Средневековая философия – это период в истории европейской философии, которая непосредственно связана с христианской религией. Понимание социальных и религиозных основ средневековой философии послужит основой понимания религиозных философских течений современности.
Тема 5: Философия Средневековья.
1.Актуальность темы.
2.Цель обучения.
2.1Учебно-целевые задачи:
Показать основные черты средневековой философии.
Спор номиналистов и реалистов о природе универсалий.
Развитие философских идей в культуре Киевской Руси.
3.Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Культурология
Развитие искусства эпохи Средневековья
Выделить основные этапы.
4.Программа самостоятельной подготовки.
Учебные задания
Конкретизация заданий
1) Христианская апологетика: идейные истоки и основная проблематика. Августин Аврелий и апогей патристики.
Показать как развивалась философия поздней античности. Осмысление догмата Троицы философами к середине 2 века. Соотношение веры и разума в философии Августина Аврелия.
2) Схоластическая философия в Западной Европе. Проблема универсалий. Спор номинализма и реализма.
Объяснить, почему общие понятия (универсалий) являются предметом спора философов.
3) Фома Аквинский о соотношении науки и религии, философии и теологии.
Проблема сущности и существования в философии
Ф. Аквинского. Аквинат о трояком существовании универсалий.
4) Философские идеи в культуре Киевской Руси.
Смена мировоззрения с языческого на христианского. Особенности формирования фигуры философа Киевской Руси.
5) Идеи и тенденции гуманистической возрожденческой мысли. Философские и космологические учения Николая Кузанского и Джордано Бруно.
Показать как меняется картина мира. Учение о противоположностях Н.Кузанского. Пантеизм Дж.Бруно.
5.Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Показать особенность раннесредневековой философии
Второй этап
Спор о природе универсалий. Ф. Аквинский.
Третий этап
Философские идеи в Киевской Руси.
6.Источники информации.
6.1 Основная литература:
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес:
http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Спиркин А.Г.
Философия
М.
Фролов И.Т.
Введение в философию, в 2-х тт. Т.1.
М. Политиздат.
115-145
Лавриненко В.Н.
Ратников В.П.
Философия
М. «Культура и спорт»
Лазарев Ф.В., Трифонова М.И.
Философия
Симферополь
1.Актуальность темы.
Изучение философии Нового времени предусматривает осмысление методологических парадигмальных основ формирования эмпиризма и рационализма, которая приобретают новую сущность в сравнении с предшествующими периодами.
2.Цель обучения.
2.1Учебно-целевые задачи:
Рассмотреть проблему метода познания и субстанции в философии Нового времени.
Проанализировать учения Р.Декарта, Б.Спинозы, Ф.Бэкона, Т.Гоббса, Дж.Локка, Дж. Беркли.
Изучить философские взгляды М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева.
3.Восстановление базисных знаний по ранее изученным темам и дисциплинам.
Дисциплина
Студент должен знать
Студент должен уметь
Культурология
Развитие искусства эпохи Средневековья
Выделить основные этапы.
4.Программа самостоятельной подготовки.
Учебные задания
Конкретизация заданий
1) Философия Нового времени. Проблема метода познания в философии Ф.Бэкона и Р. Декарта. “Идолы” познания Ф. Бэкона и “ cogito ergo sum“ Р.Декарта.
Объяснить, почему проблема метода познания является философской проблемой? Показать различие сенсуализма и рационализма.
2) Познавательный процесс и учение о субстанции в системе Спинозы.
Сравнить учение о субстанции Р.Декарта и Б.Спинозы.
3) Эволюция британского эмпиризма конца 17 - сер. 18 веков. (Т.Гоббс, проблема “первичных” и “вторичных” качеств Дж.Локка, Дж. Беркли, агностицизм Д.Юма).
Учение о теле и его акциденциях в философии Т. Гоббса, “первичных” и “вторичных” качеств Дж.Локка. Дж. Беркли об относительности наших восприятий, агностицизм Д.Юма.
4) Киево-Могилянская Академия. Философия Г.С.Сковороды.
Раскрыть суть философской системы Г.С. Сковороды. Учение о трех мирах.
5) Отечественная философия 18 века.
Изучить философские взгляды М.В.Ломоносова и А.Н.Радищева.
5.Алгоритм практической работы студентов.
Первый этап
Проблемы метода и субстанции в философии Нового времени.
Второй этап
Суть спора рационалистов и эмпириков в Новое время.
Третий этап
Развитие отечественной философии Нового времени.
6.Источники информации.
6.1 Основная литература:
№
п/п
Автор(ы)
Название источника
(учебника, учебного пособия, монографии и т.п.)
Город,
изд-во
Год изд-ва
Кол-во стр.
Под общ. ред. В. В. Миронова
Философия: Учебник для вузов Электронный адрес: http://www.
e-reading.me/book.php?book=39113
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление