Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теории и модели психологического стресса




Т I

22_


Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стресс е


 


1.2. История учения о стрессе

Многообразие форм проявлений стресса, причин возникно­вения эффектов его влияния на здоровье и профессиональную деятельность обусловливается тем, что практически любой человек в течение своей жизни неоднократно переживает это состояние. По образному выражению N.H. Rizvi«... стресс вез­десущ; он является оттенком жизни: одним нравится его вкус и они используют его для достижения желаемого результата, другим он не нравится и их организм стремится отреагиро­вать на стресс должным образом» [440, с. 103]. В то же время обширность пространства жизненных явлений и событий, индивидуальных особенностей человека, связанных с прояв­лением стресса, определяют многоплановость этого понятия, а подчас и недостаточную его четкость. Г. Селье сказал, что «стресс, подобно теории относительности, является научной концепцией, которая страдает от смешения в сознании пред­ставлений, отражающих хорошее знание проблемы и недо­статочное ее понимание» [454, с. 127].

Формирование концепции стресса нашло свое отражение в целом ряде его теорий и моделей, существенно различающихся между собой и в то же время в чем-то друг друга дополняющих и развивающих.

Теория стресса впервые предложена Г. Селье в 1936 году, опубликована в 1950 году, а наиболее полное ее представление и развитие нашло отражение в более поздних исследованиях [194-196,454, 455 и др.].

В теории Г. Селье стресс рассматривается с позиции физиологической реакции на физические, химические и орга­нические факторы. Основное содержание теории может быть обобщено в четырех положениях.

1. Все биологические организмы имеют врожденные ме­
ханизмы поддержания состояния внутреннего баланса или
равновесия функционирования своих систем. Сохранение
внутреннего равновесия обеспечивается процессами гомео-
стазиса. Поддержание гомеостазиса является жизненно не­
обходимой задачей организма.

2. Стрессоры, то есть сильные внешние раздражители,
нарушают внутреннее равновесие. Организм реагирует на


любой стрессор, приятный или неприятный, неспецифиче­ским физиологическим возбуждением. Эта реакция является защитно-приспособительной.

3. Развитие стресса и приспособление к нему проходит не­
сколько стадий. Время течения и перехода на каждую стадию
зависит от уровня резистентное™ организма, интенсивности
и длительности воздействия стрессора.

4. Организм имеет ограниченные резервы адаптационных
возможностей по предупреждению и купированию стресса —
их истощение может привести к заболеванию и смерти.

Обобщение результатов исследований позволило Г. Селье обосновать существование трех стадий процесса, названного им общим адаптационным синдромом.

Стадия тревоги возникает при первом появлении стрес­сора. В течение короткого периода снижается уровень рези-стентности организма, нарушаются некоторые соматические и вегетативные функции. Затем организм мобилизует резервы и включает механизмы саморегуляции защитных процессов. Если защитные реакции эффективны, тревога утихает и орга­низм возвращается к нормальной активности. Большинство стрессоров разрешается на этой стадии. Такие краткосрочные стрессы могут быть названы острыми реакциями стресса.

Стадия резистентности (сопротивления) наступает в слу­чае продолжительного воздействия стрессора и необходимо­сти поддержания защитных реакций организма. Происходит сбалансированное расходование адаптационных резервов на фоне адекватного внешним условиям напряжения функцио­нальных систем.

Стадия истощения отражает нарушение механизмов регу­ляции защитно-приспособительных механизмов борьбы орга­низма с чрезмерно интенсивным и длительным воздействием стрессоров. Адаптационные резервы существенно уменьша­ются. Сопротивляемость организма снижается, следствием чего могут стать не только функциональные нарушения, но и морфологические изменения в организме.

Г. Селье [194] предложил различать «поверхностную» и «глубокую» адаптационную энергию. Первая доступна «по первому требованию» и восполнима за счет другой — «глубо­кой». Последняя мобилизуется путем адаптационной пере-


24.

Раздел I. Развитие психологического стресса

стройки гомеостатических механизмов организма. Ее истоще­ние необратимо, как считает Г. Селье, и ведет к гибели или к старению. Предположение о существовании двух мобилиза­ционных уровней адаптации поддерживается, как отмечает Л.А. Китаев-Смык [105], многими исследователями.

В настоящее время сравнительно хорошо изучена первая стадия развития стресса — стадия мобилизации адаптацион­ных резервов («тревога»), на протяжении которой в основ­ном заканчивается формирование новой «функциональной системности» организма, адекватной новым экстремальным требованиям среды. Второй и третьей стадиям развития стрес­са, то есть стадии устойчивого расходования адаптационных резервов и стадии их истощения, посвящены немногочислен­ные исследования.

Характеризуя основную особенность концепции стресса, Л. А. Китаев-Смык отмечает, что «объект исследований Се­лье — неспецифические симптомы адаптации стресса — по­нятие относительное. Их можно "увидеть", только вычленяя подобные симптомы из множества симптомов адаптации. Стресс — понятие, теряющееся при чрезмерно большом или чрезмерно малом круге наблюдаемых симптомов. В теорети­ческих построениях Г. Селье присутствуют относительность причинности и целесообразность стресса. Относительно и по­нятие целостности носителя стресса: это локальные структуры в организме при "местном адаптационном синдроме", это весь организм, отвечающий "общим адаптационным синдромом", это та или иная совокупность людей при социально-психоло­гических проявлениях эмоционального стресса» [105, с. 9].

Под влиянием взглядов Г. Селье внимание многих иссле­дователей сфокусировалось на физических, биологических или морфологических изменениях, возникающих в результате действия стресс-факторов. При этом отходит на второй план динамика соотношений реакций организма с побуждающей причиной (стресс-воздействием) и внутренними, психоло­гическими факторами данной личности. Детально изучаются гормональные, метаболические, нейрохимические сдвиги при развитии эмоционального стресса, но недостаточно сколько-нибудь систематизированных исследований по оценке дина­мики и сопряжения физиологических реакций организма с


I


 

_25

Глава 1. Учение о психологическом стрессе

характеристиками адаптивного поведения и эмоциональным состоянием в разные периоды воздействия стресс-стимулов. Тем более не учитывается влияние психосоциальных факторов критических значений в развитии стресса у человека, роль когнитивных процессов в регуляции стрессовых реакций и преодолении стресса.

Эта теория не отражает те стрессовые эффекты, которые происходят в ответ на влияние среды «средней степени небла­гоприятности» или такие, которые являются вредными только для некоторых людей, но безвредны для других. Поэтому у многих исследователей возникает неудовлетворенность при попытке изолированного рассмотрения стресс-реакции как комплекса биохимических (энергетических) процессов или исследования отдельных нейрофизиологических, вегетатив­ных коррелятов психологического стресса [46, 202, 213, 438].

Известно, что концепция Г. Селье об общем адаптацион­ном синдроме не включает нервное звено регуляции ответной реакции организма на стресс-воздействия. Такой подход был подвергнут в свое время справедливой критике [46, 101, 188]. Многочисленными последующими исследованиями отчетли­во показано, что механизм неспецифической резистентности организма не может быть сведен к изменению уровня «адап­тивных гормонов» в крови, а имеет гораздо более сложную природу. Нервной системе в регуляции явлений реактивности и адаптации организма принадлежит ведущая и решающая роль. Эмоциональное напряжение всегда сопровождает так называемый физический стресс. К. Лишшак и Э. Эндреци [131] подчеркивают, что уровень секреции адренокортико-тропного гормона определяется аффективным компонентом, «эмоциональным зарядом» активности. Эмоциональное воз­буждение является единственным фактором, стимулирующим гормональную адаптационную реакцию. Гомеостатические реакции в свою очередь определяются поведенческой реакци­ей организма, выражающейся в подготовке к борьбе, бегству. Но при таком подходе, как указывает П. Д. Горизонтов [65], концепция стресса должна была бы первично рассматриваться не как физиологическая, а как поведенческая концепция.

Однако критические замечания в адрес теории Г. Селье не столько опровергали или ставили под сомнение основные


т



Раздел I. Развитие психологического стресса


Глава 1. Учение о психологическом стрессе



 


ее положения, сколько раздвигали рамки, подтверждали принципиальную универсальность концепции и определяли перспективы ее развития.

Концепции стресса довольно быстро стали предметом психологических исследований, особенно после выступления Г. Селье перед Американской ассоциацией психологов в 1955 году. Почему эта концепция оказалась так популярна в психо­логическом мире? М. Applay и R. Trumbull [241] утверждают, что это произошло по причине содержательной полноты этой концепции, — она по сути вобрала в себя все то, что определя­ется понятиями «тревога», «конфликт», «эмоциональный дис­тресс», «угроза собственного "Я"», «фрустрация», «напряжен­ное состояние» и т. п. Кроме того, вследствие широкого при­менения этого понятия в биологии, оно открывало реальную возможность установления связи между физиологическими и психологическими явлениями.

Дальнейшее развитие учения о стрессе сопровождалось формированием новых концепций, теорий и моделей, от­ражающих общебиологические, физиологические, психоло­гические взгляды и установки на сущность этого состояния, причины его развития, механизмы регуляции, особенности проявления [455].

Основные этапные теории и модели стресса были подроб­но описаны нами ранее [28,29]:

1. Генетически-конституциональная теория, суть которой
сводится к положению, что способность организма сопро­
тивляться стрессу зависит от предопределенных защитных
стратегий функционирования вне зависимости от текущих
обстоятельств. Исследования в данной области являются
попыткой установить связь между генетическим складом
(генотипом) и некоторыми физическими характеристиками,
которые могут снизить общую индивидуальную способность
сопротивляться стрессу.

2. Модель предрасположенности (diathesis) к стрессу осно­
вана на эффектах взаимодействия наследственных и внешних
факторов среды. Она допускает взаимное влияние предрас­
полагающих факторов и неожиданных, сильных воздействий
на развитие реакций напряжения.

3. Психодинамическая модель, основанная на положениях


теории Зигмунда Фрейда. В своей теории он описал два типа зарождения и проявления тревоги, беспокойства: а) сигнали­зирующая тревога возникает как реакция предвосхищения реальной внешней опасности; б) травматическая тревога раз­вивается под воздействием бессознательного, внутреннего ис­точника. Наиболее ярким примером причины возникновения данного типа тревоги является сдерживание сексуальных по­буждений и агрессивных инстинктов. Для описания резуль­тирующих симптомов этого состояния Фрейд ввел термин «психопатия повседневной жизни».

4. Модель Н. G. Wolff, согласно которой автор рассматривал
стресс как физиологическую реакцию на социально-психоло­
гические стимулы и установил зависимость этих реакций от
природы аттитюдов (позиций, отношений), мотивов поведе­
ния индивида, определенности ситуации и отношения к ней.

5. Междисциплинарная модель стресса — стресс возникает
под влиянием стимулов, которые вызывают тревогу у боль­
шинства индивидов или отдельных их представителей и при­
водит к ряду физиологических, психологических и поведенче­
ских реакций, в ряде случаев патологических, но возможно и
приводящих к высшим уровням функционирования и новым
возможностям регулирования.

6. Теории конфликтов. Несколько моделей стресса отража­
ют взаимосвязь поведения субъектов в обществе и состояния
напряжения в отношениях, сопровождающих групповые
процессы. Основные причины напряжения связаны с необ­
ходимостью членов общества подчиняться его социальным
нормативам. Одна из теорий конфликта полагает, что пред­
упреждение стресса должно основываться на предоставлении
членам общества благоприятных условий для развития и
большей степени свободы в выборе жизненных установок и
позиций. Теории конфликтов рассматривают также в качестве
причин стресса факторы устойчивости социальных отноше­
ний, распределения экономических благ и услуг в обществе,
межличностное взаимодействие во властных структурах.
Социальные аспекты лежат в основе и таких теорий стресса,
как эволюционная теория социального развития общества,
экологическая теория (роль социальных явлений в обществе),
теория жизненных изменений (в семье, на работе и т. д.).


 

Раздал I. Развитие психологического стресса

7. Модель D. Mechanik. Центральным элементом в этой
модели является понятие и механизмы адаптации. Адаптация
определена автором как способ, которым индивид борется с
ситуацией, со своими чувствами, вызванными этой ситуацией,
он имеет два проявления: 1) преодоление (coping) — борьба
с ситуацией; 2) защита (defense) — борьба с чувствами, вы­
званными ситуацией. Преодоление, «овладение» ситуацией
определяется целенаправленным поведением и способностя­
ми в принятии индивидами адекватных решений при встрече
с жизненными задачами и требованиями.

8. Стресс как поведенческие реакции на социально-психоло­
гические стимулы.
Модель физиологического стресса Н. Selye
модифицировал В.P. Dohrenwend. Он рассматривает стресс
как состояние организма, в основе которого лежат как адап­
тивные, так и неадаптивные реакции. Под стрессорными воз­
действиями он понимает прежде всего социальные по своей
природе факторы, такие, например, как экономические или
семейные неудачи, то есть объективные события — они на­
рушают (разрушают) или угрожают подорвать обычную жизнь
индивида. Эти события не обязательно негативны и не всегда
ведут к объективному кризису.

9. Системная модель стресса отражает понимание про­
цессов управления (поведения, адаптации и т. п.) на уровне
системной саморегуляции и осуществляется путем сопо­
ставления текущего состояния системы с его относительно
стабильными нормативными значениями.

10. Интегративная модель стресса. Центральное место в
модели занимает проблема, требующая от человека принятия
решения и понятие которой определяется как проявление,
воздействие на человека стимулов или условий, требующих
от него превышения либо ограничения обычного уровня
деятельности. Возникновение проблемы (трудностей с ее
решением) сопровождается напряжением функций организ­
ма — если проблема не решается, напряжение сохраняется или
даже нарастает — развивается стресс. Способности человека
в решении возникающих перед ним проблем зависят от ряда
факторов: 1) ресурсов человека — его общих возможностей по
разрешению различных проблем; 2) личного энергетического
потенциала, необходимого для решения конкретной пробле-


Г

I


 

 

Глава 1 ■ Учение о психологическом стрессе

мы; 3) происхождения проблемы, степени неожиданности ее возникновения; 4) наличия и адекватности психологической и физиологической установки на конкретную проблему; 5) типа выбранного реагирования — защитного или агрессивного. Значение и учет этих факторов определяют выбор стратегии поведения для предотвращения стресса.

С именем Р. Лазаруса [118, 119, 368—379] связана разработка когнитивной теории психологического стресса, основу кото­рой составляют положения о роли субъективной познаватель­ной оценки угрозы неблагоприятного воздействия и своей возможности преодоления стресса. Угроза рассматривается как состояние ожидания субъектом вредного, нежелательного влияния внешних условий и стимулов определенного вида. «Вредоносные» свойства стимула (условий) оцениваются по характеристикам интенсивности его воздействия, степени неопределенности значения стимула и времени воздействия, ресурсов индивида по преодолению такого воздействия. В этих условиях ресурс индивида (субъекта) в основном характеризу­ется состоянием и потенциями ряда компонентов психологи­ческой структуры субъекта.

R. Lazarus [362] высказал предположение о том, что адапта­ция к среде определяется эмоциями. В его теории когнитивные процессы обусловливают как качество, так и интенсивность эмоциональных реакций, причем краеугольным камнем явля­ется когнитивная оценка, детерминируемая взаимодействием личностных факторов индивида с теми стимулами среды, с которыми он сталкивается. Качество и интенсивность эмоции и результирующее поведение зависят от когнитивной оценки значимости реального или антиципирующего взаимодействия со средой, определяемой исходя из благополучия личности.

Подчеркивая специфику психологического стресса и отли­чие от биологических и физиологических его форм, Р. Лазарус [118] обращает внимание на необходимость использований адекватных понятий: «Психологические механизмы должны





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 4677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.077 сек.