Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательство и законодательные источники в СССР




Законодательство относится к числу важнейших документов по истории любого общества, поскольку оно составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическую норму.

Значение этих документов очень велико. Законодательный акт - особый вид исторического источника, требующий применения определенных приемов анализа, позволяющих наиболее полно раскрыть его содержание, значение, особенности. При общности основных принципов изучения законодательных актов методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Среди отличий законодательных источников приходится отметить отличия и по чисто номенклатурному принципу. До Конституции СССР 1936 г. существовало много разновидностей законодательных актов; конституции, постановления съездов Советов, решения сессий ЦИК СССР. Какое-то время, помимо декретов, силу закона имели постановления и распоряжения ВЦИК и СНК.

Этот период характеризуется отсутствием устойчивой терминологии законодательных актов. Разнородные по содержанию и функциональному назначению документы имели иногда одинаковые обозначения, а однородные по содержанию акты именовались отлично друг от друга.

Законодательство относится к важнейшим документам по истории любого общества, поскольку составляет правовую основу государства; оно регулирует и направляет всю повседневную работу государственных и общественных организаций, вводит отношения между гражданами и организациями в определенную юридическую норму. Особенность советского законодательства вытекала из принципа соединения законодательной и исполнительной работы, слияния управления с законодательством. В этом В.И. Ленин усматривал важнейшее отличие советской республики от буржуазного парламентаризма. Поэтому до принятия Конституции СССР 1986 г. законодательная власть осуществлялась несколькими органами: съездами Советов СССР и союзных республик, ЦИК СССР и республик, СНК СССР и республик[3]. Конституция СССР 1936 г. разделила законодательную и исполнительную власть и определила для каждой из них те виды актов, которые они имели право издавать. Среди них законы, принимаемые сессиями Верховного Совета СССР, Президиумом Верховного Совета СССР, постановления и распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР (Совета министров СССР). Однако с 1931 г. в практику вошло принятие совместных постановлений СНК СССР и ВКП(б), что являлось абсолютно неправовым действием, так как коммунистическая партия не имела, по Конституции, таких полномочий. Тем не менее они стали важнейшими директивными указаниями по самым разнообразным вопросам народно-хозяйственной и культурной жизни страны.

Законодательные акты требуют строгого и объективного анализа как юридические документы и как исторические источники. Историку приходится сталкиваться с актами, и утратившими и сохраняющими юридическую силу. Законодательный акт - особый вид исторического источника. Он требует применения определенных приемов анализа, позволяющих наиболее полно раскрыть его содержание, значение, особенности. При общности основных принципов изучения законодательных актов методика работы с ними не одинакова. Это зависит от типа документа, назначения, времени создания и пр. Скажем, конституции и конституционные акты изучаются несколько иначе, чем аграрное, трудовое или другое законодательство; различия в разработке, прохождении и утверждении современного законодательства от создания первых декретов советской власти неизбежно вызовут и различия в методике их изучения. Источниковедческий анализ законодательства может проводиться в нескольких плоскостях. В каждом случае будет ставиться специфическая задача: изучение истории текста акта, установление роли того или иного лица в его разработке, анализ места акта в системе законодательства; выяснение характера законодательной нормы, господствующих правовых представлений; исследование законодательного акта как отражения в нем тех или иных аспектов социально-исторической действительности; анализ его реализации, толкования и других аспектов его жизни до момента утраты им юридической силы или переработки. Методика работы с. законодательными актами лучше, чем с другими видами источников, поддается обобщению. Этому в определенной мере способствует устойчивая на протяжении значительного времени структура законодательного акта как документа и наличие или далее обязательность (в подавляющем большинстве случаев) некоей иерархической системы его прохождения при создании от замысла до окончательной редакции и публикации[4].

Клаузулы законодательного акта могут быть представлены в следующем виде:

1. Название законодательного акта (если публикация не текущая, то иногда указывается на наличие изменений и дополнений, принятых за время функционирования акта).

2. Кем и когда принят.

3. Текст:

3.1. Преамбула;

3.2. Нормативные статьи с подпунктами и разъяснительными примечаниями к некоторым из них;

3.3. Приложения (в частности, ими могут быть документы или извлечения из них, на которые опираются статьи закона).

4. Заверительная подпись верховной власти.

Так или примерно так выгладит структура законодательного акта, почти не менявшаяся весьма продолжительное время. Увеличивалось лишь количество разновидностей законодательных актов и расширялась сфера их применения. Суть и сила закона - в безусловности его выполнения всеми членами общества, в котором он функционирует. Однако это условие в советском обществе не соблюдалось.

 

 

Глава 2. Законодательные источники Советской Бурятии в системе законодательства СССР




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 372; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.