КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Учение об атомах
Демокрит Левкипп АТОМИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. АНТИЭЛЕЙСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ АТОМИСТИКИ
Основоположником античной атомистической философии является Левкипп (предпол. 500—440 гг. до н. э.). О его жизни и деятельности известно очень мало. А крупнейший представитель атомистики эпохи эллинизма Эпикур даже сомневался в существовании Левкиппа. Левкипп — современник Парменида, Эмпедокла, Анаксагора, Зенона Элейского. Согласно Диогену Лаэртскому, Левкипп первый принял атомы за начала. Он полагал, что Вселенная беспредельна, что она есть пустота и полнота, т. е. состоит из атомов и пустоты. Известный исследователь философии досократиков А. О. Маковельский предполагает, что система Левкиппа, подобно другим учениям ранних философов, охватывала сравнительно небольшой круг проблем, связанных с общей теорией мира. Вероятно, Левкиппом был сформулирован закон всеобщей причинной обусловленности явлений, согласно которому «ни одна вещь не возникает беспричинно, но все происходит на каком-нибудь основании и в силу необходимости». Начиная с Аристотеля, возникновение атомистики связывают с необходимостью решения проблем, поставленных элейцами и прежде всего Зеноном в его апориях. В трактате «О возникновении и уничтожении» Аристотель пишет о том, что элейцы, пренебрегая показаниями чувств и следуя только разуму, объявили Вселенную единой и неподвижной. С логической точки зрения, замечает Аристотель, все это последовательно, но с точки мнения фактов такой взгляд похож на бред сумасшедшего. Левкипп же был убежден, утверждает Аристотель, что им найдены доводы, которые согласуются с «чувственными восприятиями и не отрицают ни возникновения, ни уничтожения, ни движения, ни множественности существующего»[103]. Как видим, возникновение атомистики Аристотель обусловливает необходимостью согласовать логику умозрения с показаниями чувственного опыта. В этом проявляется, так сказать, «двойственное» положение умозрения и вообще теоретического мышления. С одной стороны, оно «обязано» отрываться от чувственности и «видеть» то, что недоступно чувствам; с другой — это «увиденное» умом все же должно соответствовать чувственному опыту, быть в согласии с ним. И эту необходимость нельзя игнорировать. Ведь всякие умозрительные теории возникают в связи с нашим чувственным опытом и, в конечном счете, призваны объяснить то, что находим мы в нем, т. е. сам окружающий нас внешний мир. Конечно, из этого не следует, будто атомистическая теория явилась результатом наблюдений данного в чувственном опыте. Повод к подобному объяснению причин атомизма отчасти дали сами древние. Они проводили аналогию между движением атомов в пустоте и движением пылинок в солнечном луче, а вывод о наличии в вещах пустоты подкрепляли тем фактом, что сосуд, заполненный золой, может вместить в себя еще и некоторое количество воды. По справедливому замечанию Гайденко, атомизм возникает «отнюдь не в результате эмпирических наблюдений... а в результате развития определенных теоретических понятий. Эмпирические наблюдения привлекаются уже потом, в целях демонстрации, и играют роль наглядных моделей атомистической теории»[104].
Выдвинутые Левкиппом идеи получили дальнейшее развитие в философии его ученика Демокрита. Демокрит родился около 470—469 гг. до н. э., умер, по некоторым сообщениям, в 370 г. до н. э. Место рождения философа — город Абдеры во Фракии. Источники сообщают о многочисленных путешествиях Демокрита. Согласно Диогену Лаэртскому, Демокрит совершил поездку в Египет к жрецам, чтобы научиться у них геометрии, бывал в Персии, встречался с халдеями, а в Индии беседовал с гимнософистами. «Я объездил больше земли,— говорил о себе Демокрит, чем кто-либо из моих современников, подробнейшим образом исследуя ее, я видел больше, чем все другие мужей и земель и беседовал с наибольшим числом ученых людей». О страсти Демокрита к познанию свидетельствует его высказывание о том, что он предпочел бы одно причинное объяснение персидскому престолу. Демокрит много писал. Древние отмечали высокий художественный уровень его творений, красоту его стиля. По словам Цицерона, Демокрит «выражал свои мысли красиво». С глубоким уважением относился к нему Аристотель, много заимствовавший у него. Сочинения великого атомиста были в древности одним из постоянных предметов философского анализа. Его главный труд — «Малый диакосмос». Диоген Лаэртский насчитывал 70 подлинных сочинений Демокрита, в которых исследуется весь круг научных вопросов того времени. В III—IV вв. все они были утеряны. Сохранилось лишь небольшое количество отрывков.
