КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
I. Случайность и необходимость. Может ли эволюционная теория быть теорией направленного прогресса? 5 страница
В сущности биологическая эволюция изначально запрограммирована на такой результат природой собственно жизни - самоограничением пространственной редупликации организмов в качестве условия их прогресса и индивидуализации. Как заметил Л. Берталанффи, "полная индивидуальность... сделала бы невозможным размножение" (541). Однако биологическая сущность как интегральное образование не сводится к этому ограничению. Имея и более широкий план - самосохранение, - она все же оставляет живому в лице попавшего в описываемую ситуацию вида шанс выйти за свои рамки и стать основой социальности. Какой его признак или - теперь уже - какое средство самоограничения редупликации как выражение собственно жизни может быть непосредственно снято социальным? Известно, что механизмы внутрипопуляционной регуляции у животных в ходе прогрессивной эволюции приобретают все более экономичный, дистантный, сигнальный характер, не требующий непрерывного и прямого физического "выяснения отношений", и оказываются в целом не менее эффективными, чем непосредственное насилие. В этом свете наиболее биологичной и одновременно отвечающий развиваемым здесь представлениям кажется гипотеза Б. Ф. Поршнева о том, что древнейшие предки человека в силу превосходящей подвижности их нервных процессов имели "гигантские возможности активного воздействия... на центральную нервную систему [других] животных, на их высшую нервную деятельность" (542) и затем, "в высочайшей мере освоив сигнальную интердикцию в отношении зверей и птиц, наконец, возымели тенденцию все более распространять ее и па себе подобных" (543), что повлекло за собой два следствия: бурную дивергенцию палео- и неоантропов и развитие у последних нейрофизиологических механизмов противодействия "командам" как палеоантропов, так и представителей собственного вида. Эти команды или "сигналы не соответствуют первосигнальным стимулам и реакциям и, следовательно, подавляют их " (544), так что владеющий такими сигналами индивид способен, не причиняя другому индивиду прямого физического ущерба, блокировать в принципе любые его биологически целесообразные действия, оттормаживая управляющие ими импульсы его первой сигнальной системы. Биологически целесообразно для индивида всё, что способствует его репродукции, и с появлением универсального средства торможения здоровых животных рефлексов отношения физико-химического (редупликация) и собственного жизненного (её самоограничения), очевидно, достигают предела, дальше которого чисто биологическое сохранение вида, где такое средство используется и внутри популяции, становится крайне проблематичным. Невозможна в рамные биологии и его редукция, поскольку оно одновременно является средством защиты от превосходящих в остальном хищников и главным средством поддержания нужных отношений с видами-конкурентами (среди которых - и владеющие тем же оружием). В этом своеобразном тупике универсализации биотических отношений могли, однако, предприниматься "перемежающиеся реципрокные усилия воздействовать на поведение другого и противодействовать этому воздействию... [причем] ни на одной из противоположных друг другу побед невозможно было остановиться" (545), и потенциал усложнения таких сигнальных отношений индивидов в популяции был практически безграничным (546). Его результатом стала способность одного индивида не просто тормозить активность другого, но, преодолевая его сопротивление этому, навязывать ему разнообразные конкретные действия, не диктуемые его первой сигнальной системой и не имеющие для него непосредственного первосигнального смысла, а затем - самому (!) производить такие действия, противопоставляя их тем, которых требовал от него партнер по этому своеобразному диалогу. Эта уникальная стадия "животного наоборот" (547) парадоксальна тем, что попытки разблокировать первую сигнальную систему, вернулись на уровень чисто биологической целесообразности, ведут к развитию ее системы-антагониста. Если допустить, что через последнюю прошли в качестве сигналов действия с вещами, выступавшими здесь не в том значении, в каком они могли бы в то время служить раздражителями в первой сигнальной системе, эта система-антагонист должна была стать в конечном счете нейрофизиологической основой абстрактного мышлении, отражения того в вещах, что непосредственно вообще не является раздражителем - общего, сущности, причины и т.п., стать второй сигнальной системой, которая в сочетании с весьма развитым инстинктивным трудом и сделала человека разумным (548). По-видимому, способность индивида самому блокировать свою первую сигнальную систему и явилась тем универсальным признаком непосредственного животного предка человека, в котором оказалась сфокусированной и подготовленной к социальному снятию собственно жизнь, а через нее - и жизнь в целом. Под грузом этого признака соответствующие популяции должны были буквально коллапсировать, испытывай колоссальное внутреннее напряжение и подвергая своих членов очень интенсивному и очень ее естественному отбору в направлении формирования прежде всего тех структур мозга, которые могли бы, приняв этот груз на себя, вынести его за чисто биологические рамки. Внутрипопуляционные отношения закономерно перерастали при этом уже не в новую версию биоценотических отношений, а в отношения социальные, и это в принципе не требовало внешних потрясений биосферы и массовых вымираний - все совершилось на магистрали развития, которая все "взяла на себя". Заметим, что концепция Б. Ф. Поршнева, вероятно, потому до сих пор остается невостребованной антропологами (549), что воспринимается ими вне адекватного ей философского контекста, каким является, на наш взгляд, конкретно-всеобщая теория развития как интегрального прогресса. Заметим также, что его концепция, вероятно, имеет в этом контексте и обратную силу, позволяя глубже понять то, что происходит как при окончании эволюции в направлениях ограниченного прогресса, так и на значительно удаленных от фазы антропогенеза ступенях ее главной магистрали. Вообще же взгляд "снизу вверх" на направленность и закономерности биологической эволюции, на котором построены этот и предыдущий разделы главы, должен быть дополнен взглядом "сверху вниз" - со стороны конечного результата эволюции. Это сняло бы многие шероховатости предложенного нами подхода, и мы надеемся сделать это в будущем, полагая, однако. что некоторые новые аспекты решения проблемы нам все же удалось выявить и обосновать. Заключение.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 97; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |