Тема 13: Философско-антропологическая мысль в западной традиции.
1. Актуальность темы.
Философская антропология – это философская дисциплина о сущностной специфике человека.
2. Цель обучения.
2.1Учебно-целевые задачи:
Рассмотреть человека как проблему античной философии и средневековья.
Проблема человека в философии Возрождения и Нового времени.
Антропологическая тема в немецкой классической философии и марксизме.
Современная Западная философия о человеке
3. Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Человек как проблема античной философии и этики
1. Э. Кассирер об основных исторических периодах изучения человека. Взгляды Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля на человека.
Средневековая философия о человеке.
2. Аврелий Августин о «бездомности» и одиночества человека. Антропологические взгляды Ф. Аквинского.
Проблемы человека в философии эпохи Возрождения и Нового времени.
3. Радикальное изменение отношения человека к самому себе в эпоху Возрождения и Нового Времени.
Антропологическая тема в немецкой классической философии. Марксистская трактовка человека.
4. Понимание человека в немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах). Роль труда в понимании человека в марксизме.
Современная Западная философия о человеке
5. Философы философии жизни, феноменологии, экзистенциализма и прагматизма о человеке.
4. Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Ознакомить студентов с историко-философским взглядом на проблему человека.
Второй этап
Рассмотреть фундаментальные антропологические константы в историко-философской ретроспективе.
Третий этап
Указать на достоинства и недостатки научной и теологической трактовок происхождения человека.
5. Источники информации.
5.1 Основная литература
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес:
http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.1.
М. Политиздат.
219-268
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
5.2 Дополнительная литература:
Григорьян Б.Т.
Философская антропология. Опыт систематики. // Вопросы философии.
М.
1995, №2
Какабадзе З.М.
Природа человеческого бытия.
Тбилиси
1. Актуальность темы.
Философская антропология – это философская дисциплина о сущностной специфике человека.
2. Цель обучения. 2.1Учебно-целевые задачи:
1. Сформулировать проблему о том, укоренен ли человек в мире или это особая реальность, противостоящая миру? Является ли человек функцией Бога, общества, природы или он - особая субстанция?
2. Рассмотреть человека как антропологическую целостность в единстве природного, культурно-исторического и космического.
3. Ознакомить студентов с научной и теологической трактовками происхождения человека.
3. Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Широкий и узкий смысл понятия «философская антропология».
Этимология слова «антропология». Аристотель, М. Хунд, Касман, французские энциклопедисты, Кант о содержании антропологии. Виды антропологии. Философская антропология как вид философской рефлексии - самосознание культуры: два подхода в философской антропологии (атрибутивный, экзистенциалистский). Философская антропология как мировоззрение: космоцентризм, натурализм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Философская антропология как методология – антропологизм («Я и Другой», «Инаковость».) Многомерность как основополагающий принцип в изучение человека («димензиональная онтология» В. Франкла. и интервальная антропология Ф.В. Лазарева и Б. Литтла).
Антропологическая целостность: человек как единство природного, культурно-исторического и космического.
Целостность и открытость миру как фундаментальные антропологические константы. Понятие тела и дома. Природное, культурно-историческое и космическое измерения человека. Пять идей человека в истории философии. Человек как особый род сущего - непредикативная субстанция (несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость).
Происхождение человека.
Научная и теологическая трактовки происхождения человека: их достоинства и недостатки.
Антропологический кризис: катастрофа или переход?
Антропологический кризис как один из составляющих кризисов культуры: кризис принципов и отсутствия идей человека, утрата человеком индивидуальной автономии и стандартизация форм жизни, разрыв между сферой культуры и сферой экономики. Антропологическая перспектива. Реалистический учет и раскрытие возможностей человека в новом типе культурного творчества. Становление постантропологической парадигмы.
4. Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Ознакомить студентов с широким и узким смыслом понятия «философская антропология».
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление