Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Преобразующие стратегии




224.


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_225


 


В оперативном преодолении стресса К. Matheny et al. вы­делили пять классов поведения: 1) «Контроль за воздействую­щими стрессорами и признаками стресса» — определяет выбор необходимой ситуации, адекватной характеру реакции страте­гии поведения; 2) «Организация ресурсов» — мобилизация и сосредоточение эффективных усилий по преодолению стресса с учетом конкретных условий его возникновения и особенностей проявления; 3) «Наступление на стрессоры» — определение воз­можности прямого устранения стрессоров, то есть использова­ние умения решить проблему, поиск недостающей информации для оценки событий, проявление способности в установлении нормальных межличностных отношений, настойчивость в изменении признаков повышенной реактивности, предот­вращение навязчивых, самоограничивающих предположений путем изменения когнитивных оценок; 4) «Переносимость воздействия стрессоров» или повышение устойчивости к ним путем изменения когнитивной структуры, направленного на снижение воспринимаемой значимости раздражителей и тем самым подавление невротизации, что является важным при невозможности устранения стрессора; 5) «Понижение возбуж­дения» предусматривает уменьшение психической напряжен­ности за счет применения методов коррекции состояния.

Е. Koplik et al. [364] выделяют прямое преодоление и психологическое подавление. A. Billings и R. Moos [255] опи­сывают такие формы преодоления, как оценка ситуации (ак­тивные когнитивные стратегии преодоления), вмешательство в ситуацию (активные преобразовательные стратегии преодо­ления) и избегание. P. Vitaliano et al. [494] дифференцируют типы поведения преодоления на проблемно-ориентированные стратегии преодоления и эмоционально-ориентированные (самообвинение, избегание, предпочитаемое истолкование).

Однако простые дихотомические классификации все же значительно упрощают и ограничивают анализ сущности раз­вития стресса и его преодоления. Е. Menaghan [451] предло­жила рассматривать процессы преодоления стресса с позиций таких его категорий, как личностные ресурсы и усилия, стра­тегии и стили поведения. Каждая из перечисленных категорий имеет свои характеристики и черты, которые определяют осо­бенности регуляции и проявление эффектов преодоления.


Помимо изложенной выше дихотомической типологии стратегий преодоления известны и более развернутые ва­рианты их классификации. Так, Н. Weber [496] считает, что основной репертуар стратегий психологического преодоле­ния включает следующие формы: 1) реальное (когнитивное или поведенческое) решение проблемы; 2) поиск социальной поддержки; 3) перетолкование ситуации в свою пользу; 4) защита и отвержение проблемы; 5) уклонение и избегание; 6) сострадание к самому себе; 7) понижение самооценки; 8) эмоциональная экспрессия.

С. Carver et al. [271] выделили 14 способов (видов) психо­логического преодоления, среди которых они называют «вы­прямление ситуации», обращение к религии, «освобождение» при помощи потребления алкоголя и наркотиков и другие традиционно известные способы. Н. Thomae [483], анализи­руя жизненный путь нескольких возрастных групп, выделил 20 типичных реакций психологического преодоления, среди которых такие, например, как адаптация к особенностям и потребностям других людей, идентификация с их целями и судьбами, склонность не упустить шанс и другие.

И.Г. Сизова и СИ. Филиппченкова [198] на основании экспериментальных исследований определили базовые и функционально-ситуативные стратегии преодоления, к кото­рым относятся: 1) конструктивные преобразующие стратегии («когнитивная репетиция», «коррекция ожиданий и надежд», «идущие вниз сравнения», «идущие вверх сравнения», «анти­ципирующее преодоление», «предвосхищающая печаль»); 2) конструктивные приспособительные стратегии преодоления («позитивное истолкование ситуации», «придание нетриви­ального смысла ситуации», «изменение личностных свойств», «идентификация со счастливчиками»); 3) неконструктивные стратегии преодоления («фиксированная на эмоциях стра­тегия», «уход или бегство из трудной ситуации», «стратегия отрицания»).