Слово «атом» переводится как «неразрезаемое», «нерассекаемое». Оно обозначает такое физическое тело, которое в силу его сплошности (отсутствия в нем пор, пустоты) нельзя разрубить или разрезать на части. Но поскольку это все же протяженное тело, мысленно можно в нем различать еще более мелкие части. «Сколь бы мало ни было такое тельце, — пишет об атоме христианский мыслитель Августин, — конечно, оно имеет правую и левую часть, верхнюю и нижнюю, заднюю и переднюю или, иначе говоря, наружные части и среднюю. Ибо мы должны признать, что это по необходимости должно наличествовать в сколь угодно малой мере тела»[105]. Атом обладает сплошностью и непроницаемостью. Он не может увеличиться или уменьшиться, появиться или исчезнуть. Он вечен. По своим главным свойствам атом ничем не отличается от Единого Парменида. Он, в сущности, и есть это элейское бытие, но умноженное до бесконечности, ибо число атомов, по предположению атомистов, бесконечно. Как сообщает в своих комментариях на Аристотеля Симплиций, Демокрит «считает природой вечного маленькие сущности, бесконечные по числу»[106]. Атом также непроницаем. Он, по характеристике Аристотеля, нечто «полное». Это значит, что в одном месте не могут оказаться несколько атомов: они не сольются друг с другом. Непроницаемость, как и неделимость, — субстанциальные определения атома, свойства его вечной природы. Согласно Аристотелю, «Демокрит утверждает, что невозможно, чтобы одно становилось двумя или два одним, ибо он считает субстанциями… неделимые величины»[107]. Чтобы объяснить все видимое многообразие мира, Демокрит приписывает каждому атому также индивидуальную форму (пространственный «вид») и величину, особое положение и порядок (т. е. место, занимаемое в ряду других атомов). Именно положение и порядок, считает он, объясняют наличие различных качеств у предметов материального мира. Поскольку атомов бесконечно много, то и число «видов» их бесконечно. Атомы могут иметь как правильную (геометрическую) форму (шарообразную, кубическую, пирамидальную), так и неправильную: они могут быть кривыми, якореобразными, вогнутыми, выпуклыми и т. д. А Цицерон полагает, что атомы бывают еще и шероховатыми, округленными, угловатыми, искривленными, изогнутыми, крюкастыми. Комментатор Аристотеля Филопон излагает эту сторону атомистики Демокрита следующим образом: «Аристотель говорит, что сложные тела, по Демокриту, отличаются друг от друга в трех отношениях. Во-первых, тем, что они состоят из атомов, различных по форме... Ведь огонь и земля состоят не из одинаковых атомов, но огонь состоит из шарообразных атомов, а земля... из кубических. Но, продолжает он, сложные тела отличаются друг от друга еще положением и порядком атомов. Ведь часто два каких-нибудь тела составлены из одних и тех же атомов, тогда разница между ними будет иметь причиной порядок атомов, например, в одном теле будут первыми помещаться шарообразные атомы, а последними — пирамидальные, в другом же наоборот— первыми — пирамидальные, а последними — шарообразные. Так что порядок одних и тех же букв является причиной разницы. Равным образом разница между сложными телами может иметь причиной и положение атомов, если (те же атомы) находятся в одном случае в лежачем положении, в другом — в стоячем, в третьем — вверх ногами. Так, буквы Z и N отличаются только положением. При этом надо иметь в виду, что из этих трех видов различий первое, при котором тело состоит из тех, а не из иных атомов, делает сложные тела другими и совершенно разнородными, а различие в положении и порядке атомов делает их не различными телами, а лишь видоизменениями одного и того же тела»[108]. Вечным, как и сами атомы, является и присущее им движение. Атом никогда не покоится. «Левкипп и Платон, — читаем у Аристотеля, — считали движение вечным… причем Левкипп утверждал, что атомы движутся в пустоте бесконечное время»[109]. Пустота атомистов — эквивалент отрицаемого элейцами небытия, место движения атомов. Если ее исключить, то атомам негде будет перемещаться, так как заполненное непроницаемо. Оно, поясняет Аристотель мысль атомистов, не может принять еще что-либо. Перемещаясь в бесконечном пространстве, атомы задевают друг друга, цепляются друг за друга и сплетаются между собой, образуя вещи и целые миры. Последних атомисты признают бесчисленное множество, ибо, согласно комментарию Филопона, «на основании какого принципа распределения одна часть пустоты была бы заполнена каким-либо миром, а другие — нет? Так что если мир существует в какой-либо части пустоты, то, очевидно, и во всей пустоте. Но так как пустота бесконечна, то бесконечны будут и миры»[110]. Таким образом, атомы и пустота — суть условия, достаточные и для существования мира, и для его понимания. Если теперь сопоставить положения элейцев с принципами атомистов, то атомистика окажется, так сказать, антиэлейством, отрицанием элейской теории (см. таблицу).
Учение Демокрита об атомах, при всей его, на первый взгляд, простоте и ясности, тем не менее представляет немалые трудности для его понимания. Поэтому в истории философии и науки атомистика рассматривается с различных точек зрения. Согласно одной из них, атом Демокрита есть физическое тело, а теория атомистики в целом объявляется первой в истории европейской науки концепцией механического объяснения природы. Указанная точка зрения является традиционной интерпретацией атомистики как классического механистического учения. В последнее время она получила еще одно солидное подтверждение в весьма обстоятельной работе П.П. Гайденко «Эволюция понятия науки», которую мы уже неоднократно цитировали. Вторая точка зрения выдвинута в трудах исследователя античной философии и науки С. Я. Лурье, который считал, что атомизм был не только физическим воззрением. Согласно Лурье, Демокрит разработал также атомистическую теорию математики, в которой геометрические объекты (шар, конус, пирамида) состоят из плоскостей, отделенных друг от друга, как и физические атомы, пустым пространством. В свою очередь плоскости составляются из линий, а линии — из неделимых точек. Таким образом, полагает Лурье, Демокрит признавал существование двух видов атомов: физических и математических. Лурье, как видим, склоняется к математической интерпретации атомистики и доказывает, что у Демокрита помимо физического понимания атома было еще и математическое, согласно которому атом есть геометрическая реальность, амер. Последняя, в отличие от физического атома, не имеет предела делимости. Интерпретация атомистики как механистического учения подвергается глубокой критике в работах Лосева. Одновременно Лосев не согласен и с математической концепцией Лурье. Категорически возражая против попыток исследователей находить у античных атомистов «принципиальный и глубочайший механицизм», Лосев подчеркивает, что последний настолько тесно и органически связан с либерально-буржуазным укладом некоторых периодов развития новоевропейской общественности, что его невозможно обнаружить в чистом виде ни в античной, ни в средневековой, ни в возрожденческой философии[111]. Методологической основой в решении указанного вопроса служит для Лосева его теория античной философии как формы мифа (мифологии в «форме философских понятий»). Исходя из нее, Лосев критикует абстрактно-одностороннее понимание античного атома либо как только физической, либо как только математической (геометрической) реальности. Подобное понимание, считает он, несостоятельно потому, что «античность еще не проводила принципиального различия между геометрией и физикой, почему эти мельчайшие тельца Демокрита нужно совершенно в одинаковой степени считать и геометрическими и физическими»[112]. Атомы суть геометрические тела. Они имеют геометрическое строение и как любой геометрический объект не зависят от условий времени (вечность и неизменность атомов). Одновременно они обладают и физическими свойствами: движутся, занимают место в пространстве; им присущи определённая величина, тяжесть, непроницаемость. Но коль они и физичны и геометричны, то, как бы это ни оказалось парадоксальным, они должны быть и делимыми и неделимыми. На языке математики это означает, что атом имеет «инфинитезимальную сущность». По смыслу инфинитезимальной теории атома последний имеет конечный предел делимости. Но эта конечная делимость требует совмещения с делимостью до бесконечности. «Атом, — разъясняет свою точку зрения Лосев, — хотя и объявлен неделимой величиной... тем не менее все же предполагает дальнейшее деление, но только деление это мыслится в виде определенной закономерности и имеет предел, который невозможно никогда достигнуть»[113]. Анализируя источники, Лосев настаивает на том, что атомисты интуитивно подходили к тому, что в современной математике называется инфинитезимальным пониманием величин. Поэтому, считает ученый, хотя и не следует, как это делал Лурье, слишком увлекаться и приписывать древним учение о бесконечно малом, но, с другой стороны, не надо игнорировать и то обстоятельство, что у атомистов было множество намеков на инфинитезимальное учение. Однако если атом — это единство прерывности и непрерывности, не достигающая предела дробности величина, тогда мир— не механический агрегат, сложенный из дискретных телец, а континуум, едино-раздельная пространственно-временная протяженность, органическая целостность. Теория Лосева дает возможность избежать механистических моделей греческой философии и создать действительный исторический образ античной культуры. В самом деле, если древний атомизм есть механицизм, то как тогда быть с мифологической компонентой их мировидения? Ведь у них атомы божественны, а истечения, исходящие от вещей, демоничны. Всем управляющую необходимость они считают «судьбой». Приходится тогда объявлять все это или рецидивами мифологии, частичным к ней возвращением, или ее еще непреодоленными остатками. Однако следует все же согласиться с тем, что гилозоистическое мировоззрение, в котором мир представлен в виде живого тела, несовместимо с пониманием вещей как агрегатов, сложенных из первоначальных элементов («корней», «семян», «атомов»). Конечно, механистическое понимание мира своими истоками уходит в античность, и не кто иной, как Аристотель, пояснял, что у Эмпедокла вещь складывается из элементов как стена из кирпичей. Но все же Эмпедокл называет свои первоначала не кирпичами, а корнями, т. е. чем-то органическим и живым, хотя, наверно, кирпичи были ему известны не меньше, чем Аристотелю. Механистическая аналогия Аристотеля, как и сравнение движущихся атомов с летающими пылинками в солнечном луче, — лишь отдельные моменты в системе иного — немеханистического миропонимания. Разумеется, исследуя на примере атомистики генезис механистической картины мира, вполне допустимо, абстрагируясь от всего остального в ней, описать её как только физическую теорию. Но в целом античная атомистика — явление другой культуры, еще очень далекой от будущей новоевропейской цивилизации, механистической по своей сути.
Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1183; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |