько раз.
«Маленькая птичка» (Черепанова Г. Д.) Цель: Развивать мышечный контроль. Содержание: Ребенку в ладошки дают пушистую, мягкую, хрупкую игрушечную птичку (или другого зверька). Взрослый говорит: «Прилетела к тебе птичка, она такая маленькая, нежная, беззащитная. Она так боится коршуна! Подержи ее, поговори с ней, успокой ее». Ребенок берет в ладошки птичку, держит ее, гладит, говорит добрые слова, успокаивая ее и вместе с тем успокаивается сам. В дальнейшем можно птичку уже не класть ребенку в ладошки, а просто напомнить ему: «Помнишь, как надо успокаивать птичку? Успокой ее снова». Тогда ребенок сам садится на стульчик, складывает ладошки и успокаивается.
«Говори!» Цель: Игра направлена на развитие умения контролировать импульсивные действия. Содержание: Скажите детям следующее: «Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: „Говори!» Давайте потренируемся: „Какое сейчас время года?» (Педагог делает паузу) „Говори!»; „Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?»… „Говори!»; „Какой сегодня день недели?»… „Говори!»; „Сколько будет два плюс три?» и т. д.» Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
«Броуновское движение» (Шевченко Ю. С., 1997) Цель: Игра направлена на развитие распределения внимания. Содержание: Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительные мячи. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
«Колпак мой треугольный» ( старинная игра) Цель: Игра помогает научиться концентрировать внимание, способствует осознанию ребёнком своего тела, учит управлять движениями и контролировать свое поведение. Содержание: Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Во 2 кругу фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово «колпак» заменяют его жестом (например, 2 хлопка ладошкой по своей голове). В следующий раз уже заменяются 2 слова: слово «колпак» и слово «мой» (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше. В завершающем кругу дети изображают только жестами всю фразу. Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 312; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |