КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Случайность и необходимость. Может ли эволюционная теория быть теорией направленного прогресса? 1 страница
Сноски
299. Блюменфельд Л.А. О воспроизводимости в биологических исследованиях // Онтогенез, эволюция, биосфера, М., 1989. С.243. 300. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. М., 1976. С. 268. 301. Тимофеев-Ресовский Н.В. Генетика, эволюция и теоретическая биология. С. 23. 302. См.: Тимофеев-Ресовский Н.В., Воронцов Н.Н., Яблоков А.В. - Краткий очерк теории эволюции. М., 1969. С. 275-288. 303. Там же. С. 276. 304. Будыко М.И. Эволюция биосферы. Л., 1984. С. 329. 305. Будыко М.И. Эволюция биосферы. Л., 1984. С. 327. 306. Колчинский Э.И. Эволюция биосферы // Развитие эволюционной теории в СССР. Л., 1983. С. 504. 307. Там же. С. 505. 308 Камшилов М.М. Эволюция биосферы. С. 75-76. 309. Лапо А.В. Следы былых биосфер. М, 1987. С. 163. 310. Одум Ю. Основы экологии. С. 324. 311. Там же. С. 325 и след. 312. Мэй Р. М. Эволюция экологических систем // Эволюция. М., 1981.С.173. 313. Медников Б.М. Монофилия органического мира и эволюция экосистем // журн. общей биологии.1985. Т. XLYI, N4. С. 469. 314. Там же. С. 467-469. 315. Мороз П.Э. Эволюция биологических параметров к их физическим пределам // Закономерности прогрессивной эволюции. Л., 1972. 316. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. С. 258. 317-318. Тимофеев-Ресовский Н.В.,. Яблоков А.В., Воронцов Н.Н. Краткий очерк теории эволюции. С.288. 319. Валентайн Дж. У. Эволюция многоклеточных растений и животных // Эволюция. М., 1981. С. 149. 320-321. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. С. 264, 266. 322. Парке К., Энгельс Ф. Соч. Т. 20. С. 624. 323. Завадский К.М. К пониманию прогресса в ограниченной природе // Проблемы развития в природе и обществе. М.; Л.., 1958, С.103. 324. Завадский К.М. О причинах эволюции в сторону арогенеза // Закономерности прогрессивной эволюции. С. 145. 325. См.: Huxley J. Evolution: The modern Synthesis. L., 1942 (1963); Завадский К.М. К пониманию прогресса в органической природе; Камшилов М.М. Значение взаимных отношений между организмами в эволюции. М; Л., 1960. 326. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. М., 1980. С. 253. 327. Миклин А.М. Критерии прогрессивной эволюции // Развитие эволюционной теории в CCCР. Л., 1983. С. 360. 328. Миклин А.М., Там же. С.361. 329. Миклин А.М., Подольский В.А. Категория развития в марксистской диалектике. С.154. 330. Иорданский Н.Н. Эволюционный прогресс // Современные проблемы эволюционной морфологии. М., 1988. С. 50. 331. См, например: Фурман А.Е. Диалектическая концепция развития в современной биологии. М., 1974. С. 214-215. 332. Бауэр Э.С. Теоретическая биология. С. 206. 333. Красилов В.А. к вопросу о прогрессе в развитии органического мира // Закономерности прогрессивной эволюции. С. 198. 334-335. Печуркин Н.С. Энергия и жизнь. Новосибирск, 1988. С. 13, 18. 336-337. Печуркин Н.С. Энергия и жизнь. С. 163, 162. 338-339. Северцев А.Н. Главные направления эволюционного процесса. М., 1967.С. 70. 340. Джиллер П. Структура сообщества и экологическая ниша. М., 1988. С.19. 341-342. Яблоков А.В., Юсупов А.Г. Эволюционное учение. С. 215, 216. 343. См., например: Терехин Э.С. К проблеме регрессивных изменений в связи с изучением эволюции паразитных растений // Закономерности прогрессивной эволюции. 344-345. Северцев А.С. Направленность эволюции. М., 1990. С. 210. 346. Северцев А.С. Направленность эволюции. М., 1990. С. 210. 347. Грант В. Эволюционный процесс. М., 1991. С. 385-386. 348. См.: Развитие эволюционной теории в СССР. С. 464. 349. Печуркин Н.С. Энергия и жизнь. С. 64, 66. 350. Оно С. Генетические механизмы прогрессивной эволюции. М., 1973. С.192-193. 351. Печуркин Н.С. Энергия и жизнь. С.66. 352. Там же. С. 65. 353. Оно С. Генетические механизмы прогрессивней эволюции. С. 195. 354. См.: Ленинджер А. Биохимия. М., 1975. С. 845-849; Стент Г. Молекулярная генетика. М., 1974. С. 521-522. 355. См.: Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции, сообщества. М.,1989. Т. 1. С. 178-185. 356. Иорданский Н.Н. Эволюционный прогресс. С. 50. 357. См.: Численко Л.Л. Структура фауны и флоры в связи с размерами организма.М.1981. 358. Чайковский Ю. В. Элементы эволюционной диатропики. С.3. 359. Дарвин Ч. Происхождение видов. Соч. М; Л., 1939. Т. 3. С.ЗЗ0-332. 360. Маркс К., Экгельс Ф. Соч. Т.26, ч.3. C.305. 361. Там же. Т. 20. С. 68-69. 362. Завадский К.М. Развитие эволюционной теории после Дарвина. Д, 1973. С. 16. 363. Там же. С. 27. Курсив мой. - О. Б. 364. Завадский К.М. К проблеме прогресса живых и технических систем // Теоретические вопросы прогрессивного развития живой природы и техники. Л., 1970. С. 5. 365. Эйген М., Щустер П. Гиперцикл. С. 72, 78, 81. 366. Оно С. Генетические механизмы прогрессивной эволюции. С. 157. 367. Ефремов А.И. Космос и палеонтология // Населенный космос. М., 1972. С. 94. 368. См.: Шилов И. А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. С. 194-221; Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. Гл. Y. 369. См.: Шилов И.А. Эколого-физиологические основы популяционных отношений у животных. С.150. 370-371. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. С. 87,210. 372. Маленков А.Г. Гомеостаз и конвариантная редупликация. С.35. 373-376. Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. С. 211, 215, 211, 211. 377. Камшилов М.М. Эволюция биосферы. С.172. 378. Там же. 379. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 20. С. 623. 380. Ата-Мурадова Ф.А. Развивающийся мозг: Системный анализ. М., 1980. С. 35, 55-56. 381. Там же. С. 18, 70. 382. Назаров В.И. Учение о макро эволюции. М., 1991. С. 260. 383. Шмальгаузен И.И. Проблемы дарвинизма. Л, 1969. С. 443. 384. Там же. С. 443-444. 385. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. С. 132. 386. Шмальгаузен И.И. Факторы эволюции. М., 1968. С. 396. 387-389. Северцев А.С. Направленность эволюции. С. 219, 219-220, 220. 390. Шмальгаузен И.И. Факторы прогрессивной (ароморфной) эволюции = снижению энтропии // Закономерности прогрессивной эволюции. С.7. 391. Мирабдуллаев И.М. Эндосимбиотическая теория - от фантастики к парадигме // Природа. 1991. N12. С. 17. 392. Ефремов А.И. Космос и палеонтология. С. 96. 393. Зубов А.А. Антропогенез как высшая закономерная фаза эволюции живого мира // Развитие материи как закономерный процесс. Пермь, 1978. С. 175. 394. См.: Одум Ю. Основы экологии. С. 105-110. 395. Там же. С. 211 396. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества. М., 1989. Т. 2. С. 385-386. 397. Одум Ю. Основы экологии. С. 90. 398. Мэй Р. Эволюция экологических систем. С. 193. 399. См.: Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Указ соч. 335-336. 400. См: Шмальгаузен И.И. Факторы прогрессивной (ароморфной) эволюции = снижение энтропии. 401. Кнорре А.Г. Уровни органической индивидуальности в связи с эволюцией целостности // Проблема целостности в современной биологии. М., 1988. С. 140. 402-403. Назаров В.И. Учение о макро эволюции. С. 14, 15. 404. См.: Северцев А.Н. Морфологические закономерности эволюции // Собр. соч. М; Л., 1949. Т. 5; Догель В.А. Олигомеризация гомологичных органов как один из главных путей эволюции животных. Л., 1954; Шмальгаузен И.И. Организм как целое в индивидуальном и историческом развитии. М., 1982; Короткова Г.П. Происхождение и эволюция онтогенеза- Л., 1979; Шварц С.С. Экологические закономерности эволюции. С. 229-240; Обзоры: Развитие эволюционной теории в СССР. Л., 1983. Гл. 23-25; Назаров В.И. Учение о макро эволюции. С. 234-256. 405. Урманцев Ю.А. О значении основных законов преобразования объектов-систем для биологии // Биология и современное научное познание. М., 1980. 406. Васильева Т.С. Химическая форма материи и закономерный мировой процесс. С.116. 407. Иммунитет // Биологический энциклопедический словарь. М., 1988. С. 226 408. См., например: Симкин Г.Н. Атомы поведения, или этология культуры // Человек. 1990. N2. С. 18. 409. Заварзин Г.А. Бактерии и состав атмосферы. М., 1984. С. 163; Эволюции и биосфера. Киев, 1982. С. 115-116. 410 Заварзин Г.А. Бактерии и состав атмосферы. С. 164. 411. Кордюм В.А. Эволюция и биосфера. С. 114, 116. 412. См.: Хахина Л.Н. Проблема симбиогенеза // Развитие эволюционной теории в СССР. 413. Маргулис Л. Роль симбиоза в эволюции клетки. М., 1983; Мирабдуллаев И.М. Эндосимбиотическая теория - от фантастики к парадигме. 414. Мирабдуллаев И. М. Указ соч. С. 18. 415. Хахина Л.Н. Проблема симбиогенеза, С.422. (Курсив мой - О.Б.). 416. См.: Гершензон С.М. Происхождение и эволюция пола //Природа, 1991. N1; Sagan D, Margulis L. Cannibal’s relief: The origin of sex // New Soi. 1987. V. 115, N1572. 417. Шварц С.С. Характер функциональных связей элементов биологических систем на популяционном и организменном уровнях // Экология.1972. N4; Шварц С.С, Пясталова О.А., Добринская Л.А. и др. Эффект группы в популяциях водит животных и химическая экология. С. 121-122. 418. См.: Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М., 1986. С. 212-215. 419. См., например: Евгеньева Т. П. Межклеточные взаимодействия и их роль в эволюции. М., 1976. С. 51, 53. 420. См.: Иванов А.В. Происхождение многоклеточных животных. Л., 1968; Короткова Г.П. Происхождение и эволюция онтогенеза. Л.,1979. 421. Рубцова 3.М. Эволюционное значение гибридизации // Развитие эволюционной теории в СССР. С. 117. 422. Грант В. Эволюционный процесс. С. 264. 423. См.: Мирабдуллаев И.М. Эндосимбиотическая теория - от фантастики к парадигме; Кордюм В.А. Эволюция и биосфера. С. 80. 424. См.: Одум Ю Основы экологии. С.324-З25; Пианка Э. Эволюционная экология. М., 1981. С. 137. 425. Северцев А.С. Направленность эволюции. С.71.
Сомнение в необходимом характере эволюционного прогресса имеет серьезные причины: в биологии недостает ряда фактических и концептуальных предпосылок такого понимания развития жизни. К их начатому выше перечню можно добавить, что мало исследованным, несмотря на успехи генетики, остается вопрос об источниках, направлениях и темпах наследственной изменчивости и ее связи с отбором (450), много неясного имеется в понимании факторов, механизмов и закономерностей исторического преобразования биоценозов и биосферы, "неясна даже сама постановка вопроса. Например, правомочно ли (и в каком смысле) применять к процессу исторического преобразования сообществ термин «эволюция»?" (451). Понятия биологического вида и популяции, которыми пользуется СТЭ, неприменимы к формам без полового размножения (452), что делает ее мало пригодной для теоретического воспроизведения первых шагов эволюции, очень существенного при объяснении ее последующего хода. Оставляют желать лучшего методология исторических реконструкций (453). Однако точка зрения, что в биологии в принципе не должно быть концепции направленного прогресса, базируется на других основаниях. Во-первых, на том объяснении, которое уже дает прогрессу эволюционная биология и ее лидер - СТЭ, выявившее ряд фундаментальных и частных факторов и законов, без которых эволюционный прогресс был бы вообще необъясним (закон естественного отбора, стохастический характер и разные формы отбора, закон необратимости эволюции, динамика популяции как эволюционной единицы, пусковые механизмы эволюции и многое другое). Невозможность обойтись без них в объяснении прогресса порождает иногда впечатление их достаточности для его объяснения, которое к тому же нередко усиливается широкими и нестрогими допущениями. Примером является утверждение о неисчерпаемых (бесконечных?) запасах биологической изменчивости, масштабы которой абсолютно несовместимы, с ассенциалистским мышлением" (454). Однако теоретическая компенсация изначальной не направленности развития живого неисчерпаемостью изменчивости, как давно замечено критиками идеи случайного характера прогресса, иллюзорна: "о бесконечном количестве наследуемых вариаций у организмов не может быть и речи" (455). Подобные этому основания обсуждаемого взгляда во многом являются только психологическими основаниями для тех, кто не склонен видеть проблему там, где она есть. Во-вторых, основанием точки зрения, что в биологии не должно быть концепции направленного прогресса, выступают спорные философские положения, препятствующие тому, чтобы принять идею единого закономерного мирового процесса в качестве ориентира в дальнейшем развитии эволюционной теории и правильно оценить фактическое и концептуальное содержание современной биологии. К ним относится прежде всего отождествление этой концепции, как и ее философской базы, с телеологией. Так, для выражения закономерной связи явления, процессов поведения направленно организованных систем, определяемых начальной программой или соответствующей структурой обратных связей, было предложено понятие телеономии как материалистическая альтернатива учения об идеальной цели, которая якобы только и может задавать такую связь и поведение. Данное понятие вело к идее объективной необходимости общего результата и путей развитии, их известной объективной предопределенности, с очевидностью присущих многим биологическим процессам. Однако, делалась оговорка, что "абсолютно недопустимо наделять чертами телеономичности общий поступательный ход эволюции, органический прогресс - это непосредственно ведет к антропоцентрической форме телеологии" (456). Оговорка содержала запрет понимать прогресс как устойчивую закономерность развития, фактически только потому, что так его понимает и телеология. Между тем именно это является сильной стороной телеологического подхода, и отказ от материалистической трактовки этой закономерности явно ослабляет позицию материализма в вопросе о развитии. Если всерьез отрицать телеологию, нужно учитывать, что она "пошла к черту" только тогда, когда было "твердо установлено, что материя... движется согласно законам, которые на определенной ступени... порождают в органических существах мыслящий дух" (457). В противном случае справедливой оказывается оценка диалектического материализма как буквального повторения гераклитовского "все течет", не признавшего за становлением и развитием детерминирующих их постоянных законов и считающего случайным все существующее (458). В теоретическом отношении это не лучше, а хуже телеологии. Угроза телеологии, если стараться отвести ее описанным способом, ведет к глубокой деформации диалектико-материалистического понимания всеобщих сторон действительности. Приходится отказаться от признания детерминации случайного необходимым, единичного - общим, формы - содержанием и т. д., поскольку именно эти отношения делают развитие объективно-закономерным процессом. Такой отказ присутствует в некоторых философских интерпретациях биологической эволюции. Узлом проблемы ее направленности является вопрос о соотношении в ней необходимости и случайности. Переоценка случайности препятствует введению в теорию эволюции идеи закономерно направленного прогресса. Она присуща положению об эволюции как процессе перехода случайного в необходимое (459), когда "в результате естественного отбора осуществляется объективно-диалектическое превращение случайного в необходимое, возможного в действительное" (460). Случайности фактически отводится при этом роль фактора, который определяет в конечном счете направленность и содержание эволюции. Твердо установлено, что эволюция развертывается как стохастический, вероятностный процесс. Случайность вносит в нее момент неопределенности мутаций, генетических рекомбинаций, реализации фенотипа в связи с внешними воздействиями на организм; неопределенности в поведении организмов, действии естественного отбора, реагировании популяции на условия среды и т.п. Случайность, поскольку в живом действуют мощные механизмы ее усиления, основанные на размножении, оказывается неотъемлемым компонентом детерминации хода эволюции. Из этого, однако, не следует, что диалектика, необходимости и случайности в ней состоит в превращении случайного в необходимое. Случайность - дополнение и форма проявления необходимости, и именно в этом качестве она вносит вклад в направление развития жизни. Отношение случайности и необходимости как дополнения и дополняемого, формы и содержания, проявления и сущности не есть отношение превращения, перехода, порождения случайным необходимого. Их отношение, затрагивая процессы перехода возможностей в действительность и каузальные связи, имеет свой временный аспект, но сведение его к предшествованию случайного необходимому слишком прямолинейно и по сути ошибочно. Оно ведет к признанию "апостериорного" характера направленности развития, возникающей в конце процесса в результате сложения последовательности случайных событий и не присущей ему в виде изначальной и, так сказать, проспективной тенденции. В таком свете эволюция предстает случайным, "несамотождественным и неустойчивым" (461) процессом, и в первую очередь это касается прогресса, так как "вероятность отбора за специализацию и на приобретение незначительных новообразований много выше, чем отбора на арогенез" (462). В таком свете, далее, естественный отбор кажется лишь слепой силой, действия которой вообще не предсказуемы (463), а эволюционная теория - не допускающей филогенетических предсказаний и не способной на глубокое объяснение уже совершившейся эволюции: если случайность не дана в эволюции вместе со своей необходимостью, а предшествует ей, её единственным основанием остается ее причина, однако "наука, которая взялась бы проследить случай... в его каузальном сцеплении со всё более отдаленными причинами, была бы уж не наукой, а игрой" (464). Это заставляет отказаться и от перспективы создания теории филогенеза (465), общая - хотя бы на уровне становления типов индивидуальной организации - прогрессивная направленность которого является фактом. В таком понимании отношения случайности и необходимости часто видят, однако, не только главное достижение Ч.Дарвина в объяснении эволюции, но и суть интерпретации его теории К. Марксом и Ф. Энгельсом. Ситуация, на наш взгляд, гораздо сложнее. Решая вопрос о необходимости, случайности и направленности эволюции, Дарвин и Энгельс приходят к разным результатам. Если Дарвин делает вывод, что "переживание наиболее приспособленного не предполагает необходимо прогрессивного развития" (466), то Энгельс видит в теории естественного отбора основу для понимания предыстории человеческого духа, до которого необходимо должна, возникнув, развиться жизнь. В случайной изменчивости и отборе он видит форму проявления необходимости прогрессивного развития, которой там не находит Дарвин. "Прогресс - по оценке К. Маркса, - у Дарвина чисто случайный" (467). "Дарвин... исходит из самой широкой, покоящейся на случайности, фактической основы... Случайность опрокидывает существовавшее до сих пор понимание необходимости. Прежнее представление о необходимости отказывается служить. Сохранять его... значит тем самым отрицать всякую внутреннюю необходимость в живой природе" (468). Дарвин ввел в биологию случайность, разрушив в ней метафизическое понимание необходимости, которое перешло в естествознание из французского материализма и пыталось вообще отрицать случайность. Тем самым он начал в биологии ломку понятий, подобную той, которую произвел в философии Гегель, положив, "что случайное необходимо, что необходимость сама определяет себя как случайность и что, с другой стороны, эта случайность есть скорее абсолютная необходимость" (469). Однако завершить ее Дарвин не мог: он исследует естественный отбор, ту форму, в которой совершается эволюционное изменение, но о причинах самого изменения ему почти ничего не известно (470). Оценка К. Марксом прогресса у Дарвина как чисто случайного вызвана именно отсутствием в его теории указания на причину, на жизненную необходимость прогресса. Об этом говорит сочувственнее отношение Маркса к попытке П. Тремо связать прогресс живого с порядком геологических перестроек Земли, нащупать "естественнонаучную" необходимость эволюционном прогресса жизни (471). Такая необходимость не была известна и Ф. Энгельсу. В интерпретации теории Ч. Дарвина он исходил из обшей, присущей всей материи необходимости прогрессивного развития - необходимости, обнаруженной и теоретически обоснованной философскими средствами диалектического материализма при опоре на совокупный материал всего естествознания, включая и факт прогрессивного развития жизни, и открытые Дарвином эволюционные механизмы. В случайной изменчивости и отборе Энгельс видит поэтому особое, биологическое дополнение и форму проявления всеобщей необходимости прогресса. Дарвин, как биолог, в известном смысле был лишен такого права: ему необходимо знание той особой, присущей лишь жизни, необходимости, дополнением которой явилась бы открытая им случайность. Такой необходимостью могла бы выступить необходимость выживания, изначально присущая каждому живому существу, однако в общем для выживания как такового прогресс не обязателен. В отношении К. Маркса и Ф. Энгельса к дарвинизму имеется, таким образом, два момента: оценка внутреннего состояния теории (прогресс у Дарвина случаен; и известная высокая оценка этой теории как естественнонаучного основания диалектического материализма. Вторая базируется на позитивном содержании дарвинизма, противопоставившего телеологии естественный, допускающий случайность механизм эволюционных преобразований, который при необходимости может вести к прогрессу и при отсутствии идеальной цели. Первая же фиксирует определенную неуравновешенность теории, ее крен в сторону случайности как источника направленности эволюции. Эти оценки дополняют, а не исключают друг друга, из чего следуют два правила, которые могли бы сделать ведущуюся по эволюционной проблеме полемику более эффективной. 1. Говоря о необходимости эволюционного прогресса, не следует автоматически "покушаться" на установленный дарвинизмом механизм эволюции: без него эта идея может оказаться теоретически бесплодной. 2. Попытки ввести в контекст эволюционной биологии положение о том, что живому изначально присуща тенденция к прогрессу, не должны автоматически квалифицироваться как телеологические, посягающие на естественный отбор и т.п. Первое правило, например, в свое время нарушил Л.С. Берг. Его общее положение, что процесс эволюции идет закономерно, на основе номогенеза и что прогресс есть имманентное свойство живой природы, должно быть принято. Однако недооценка случайности, роли отбора и вероятностного характера прогрессивной эволюции сделало позицию Л.С. Берга философски односторонней и не очень продуктивной в объяснительном плане. Крушением второго правила является распространенное убеждение в том, что эволюционная теория не может быть теорией необходимо направленного прогресса. Не является ли, однако, вопрос о необходимости и случайности эволюционного прогресса частным вопросом, и не допускает ли признание прогресса случайным идею изначально необходимого характера иных направлений эволюции? Очевидно, что нет, поскольку линии неограниченного и ограниченных прогрессов являются магистралями эволюции и другие ее направления производны от них. Поэтому отрицание изначальной прогрессивной направленности эволюционного процесса заведомо ведет к отрицанию его какой бы то ни было необходимой направленности, в особенности если иметь в виду ее филогенетический, а не гораздо более абстрактный адаптационный аспект. Отсюда и следует упоминавшийся вывод, что теория биологической эволюции в принципе не может быть теорией филогенеза, выводящей ив некоторого универсального основания хотя бы главные этапы развития органического мира. Равносильным этому в физике было бы отрицание возможности космологии. В своем современном состоянии эволюционная теория сохраняет, на наш взгляд, отмеченное К. Марксом у Ч. Дарвина смешение в сторону случайности при объяснении направленности эволюции. Устранить его можно лишь указав на то особенное выражение всеобщей необходимости восхождения от низшего к высшему, которое специфично для живой материи и ведет ее через случайную изменчивость, вероятностный процесс отбора и другие факторы к усложнению. Кроме объективной сложности предмета атому препятствует установка на "превращение случайности в необходимость". Заметим далее, что только в прогрессивном развитии случайность выступает по-настоящему конструктивным фактором. Развитие, рост богатства содержания являются в одном из аспектов переходом от известного однообразия материальных объектов к их многообразию, и элементам исходного, менее разнообразного и содержательного множества объектов низшей ступени развития неизбежно присуща поэтому существенная неопределенность в отношении их будущих индивидуальных изменений при переходе к множеству с большим многообразием и содержанием. Необходимость развития принципиально не может быть присуща этим элементам в их относительной простоте как динамический закон, однозначно задающий эволюционный путь каждого. Она должна проявляться и дополняться в своей реализации случайностью, снимающей эту неопределенность. Только "стохастический характер причинности может...развести сколь угодно близкие, практически тождественные формы организации в совершенно разные стороны" (472), обеспечить рост многообразия и усложнение реальности. Не будучи случайным по форме, вероятностным процессом, прогрессивное развитие невозможно так же, как невозможно чисто случайное прогрессивное развитие с его исчезайте малой вероятностью. Однако "стратегия" случая и вероятностные соображения обычно противопоставляются идее закономерно направленного прогресса как общенаучное подтверждение "диалектики" превращения случайности в необходимость. В этом духе может быть воспринято содержание и само название - "Порядок из хаоса" (473) - одной из лучших работ общенаучного плана по проблеме самоорганизации и развития. На самом деле основные идеи работы соответствуют диалектике дополнения случайностью необходимости и проявления необходимости через случайность, способствуя существенному углублению ее понимания. Одна из ключевых идей И.Пригожина состоит в том, что "«историческая» траектория, по которой эволюционирует система при увеличении управляющего параметра, характеризуется чередованием устойчивых областей, где доминирую детерминистические законы, и неустойчивых областей вблизи точек бифуркации, где перед системой открывается возможность выбора одного из нескольких вариантов будущего. И детерминистический характер кинетических уравнений, позволяющих вычислить заранее набор возможных состояний и определить их относительную устойчивость, и случайные флуктуации, «выбирающие» одно из нескольких возможных состояний вблизи точки бифуркации, теснейшим образом взаимосвязаны. Эта смесь необходимости и случайности и составляет «историю» системы " (474). На устойчивом участке траектории случайные отклонения гасятся системой, не достигая макроскопических значений. Необходимая направленность дополняется, таким образом, случайными флуктуациями, которые по сути являются формой существования возможностей иных состояний системы (случайное, по Гегелю, есть вместе с тем возможность чего-то другого). При подходе к точкам бифуркации в сильно неравновесной области флуктуации увеличиваются, их амплитуды приближаются к средним значениям параметров системы. Идет своеобразный "парад" возможностей, на котором они движутся по пути от абстрактных к реальным, начиная конкурировать с существующим состоянием системы. Наконец одна из флуктуации - невозможно однозначно предсказать, какая именно - усиливается настолько, что завладевает системой, становясь ее новым устойчивым состоянием. Не означает ли это превращение случайности в необходимость? Правильнее сказать, что в точке бифуркации необходимость проявляется и дополняется случайной реализацией одной из отвечающих ей и коренящихся в ней возможностей. Случайной - поскольку изменение управляющего параметра, которое выводит систему в точку бифуркации, не определяет однозначно выбора, который она сделает в ней. Проявляется и дополняется - поскольку, во-первых, необходим, а не случаен, сам переход из одного состояния в другое как таковой, во-вторых, "даже в области бифуркации усиление - удел далеко...не каждого индивидуального поведения, а лишь «опасных», т.е. способных обратить себе на пользу нелинейные соотношения, обеспечивающие устойчивость предыдущего режима" (475). Последнее означает, что возможности, перед выбором которых реально стоит эволюционирующая система, тождественны в чем-то существенном для ее будущего состояния и в некотором смысле, несмотря на различия, являются одной и той же возможностью, содержа нечто значимо общее. В этом плане у системы нет выбора, так что его "случайность есть скорее абсолютная необходимость". Момент однозначной детерминации направленности развития, таким образом, не исчезает начисто в точке бифуркации, он сохраняется на каком-то уровне общего (мы подробно касались зтого при обсуждении направленности химической эволюции). Мир "порядка из хаоса" не произволен (476), и, "коль скоро условия для самоорганизации выполнены, жизнь становится столь не предсказуемой, как... падение свободно брошенного камня" (477).
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 214; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |