Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 14: Философская антропология: предметное определение и статус




Тема 13: Философско-антропологическая мысль в западной традиции.

1. Актуальность темы.

Философская антропология – это философская дисциплина о сущностной специфике человека.

2. Цель обучения.

2.1Учебно-целевые задачи:

Рассмотреть человека как проблему античной философии и средневековья.
Проблема человека в философии Возрождения и Нового времени.
Антропологическая тема в немецкой классической философии и марксизме.
Современная Западная философия о человеке

3. Программа самостоятельной подготовки.

Учебные задания Конкретизация заданий
  Человек как проблема античной философии и этики 1. Э. Кассирер об основных исторических периодах изучения человека. Взгляды Протагора, Сократа, Платона и Аристотеля на человека.
  Средневековая философия о человеке. 2. Аврелий Августин о «бездомности» и одиночества человека. Антропологические взгляды Ф. Аквинского.
  Проблемы человека в философии эпохи Возрождения и Нового времени. 3. Радикальное изменение отношения человека к самому себе в эпоху Возрождения и Нового Времени.
  Антропологическая тема в немецкой классической философии. Марксистская трактовка человека. 4. Понимание человека в немецкой классической философии (И.Кант, Гегель, Л.Фейербах). Роль труда в понимании человека в марксизме.
  Современная Западная философия о человеке 5. Философы философии жизни, феноменологии, экзистенциализма и прагматизма о человеке.

4. Алгоритм практической работы студентов.

Первый этап Ознакомить студентов с историко-философским взглядом на проблему человека.
Второй этап Рассмотреть фундаментальные антропологические константы в историко-философской ретроспективе.
Третий этап Указать на достоинства и недостатки научной и теологической трактовок происхождения человека.

5. Источники информации.

5.1 Основная литература

№ п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии и т.п.) Город, изд-во Год изд-ва Кол-во стр.
  Под общ. ред. В. В. Миронова     Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www. e-reading.me/book.php?book=39113      
  Спиркин А.Г. Философия М.    
  Фролов И.Т. Введение в философию, в 2-х тт. Т.1. М. Политиздат.   219-268
  Лавриненко В.Н. Ратников В.П. Философия М. «Культура и спорт»    
  Лазарев Ф.В., Трифонова М.И. Философия Симферополь    

 

5.2 Дополнительная литература:

  Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематики. // Вопросы философии. М. 1995, №2  
  Какабадзе З.М. Природа человеческого бытия. Тбилиси    

1. Актуальность темы.

Философская антропология – это философская дисциплина о сущностной специфике человека.

2. Цель обучения. 2.1Учебно-целевые задачи:

1. Сформулировать проблему о том, укоренен ли человек в мире или это особая реальность, противостоящая миру? Является ли человек функцией Бога, общества, природы или он - особая субстанция?
2. Рассмотреть человека как антропологическую целостность в единстве природного, культурно-исторического и космического.
3. Ознакомить студентов с научной и теологической трактовками происхождения человека.

3. Программа самостоятельной подготовки.

Учебные задания Конкретизация заданий
  Широкий и узкий смысл понятия «философская антропология». Этимология слова «антропология». Аристотель, М. Хунд, Касман, французские энциклопедисты, Кант о содержании антропологии. Виды антропологии. Философская антропология как вид философской рефлексии - самосознание культуры: два подхода в философской антропологии (атрибутивный, экзистенциалистский). Философская антропология как мировоззрение: космоцентризм, натурализм, теоцентризм, логоцентризм, социоцентризм, антропоцентризм. Философская антропология как методология – антропологизм («Я и Другой», «Инаковость».) Многомерность как основополагающий принцип в изучение человека («димензиональная онтология» В. Франкла. и интервальная антропология Ф.В. Лазарева и Б. Литтла).
  Антропологическая целостность: человек как единство природного, культурно-исторического и космического. Целостность и открытость миру как фундаментальные антропологические константы. Понятие тела и дома. Природное, культурно-историческое и космическое измерения человека. Пять идей человека в истории философии. Человек как особый род сущего - непредикативная субстанция (несводимость, непредопределенность, незаменимость, неповторимость, невыразимость).
  Происхождение человека. Научная и теологическая трактовки происхождения человека: их достоинства и недостатки.
  Антропологический кризис: катастрофа или переход? Антропологический кризис как один из составляющих кризисов культуры: кризис принципов и отсутствия идей человека, утрата человеком индивидуальной автономии и стандартизация форм жизни, разрыв между сферой культуры и сферой экономики. Антропологическая перспектива. Реалистический учет и раскрытие возможностей человека в новом типе культурного творчества. Становление постантропологической парадигмы.

4. Алгоритм практической работы студентов.

Первый этап Ознакомить студентов с широким и узким смыслом понятия «философская антропология».
Второй этап Рассмотреть фундаментальные антропологические константы.
Третий этап Указать на достоинства и недостатки научной и теологической трактовок происхождения человека.

5. Источники информации: 5.1 Основная литература

№ п/п Автор(ы) Название источника (учебника, учебного пособия, монографии и т.п.) Город, изд-во Год изд-ва Кол-во стр.
  Под общ. ред. В. В. Миронова   Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www. e-reading.me/book.php?book=39113      
  Спиркин А.Г. Философия М.    
  Фролов И.Т. Введение в философию, в 2-х тт. Т.1. М. Политиздат.   219-268
  Лавриненко В.Н. Ратников В.П. Философия М. «Культура и спорт»    
  Лазарев Ф.В., Трифонова М.И. Философия Симферополь    

5.3 Дополнительная литература:

  Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.    
  Гайденко П.П. Парадоксы свободы в учении Фихте. М.    
  Фромм Э. Бегство от свободы. М.    
  Бережной Н.М. К проблеме комплексного изучения человека. // Философские науки. М. 1991, №1  
  Григорьян Б.Т. Философская антропология. Опыт систематики. // Вопросы философии. М. 1995, №2  
  Какабадзе З.М. Природа человеческого бытия. Тбилиси    




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.