Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Различия между адаптацией, преодолением и эмоциональной реакцией




135

Адаптации

Общепринято стресс считать как некоторый вариант откло­нения от нормы, в том числе здоровья, и обычно корреляции между показателями стресса и самоотчетом о физическом со­стоянии находятся в пределах 0,20—0,30. Другими словами, не любое заболевание является условием развития стресса или, точнее, не любое переживание стресса ведет к заболеванию. Этот факт часто понимался как проблема в исследованиях стресса, показывая слабость теоретического построения, но другая его интерпретация состоит в том, что относительно низкая корреляция на самом деле позитивна — она свидетель­ствует о способности человека адаптироваться, и, в отличие от лабораторных мышей, он не реагирует болезнью на каждый стрессор.

Указанная проблема впоследствии стала одной из попы­ток установить, почему иногда стресс вызывает болезнь, а в другом случае — нет. Ясно, что существует много факторов,


Глава 5. Концептуальные подходы к пробле ме преодоления стресса_______________________ 133

определяющих это. Одним из них является физическое здо­ровье: некоторые генетически невосприимчивы к отдельным заболеваниям, другие могут быть в хорошей физической форме, которая, как показали исследования, защищает от неблагоприятного действия стресса. Такими факторами яв­ляются и качество питания, и непосредственное психическое состояние и т. д.

Движущей силой в изучении стратегий преодоления стало признание индивидуальных различий в реагировании на стресс. Идея состоит в том, что это как-то разнообразит неблагоприятное действие стресса. Однако мы еще точно не узнали, как стресс опосредует происходящее. Исследования, которые рассматривают смягчающее действие преодоления, часто используют достижения психологии, в то время как работы по измерению степени физического здоровья просто предполагают, что те, кто не заболевает, хорошо справляются со стрессом и в меньшей степени или вообще не пытаются оценить новые стратегии преодоления, применяемые челове­ком в действительности. Как считают J. Pearlin и С. Schooler [424], при дальнейшем развитии этого подхода не похоже, что исследователи действительно найдут стратегию преодоления, которая будет панацеей для всех и в любых условиях. Вместо этого надо определить структуру действий по преодолению и установить, какие способы эффективны в каких условиях и для каких индивидов. Тем не менее, если возможно показать отношения между преодолением и физическим здоровьем, то это открыло бы новые перспективы для профилактической медицины. Люди смогли бы сохранить здоровье, обучаясь эффективно преодолевать стресс.

Вторая причина, по которой понятие преодоления важ­но для биомедицинской адаптации, подразумевает способы борьбы с болезнью. Так, однажды заболев, люди сталкиваются с определенными задачами адаптации. При хронической или другой серьезной болезни эти задачи включают соблюдение режима, сохранение эмоциональной стабильности, установле­ние рабочих отношений с медицинским персоналом. Индиви­дуальные различия в случае болезни могут быть обусловлены, в частности, тем, насколько успешно человек справляется с задачами адаптации.



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 5. Концептуальные подходы к проблеме преодоления стресса



 


Адаптация — сложный процесс, включающий понятия защи­ты, умения и стратегии преодоления [499]. Это представление важно в дальнейшем для различения общей адаптации и на­выков совладания, стратегии преодоления и эмоциональных реакций.

Конечно, каждый развивает умения, помогающие ему в жизни. По мере того как они становятся рутинными и повсед­невными приемами предотвращения стресса, они перестают быть стратегиями преодоления, превращаясь в навыки. Авто­матизмы возникают в процессе обучения решению проблем, но став автоматизмом, они больше не считаются стратегиями преодоления или неспецифическими средствами сопротивле­ния. Следует отметить, что автоматизмы отличаются от стилей преодоления: под стилями понимаются характерные способы совладания с проблемами; автоматизмы, наоборот, относятся к ситуационно-специфическим навыкам, применяемым для предупреждения или разрешения проблем.

