Тема 11: Метафизическая и диалектическая концепция движения.
1. Актуальность темы.
Взгляд на мир как на покоящейся или как процесс является одним из важнейших аспектов проблематики бытия. С движением тесно связан вопрос о многообразии мира.
2. Цель обучения.
2.1 Учебно-целевые задачи:
Рассмотреть отношения элеатов к проблеме движения. Апории Зенона.
Гераклит и Аристотель о концепциях движения.
Использование приобретенных знаний при анализе физической, биологической, социальной формы движения материи.
3. Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Физика
Механическую форму движения.
Применять эти знания при объяснении концепций движения.
4. Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Понимание движения в физике и философии.
Раскрыть аспекты проблемы движения в философии.
Трактовка движения у элеатов.
Парменид о движении и покое. Апории Зенона: «дихотомия», «Ахиллес и черепаха», «летящая стрела».
Метафизическая и диалектическая концепция движения.
Понимание Гераклитом и Аристотелем движения. Соотношение движения и покоя.
Ф.Энгельс о формах движения.
Раскрыть пять форм движения. Субстанциональный, генетический и антиредукционный подходы к движению.
5. Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Сравнить понимание движения в физике и философии.
Второй этап
Указать на различия между метафизической и диалектической концепциями движения.
Третий этап
Раскрыть подходы Ф. Энгельса к движению.
6. Источники информации.
6.1 Основная литература
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес:
http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.2.
М. Политиздат.
66-76
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
6.2Дополнительная литература:
Хайдеггер М.
Время и бытие.
М.
1. Актуальность темы.
Включение человека в универсум, практическое отношение к миру требует от него освоения окружающего мира через пространство и время.
2. Цель обучения.
2.1 Учебно-целевые задачи:
Ознакомить студентов с основными проблемами пространства и времени.
Пространство и время как формы статического и динамического многообразия материи.
Концепции пространства и время.
Философская методология познания пространства и времени.
3. Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Физика
Специальную и общую теории относительности А.Энштейна.
Применять эти теории при анализе реляционных концепций пространства и времени.
4. Программа самостоятельной подготовки.
№
Учебные задания
Конкретизация заданий
Перцептуальное пространство и время
Формирование пространства и времени в онтогенезе и филогенезе.
Мифологическое пространство и время.
Особенности мифологического пространства и времени.
Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени.
Причины появления конкурирующих субстанциональной и реляционной концепции пространства и времени. Свойства физического пространства и времени.
Динамическая и статическая концепция времени
Проблема реальности течения времени.
Время и вечность
Платон, Плотин, восточная философия о соотношении времени и вечности.
Время естественно-научного описания и время человеческого бытия.
Основания и смысл разграничения времени естественно-научного описания и времени человеческого бытия.
5. Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Сравнить обыденное понимание пространства и времени с научным и философским.
Второй этап
Указать на различия между временем естественно-научного описания и временем человеческого бытия.
6. Источники информации.
6.1 Основная литература
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес:
http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.2.
М. Политиздат.
77-94
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
6.2Дополнительная литература:
Ахундов М.Д.
Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление