Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Соотношение понятий нравственное воспитание и социальное развитие




Формирование нравственных качеств личности, отражающих потребности общества.

Особенности механизма нравственного воспитания.

1) Механизм имеет объективный характер, то есть проявляется всегда, при формировании любого нравственного (или безнравственного) качества личности.

2) Отсутствие принципа взаимозаменяемости, то есть каждый компонент не может быть ни исключен, ни заменен другим.

Например, если формировать доброту, лишь давая представление о том, что это (не вызовем положительного отношения, желания овладеть им, не создадим условия для практического проявления).

3) Действие механизма носит гибкий характер, то есть последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества и от возраста ребенка.

Например, ребенок младшего дошкольного возраста. Нельзя опираться на осознание какого-то нравственного качества (не поймет), но можно сначала сформировать эмоциональную базу, практику поведения, это послужит хорошей основой для усвоения знаний.

 

Эта группа задач подвижна. Не ее содержание оказывает влияние и исторический этап, и особенности возраста ребенка и конкретные условия жизни. В советский период выделяли 4 смысловых блока задач. Воспитание гуманных чувств и отношений, начало патриотизма и интернационализма, трудолюбие, коллективизм.

На современном этапе существенных преобразований в формулировке смысловых блоков не произошло (они вбирают в себя все аспекты нравственности). Но конкретное наполнение каждого блока уточняется.

Сегодня ставится под сомнение необходимость воспитания коллективизма как нравственного качества, не решается практически задача трудового воспитания, изменился взгляд на патриотическое и интернациональное воспитание.

Однако, все эти стороны имеют место в нравственной структуре личности, поэтому исключить их нельзя.

 

Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Воспитание подчинено социальным целям. Оно предполагает сделать «человека человеком», который не может существовать вне общества, вне коллектива, вне группы ему подобных людей.

С течением времени ребенок постоянно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, делает своими способы и формы взаимодействия, выражение отношения к людям, природе, к себе. То есть воспитание способствует социализации ребенка в реальном мире и представляет собой один из путей ее осуществления.

Социализация (социальное развитие) – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром (А.В.Мудрик).

Социализация осуществляется в результате взаимодействия множества обстоятельств.

Обстоятельства и условия, побуждающие человека к активности, действию называют факторами социализации.

Мудрик А.В. выделяет три группы факторов социализации:

1) Макрофакторы, влияющие на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах (космос, планета, мир, страна, общество, государство, регионы, например, Урал).

2) Мезофакторы – условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальным признакам (этнос), по месту и типу поселения (регион, город, село, поселок) по принадлежности к аудитории тех или иных средств массовой коммуникации (радио, телевидение, кино и др).

3) Микрофакторы – социальные группы, оказывающие непосредственное влияние на конкретных людей (семья, общество сверстников, организации, в которых осуществляется социальное воспитание – учебная, профессиональная, общественная и др.

Базовым фактором социализации является семья.

Семья – это общность, основанная на общественной деятельности, связанная узами супружества – родительства – родства, осуществляющая воспроизводство населения и преемственность поколений, социализацию детей и поддержку существования членов семьи.

Причины отнесения семьи к базовому фактору. Специфические функции семьи:

1) Семья является основной формой организации воспроизводства общества (населения) – репродуктивная функция.

2) Семья обеспечивает воспитание детей (социализирующая функция);

3) Семья несет ответственность за защиту членов семьи (охранительная функция); кроме того социализация выполняет ряд неспецифических функций социализации, также обеспечивающих адаптацию ребенка к человеческому миру.

4) Экономическая функция (организация производства и потребления);

5) Психологическая функция (связана с заботой о здоровье и благополучии членов семьи, положительном микроклимате, развитии каждого члена семьи);

6) Коммуникативная функция (общение внутри и внесемейное – со средствами МИ, искусством…)

Таким образом, на современном этапе соц. заказ общества предполагает развитие личности ребенка как субъекта – воспитательное воздействие показывает приоритет человека как основной ценности жизни, следовательно, меняется лишь содержание и задачи нравственного воспитания личности, но все традиционные стороны воспитания имеют место в нравственной структуре личности, поэтому исключить их нельзя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.