Р.Т. Wong [508] представил эволюцию стратегий преодо­ления стресса в виде концептуального развития их движения к большой дифференциации (рисунок 5).

Открытие У. Кэнноном инстинктивных видов преодо­ления стресса, то есть реакций противодействия и отказа,

о В. Бодров


226_


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Ст ратегии и стили преодоления стресса



 


Вонг:

проактивиые;

коллективные;

творческие;

экзистенциональные;

духовные

Лазарус:

инструментальные

(поведенческие) реакции

когнитивные реакции

Фрейд: подсознательная защита

Кэннон:

инстинктивные виды поведения

Рис. 5. Эволюция стратегий преодоления стресса

уступки, стало крупным научным достижением, впоследствии положенным в основу развития теории стресса и его преодо­ления. Такие виды преодоления стресса господствуют в жи­вотном мире. Люди, которые зависят в определенной мере от этих примитивных видов преодоления стресса, имеют очень малый шанс на успех приспособления этим способом к со­временному обществу: мы не можем распознать тех людей, кто создает нам беспокойство, и те обстоятельства, которые будут нам угрожать и принесут тревогу, огорчения, страх, панику.

Концепция 3. Фрейда о разных защитных механизмах пре­одоления угроз субъективной целостности также приобрела широкое признание. Такие понятия, как «подавление», «логи­ческое объяснение», «отрицание», «рационализация» получили широкое распространение. Полагают, что большинство из этих механизмов являются врожденными и действуют бессознатель­но. 3. Фрейда в основном интересовал вопрос, как психика человека защищает себя от невротического и нравственного беспокойства, но его учение не очень способно объяснить, что и как надо делать, чтобы уменьшить эти виды стресса.


Измерение когнитивного и поведенческого преодоления стресса, разработанное С. Фолкман и Р. Лазарусом, явилось важным шагом вперед, потому что в их работах уделяется большее внимание скорее всего приобретенным механизмам преодоления стресса, чем врожденным. Преодоление стрес­са, сфокусированное на проблеме, обеспечивается разными стратегиями, в основном приобретенным путем обучения или ее решении методом проб и ошибок. Преодоление стресса, сфокусированное на эмоциях, включает некоторые защитные механизмы, которые предложил 3. Фрейд, а также разные типы когнитивных стратегий.

П. Вонг и его сотрудники разработали концепцию преодо­ления стресса, которая включает превентивные, самопреобра­зующиеся, экзистенциональные и духовные стратегии — адап­тивные реакции человека, зависящие от его способности к сим­волизированию, прогнозированию, саморефлексии, духовному проявлению, саморазвитию и самосовершенствованию. В этот перечень можно также влючить коллективные стратегии, озна­чающие согласование усилий всех членов группы для разреше­ния проблемы (эти стратегии могут иметь большее значение, чем просто получение социальной поддержки), — например, согла­сованные усилия всех членов семьи для ухода за тяжелобольным родителем, а также добавить творческие стратегии, направлен­ные на поиск и нахождение новых решений проблемы, — они строятся на изучении прошлого, но порождаются воображением и исследованием новых путей и средств решения проблемы.

Важную роль в преодолении стресса играет социокультур­ная сфера, которая предрасполагает человека к проявлению реакций на стресс определенным образом. Особенности этой среды определяют выбор способов поведения для преодоления стресса в зависимости от характера ситуации, социального и профессионального статуса человека, его демографических, национальных и других особенностей, которые могут стать как ресурсом для преодоления, так и источником стресса.

Как отмечает С.К. Нартова-Бочавер, «создание удовлетво­рительной системной классификации видов психологического преодоления — дело будущего...» [160, с. 23]. Она предлагает в качестве возможных оснований классификации следующие признаки преодоления: 1) ориентированность или локус прео-


228_


Раздел II. Преодоление психологического стрес са


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


J22


 


доления (на проблему или на себя); 2) область психического, в которой развертывается преодоление (внешняя деятельность, представления или чувства); 3) эффективность (приносит желаемый результат по разрешению затруднений или нет); 4) временная протяженность полученного эффекта (разрешается ситуация радикально или требует возврата к ней); 5) ситуации, провоцирующие поведение по преодолению (кризисные или повседневные).

Классификация видов стратегий преодоления («совла-дания») стресса, разработанная Л.И. Анцыферовой [10], по­строена на основании учета особенностей когнитивного и по­веденческого уровня регуляции этого процесса и своеобразия трудных жизненных и профессиональных ситуаций. Автор выделяет пять групп стратегий.

1. Преобразующие стратегии: а) практические действия и
вербальные формы реагирования; б) перестройка содер­
жательно-смысловой и энергетическо-динамической
сферы сознания; в) коррекция ожиданий и надежд; г)
восстановление позитивной самооценки; д) «идущее
вверх сравнение»; е) «антиципирующее совладание» и
«предвосхищающая печаль».

2. Приемы приспособления к трудным ситуациям: а) осо­
знанное изменение отношения к ситуации; б) «позитив­
ное истолкование» неприятного и морально тяжелого
переживания; в) ролевое поведение для совладания с
нежелательными чертами личности; г) идентификация
себя с более удачливыми людьми.

3. Вспомогательные приемы самосохранения: а) уход или
бегство из трудной ситуации; б) психологическая борьба
с негативными эмоциями и болезненными ощущениями,

: отрицание факта травмирующего события, «самопоражаю­щая» стратегия (наркомания, алкоголизм, суицид).

4. «Метастратегические техники» жизни, развитие способ­
ности: а) предвидеть и предотвращать трудные ситуа-

1 ции; б) своевременно распознавать неразрешимость определенных жизненных проблем.

5. Совершенствование нравственного начала личности —
чувства милосердия, сострадания, любви к человеку

"■■' И Т. Д.


Автор отмечает, что «совладание — это процесс, в котором на разных его этапах субъект использует различные стратегии, иногда даже совмещая их. При этом... не существует таких стратегий, которые были бы эффективными во всех трудных ситуациях» [10, с. 16]. Нужно и можно учить борьбе с жизнен­ными трудностями, но какими приемами следует пользоваться и следует ли ими пользоваться вообще, — это решает сама личность.

Существует мнение, что возраст человека может влиять на оценку стресса и выбор личностью стратегии его преодоления, хотя в ряде исследований утверждается, что не бывает «хоро­ших, зрелых» или «плохих, незрелых» стратегий преодоления [32, 115, 294, 378]. В исследованиях Т.Ю. Бильгильдеевой и Т.П. Крюковой [21], посвященных возрастным аспектам coping-behavior и проведенном на испытуемых 15—19 лет, установлено, во-первых, что молодыми людьми при возник­новении в их жизни напряжения и беспокойства вследствие различных неприятных событий используется большое раз­нообразие стратегий «совладания» со стрессом (свыше 400!). Предложенные версии расположились в следующем порядке: «отвлечение» (в 17% случаев), «работа, достижения» (10%), «решение проблемы» (9%), «социальная поддержка» (6%), «друзья» (5%), «активный отдых» (5%), «уход в себя» (5%), «игнорирование» (4%), а также «чудо», «разрядка», «позитив­ный фокус», «самообвинение», «профессиональная помощь» и другие, то есть в основном активные формы преодоления стресса. Во-вторых, полученные данные свидетельствуют о том, что молодые люди самостоятельно выбирают поведен­ческие стратегии (60,4% случаев), познавательные (22,8%) и эмоциональные стратегии (16,8%), что говорит, по мнению авторов, о преобладании у них рационального поведения в стрессовых ситуациях. Сопоставление полученных данных с результатами исследований на взрослых [437] позволяет считать, что тенденции coping-behavior взрослых и юношей в целом совпадают, однако, взрослые отличаются более раз­нообразным набором стратегий преодоления.

Таким образом, процесс преодоления стресса можно рас­сматривать как специфическую форму активности личности в трудных, экстремальных ситуациях, которая проявляется



Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


 


в форме когнитивного и эмоционального реагирования на эти ситуации (идентификация, сопоставление, принятие решения и др.) и целенаправленного поведения по противо­действию стрессогенным воздействиям или их последствиям. Поведение преодоления (coping behavior) рассматривается как индивидуальный способ взаимодействия с ситуацией в соот­ветствии с логикой, особенностями ее развития, значимостью для человека и его психологическими возможностями по ком­пенсации и защите от воздействия стресс-факторов. Как от­мечают И.Г. Сизова и СИ. Филиппченкова: «Психологическое предназначение поведения преодоления — как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации, позволяя ему овладеть ею, ослабить или смягчить эти требования, постарать­ся избежать или привыкнуть к ним и, таким образом, погасить стрессовое воздействие ситуации» [198, с. 184]. Отсюда главная задача поведения преодоления заключается в обеспечении физического и психического здоровья человека, его работо­способности и удовлетворенности социальными, професси­ональными, экологическими и другими условиями.

Поведение преодоления включает различные виды взаи­модействия человека с внешними и внутренними факторами и широкий спектр человеческой активности — от бессознатель­ных процессов психологической защиты до осознанного це­ленаправленного противодействия экстремальным факторам жизни и деятельности и кризисным ситуациям повседневной жизни.

Анализ данных литературы [10, 114, 116, 160, 198, 233, 378, 438 и др.], а также результаты собственных исследований [29—32] позволяют предложить классификацию (таблица 8) и определить содержание некоторых наиболее типичных стра­тегий преодоления стресса.

Предложенная классификация стратегий преодоления стресса основана на их систематизации по признакам: а) пре­вентивной (профилактической), оперативной (коррекционной), комплексной (двухсторонней) направленности воздействий; б) ориентированности приемов регуляции поведения по преодо­лению на личность, то есть на собственные эмоциональные переживания, реакции и установки в отношении стрессогенных ситуаций, на решение проблемы, то есть на оценку или вмеша-


■"""■ * Таблицав

Классификация стратегий поведения по преодолению стресса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип стратегий Превентивное направление Оперативное направление
1. Преобразую­щие 1)практические действия и вербальные формы реагирова­ния
2) «антиципирующие»  
3)перестройка когнитивной структуры  
4) коррекция своих ожиданий и надежд  
5) «идущее вниз сравнение»  
6) «идущее вверх сравнение»  
  7) решение проблемы
  8)«рационализация»
  9)«компенсация»
II. Приспособле­ние к трудным ситуациям 10) изменение своего отношения к ситуации
11)изменение личностных свойств
12) снижение психической напряженности
13) установление социальных взаимосвязей
14) идентификация личности с более удачливыми людьми  
  15)«проекция»
  16)«оппозиция»
  17) «замещение»
III. Контроль за стрессом 18)поиск необходимой информации
19) знание ощущений при стрессе
IV. «Самораскры­тие» и «катарсис» 20) знание: на чем фокусировать контроль
21)«самораскрытие»
  22)«катарсис»
23) стимуляция за достойное поведение в стрессовых условиях
V. Избегание трудных ситуаций 24) «фокусирование на эмоциях»
  25)«конструктивное отвлечение внимания»
  26)«подавление» и «отрицание» 27)«интеллектуализация» 28)«пассивный протест»
VI. «Самопоража­ющие» стратегии 29) курение, прием наркотиков и алкоголя, самолечение


Раздел II. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_2!2


 


тельство в ситуацию, или на поведение по избеганию трудных ситуаций; в) активности или пассивности форм преодоления; г) характера мобилизованных на преодоление личных ресурсов (психологических, физиологических, профессиональных, со­циальных). Некоторые стратегии достаточно четко дифферен­цируются по перечисленным признакам, другие же отражают полиморфизм признаков и обладают многофункциональными свойствами.

Преобразующие стратегии преодоления стресса предполагают возможность использования для этих целей как практических действий, так и вербальных форм реагирования, воздействуя, например, силой убеждения, разъяснения на субъектный ис­точник конфликтной ситуации. Человек может также пытать­ся сформировать и использовать новую систему психической саморегуляции. Если преобразование стратегии не приводит к позитивному результату, а неудача заставляет пересматривать свои жизненные ценности и установки, снижать самооценку, то возможно использовать стратегию сравнению себя с людь­ми, находящимися в еще более незавидном положении или же вспомнить о своих успехах в других областях и ситуаци­ях, — эти приемы обесценивают личную неудачу, не требуют негативной перестройки отношения к себе. Однако не всякую ситуацию человек может преодолеть.

Велико адаптивное значение специфической стратегии «антиципирующего совладания» и «предвосхищающей печали», если иметь в виду, что факт неожиданности трудной ситуации усиливает ее негативную значимость для человека и порождает массу дополнительных отрицательных эмоций, препятствую­щих поиску успешных путей совладания со стрессом [10]. Эти стратегии позволяют психологически подготовиться к воз­можным нелегким испытаниям и заранее наметить способы предотвращения несчастных поворотов судьбы.

Стратегия перестройки когнитивной структуры путем из­менения значений события или восприятия личной адекват­ности ему направлена на управление ситуацией. Преодоление стресса часто является упреждающим процессом, который


начинается еще до встречи со стрессором, до развития угрозы его воздействия (например, хирургическое вмешательство). Когнитивные усилия в этом случае заключаются в попытке переключить свое внимание и мысли на приятные события, найти примеры положительных исходов, осуществить со­знательный контроль эмоций, поиск внешней поддержки, использование техники снижения напряженности.

Теория S. Taylor [480] о когнитивной адаптации объе­диняет многие важные компоненты преодоления стресса, связанного с тревожными событиями. Автор утверждает, что приспособление к угрозе включает решение трех вопросов. Во-первых, мы ищем смысл в событии, в опыте столкновения с ему подобными обстоятельствами. Мы можем даже изменить значение события после его анализа или получения дополни­тельной информации о нем от компетентных достоверных ис­точников. Во-вторых, угроза часто заставляет нас чувствовать неуверенность при осуществлении контроля за событием или оценки эффективности его преодоления, что повышает вни­мание к нему, усиливает чувство ответственности за решение проблемы, собственное господство над ситуацией. В-третьих, поскольку угроза часто поражает чувство самоуважения, то его укрепление возможно путем положительной самооценки.

Для изменения когнитивной структуры в клинике часто используют рационально-эмоциональную терапию и «при­вивку» стресса. Средством перестройки структуры восприятия стрессорных событий может быть также проявление юмора. Еще в 1937 году D. Allport отметил роль юмора в качестве значимой способности понимания сущности явления. Благодаря юмору люди могут по-другому, порой очень неожиданно, не тривиаль­но формулировать и воспринимать обычные жизненные пробле­мы и неприятности. Они приобретают новую систему отсчета, новый ракурс рассмотрения и оценки этой проблемы. R. Martin и Y. Lefcourt [387] обнаружили, что юмор смягчает взаимосвязь между отрицательными событиями жизни и нарушениями на­строения. Следует только помнить, что существуют индивиду­альные, национальные и другие различия в восприятии юмора и в его типе, форме, используемой для преодоления стресса.

В тех случаях, когда неоднократные и неудачные по­пытки преобразовать травмирующую ситуацию приводят


234.


Раздел И. Преодоление психологического стресса


Глава 9. Стратегии и стили преодоления стресса


_235


 


к истощению ресурсов человека и происходит оскудение ценностного содержания сознания, снижение самооценки и отказ от доминирующих ценностных ориентации, некоторые индивиды прибегают к стратегии коррекции своих ожиданий и надежд. Они отказываются временно от поставленной цели и снижают планку своих намерений, ставят перед собой более простые задачи, прилагая усилия для их достижения. Но эта стратегия обедняет будущее личности и снижает уровень са­моуважения.

Для восстановления чувства личного благополучия, по­зитивного отношения к себе в случаях травмирующих неудач, попадания в безвыходное положение используется стратегия «идущее вниз сравнение». Человек сравнивает себя с людьми, находящимися в еще более незавидном положении или бес­помощными при решении аналогичных или даже более легких проблем. Он также может прибегнуть к стратегии «идущему вверх сравнению» — вспоминать о своих успехах в других об­ластях и ситуациях, о том хорошем, что он имеет в жизни, о своих достижениях, которыми может гордиться.

Все эти приемы обесценивают неудачу, не требуют негатив­ной перестройки отношения к себе и вписываются в личную историю как незначительный биографический эпизод [10].

Многие события являются стрессовыми потому, что они включают элементы, справиться с которыми мы недостаточно подготовлены. A. Bandura [248] высказал соображение, что люди, которые уверены в своей способности решить ту или иную проблему, проявляют большую эффективность в твор­ческом анализе трудных ситуаций. В этом случае успех реше­ния проблемы может по механизму обратной связи повысить самоэффективность, то есть уверенность в своей способности преодолеть стресс.

Решение проблемы может рассматриваться и как общая стратегия преодоления стресса, и как частная стратегия для определенных ситуаций. Общая модель стратегии предусма­тривает поэтапное решение проблемы: определение сути про­блемы, выдвижение вариантов решения, оценка вариантов и выбор наилучшего, составление поэтапного плана реализации решения, реализация плана — действие, подкрепление своего решения проблемы самоодобрением. Наиболее часто решения


проблемы связаны с определенными вопросами, такими как способности обучения, разрешение межличностных кон­фликтов, выбор тактики лечения, проблемы с лишним весом, решение экономических задач и т. д.

Решение социальных проблем является одной из раз­новидностей стратегии преодоления, сфокусированной на проблему, связанную с воздействием межличностных или социальных стрессоров. Эта стратегия относится к когни­тивно-поведенческому процессу определения и обеспечения адаптивных средств реакции на проблемы, встречаемые в межличностных трудных (конфликтных) ситуациях. Реше­ние этих проблем обусловливается наличием следующих способностей: 1) осознать, понять содержание проблемы; 2) создать альтернативные ситуации; 3) концептуализиро­вать релевантные средства достижения цели; 4) предвидеть последствия принятия решения; 5) предвидеть последствия межличностных отношений; 6) понимать чувства и мысли членов группы; 7) реализовать принятое решение о характере поведения; 8) самостоятельно контролировать поведение и изменять (при необходимости) решение и цели. Успешность реализации перечисленных этапов решения проблемы явля­ется основой проявления «самоэффективности».

Стратегия «рационализация» — это преобразование ин­формации, связанное с осознанием и использованием только той воспринимаемой части, благодаря которой собственное поведение представляется как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам, — преобразу­ется знание о той части реальности, которая сделала бы жизнь слишком трудной и травмирующей [66]. Психологическая защита от воздействия травмирующих факторов осуществля­ется с помощью убедительных доводов, для оправдания своих личностно и социально неприемлемых качеств, желаний и действий.

Как отмечает P.M. Грановская, «главная особенность рационализации состоит в попытке постфактум создать гар­монию между желаемым и реальным положением и тем самым предотвратить потерю самоуважения. Это попытка объяснить свое поведение, не подтверждаемое объективным анализом ситуации, или попытка оправдать неудачу и недостижение це-





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 1108; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.