Некоторые стратегии, например предвосхищение, нахо­дятся на грани между навыками и преодолением. Предвосхи­щение включает действия, предназначенные для предупреж­дения или минимизации возможных трудностей. Например, удостовериться заранее, что бензина достаточно, будет пред­почтительней, чем уже во время поездки обнаружить, что он израсходован. И снова, когда подобное действие становится частью повседневного поведения (например, всегда заливать бак вечером в субботу, если предвидится поездка в понедель­ник утром), оно превращается в автоматизм. Но когда дей­ствие предвосхищения осуществляется в новых ситуациях или когда исход его неясен, тогда оно снова становится стратегией предвосхищения. Преодоление проблем путем их предвос­хищения изучалось удивительно мало, за исключением его медицинских аспектов. Однако оно может быть очень важной стратегией адаптации, заслуживающей большего внимания.

С другой стороны, непроизвольные эмоциональные реак­ции также не могут считаться стратегиями преодоления. Воз­никновение резкой боли — это сигнал, реакция на острое забо-


левание или травму и не считается формой целенаправленного поведения, то есть стратегией преодоления. Обычно печаль или депрессия принимаются как результат стресса и процесса преодоления. Но проявление эмоций (в плаче, крике, стонах и жалобах) может быть преодолением, направленным либо на эмоции, переживания, либо на проблему, либо на то и на другое с того момента, как это проявление становится самоцелью. До­пустим, что со временем это деление становится незначитель­ным, когда стираются различия между произвольными и непро­извольными эмоциональными реакциями. Но важно различать стратегии преодоления и их предполагаемые результаты, — если их смешивать, то мы никогда не сможем объективно объяснить, какие стратегии работают в тех или иных ситуациях.

Считается, что стратегии преодоления состоят как из когнитивных, так и поведенческих компонентов, которые на­целены на решение проблемы и управление сопровождающих ее негативных эмоций [231, 368]. Согласно трансакционизму, стресс возникает в результате ощущения недостатка средств, необходимых для решения проблемы. Одни ресурсы разви­ваются, восполняются, и ситуация больше не ощущается как стрессовая, — конечно, если ситуация (или ее понимание, представление о ней) не изменяется так, что привычный спо­соб действия больше не подходит. Это похоже на поездку по оживленной трассе: для водителя-новичка это весьма стрес­совая процедура — он должен обладать всей информацией, вычисляя, как влиться в поток, как определить намерения других водителей и т. д. Некоторые справляются с заданием, и езда по шоссе становится для них скорее автоматизмом, чем поведением по преодолению, — конечно, если не произойдет чего-то, что увеличит сложность задачи и уровень риска. Из­менение смысла, значения ситуации также может потребовать новых стратегий преодоления: обычная дорожная пробка, по­ведение в которой требует относительно простых водительских навыков, может внезапно стать стрессогенной, если грозит опозданием на важную встречу. Отличием стратегий преодо­ления является то, что они требуют приложения определенных усилий — сознательных или неосознанных, чтобы справиться с негативным воздействием и стрессовой ситуацией, времен­ной или хронической.


Таким образом, изучение проблемы преодоления связано с большими сложностями. Существует много нерешенных во­просов, например, как понимать и оценивать эффекты (мыс­ли, действия, поступки) преодоления. Некоторые считают, что изучение преодоления можно заменить на исследование осо­бенностей взаимодействия участников стрессовой ситуации. Но изучение процессов преодоления стресса не сводится толь­ко к установлению причинно-следственных отношений между субъектом и объектом, к определению стратегий купирования стресса, — оно предусматривает определение механизмов пси­хической регуляции этого процесса, роли ресурсов организма и личности в этом процессе, его личностной детерминации и стилевого своеобразия и многое другое. Но существует не только интерес к самой проблеме преодоления, к познанию ее сущности — ориентация на изучение стресса и преодо­ления должна раскрывать особенности динамики процесса адаптации, его гибкости и многофакторности регуляции, а также обеспечивать поиск путей и способов оказания помощи в кризисной ситуации.

Изучение стресса и процессов преодоления представля­ется для психологии методологическим шагом вперед. Боль­шинство предшествующих работ основывались или только на самоотчетах испытуемых, их ощущениях и установках, или на наблюдениях за поведением в экспериментальных условиях. Данная проблема требует более всестороннего ее изучения с применением комплекса методов объективного анализа раз­нообразных характеристик психического состояния и осо­бенностей различных форм поведения субъекта, в том числе в натурных условиях развития стрессогенных ситуаций на основе системной методологии взаимодействия компонентов системы «среда—личность—стресс—преодоление».

г


Глава б




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 146; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.