Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок выполнения лабораторной работы. В ходе выполнения лабораторной работы необходимо осуществить программную реализацию конкретной схемы персептрона с заданным алгоритмом обучения




В ходе выполнения лабораторной работы необходимо осуществить программную реализацию конкретной схемы персептрона с заданным алгоритмом обучения. Порядок реализации рассмотрим на примере персептрона, осуществляющего распознавание объектов трех классов благодаря наличию трех сумматоров и сравнению их выходного сигнала. При обучении персептрона использовался алгоритм обучения с учетом правильности ответов.

Этап 1 - Подготовка персептрона к работе

1. Для визуализации подключения рецепторов хi к А-элементам необходимо сформировать и отобразить таблицу их взаимосвязи (рис. 5).

Заполнение таблицы осуществляется согласно следующим правилам:

· каждый рецептор может быть подключен только к одному А-элементу, подключение может быть со знаком плюс или со знаком минус;

· выбор рецепторов, подключаемых к данному А-элементу, и выбор знака подключения производится случайно;

· количество х – не менее 225, количество А-элементов – не менее 100.

 

2. Для каждого из распознаваемых классов необходимо создать и отобразить таблицы λ. На рис. 6, 7 и 8 приведены примеры таблиц для трех классов А, В и С соответственно.а образа Аповысить правильность ответов персептрона.

 

Рис.5. Таблица подключения рецепторов к А-элементам

Рис.6. Таблица λ для класса А

Рис.7. Таблица λ для класса В

 

Рис.8. Таблица λ для класса С

 

Этап 2 - Обучение персептрона

Для обучения персептрону последовательно предъявляются объекты всех трех классов с указанием их принадлежности. Количество объектов каждого класса, как правило, одинаково и должно быть не менее 10.

На рис.9 приведен пример обучения класса А.

 

Рис.9. Обучение персептрона

Объект класса А, на котором проводилось обучение, - утоньшенное бинарное изображение. Однако, как показали исследования, для повышения качества распознавания для обучения и распознавания целесообразно использовать неутоньшенные изображения.

В процессе обучения происходит настройка коэффициентов λj персептрона. Согласно заданию для обучения необходимо использовать алгоритм обучения, учитывающий правильность ответов персептрона в ходе обучения.

На рис.10 показано, как изменялись значения λj для А класса в процессе предъявления первых 10 объектов.

 

Рис.10. Значения коэффициентов λj для А класса после обучения на 10 объектах

 

Как видно из рис.10, классу А соответствуют λ коэффициенты с номерами 2, 8, 9 и 15. Их значения изменялись в ходе обучения.

На рис.11 показано, как изменялись значения λj для В класса в процессе предъявления первых 20 объектов.

 

Рис.11. Значения коэффициентов λj для В класса после обучения на 20 объектах

 

На рис.12 показано, как изменялись значения λj для С класса в процессе предъявления всех 30 объектов.

 

Рис.12. Значения коэффициентов λj для С класса после обучения на 30 объектах

 

Этап 3 - Распознавание

Согласно заданной схеме персептрона распознавание, т.е. отнесение неизвестного объекта к одному из трех классов, выполняется в результате сравнения сигналов, поступивших из соответствующих сумматоров. Например, как показано на рис.13, в ходе эксперимента необходимо было распознать букву . Бинарное изображение этой буквы загружается на поле рецепторов персептрона и в результате умножения подобранных на предыдущих этапах для каждого класса коэффициентов λj определяются выходные значения трех сумматоров (рис.14).

 

Рис.13. Загрузка изображения для распознавания

 

Рис.14. Результат работы сумматоров

 

Значение сумматора класса В (sumB) имеет наибольшее значение, а значит персептрон правильно распознал предложенное изображение. Результат работы программы приведен на рис.15.

При создании изображений для распознавания и обучения необходимо учитывать тот факт, что для повышения качества распознавания необходимо использовать изображения приблизительного одного размера, расположенные подобным образом.

 

Рис.15 Результат распознавания

 

 

Варианты

 

N варианта Кол-во классов Схема персептрона Алгоритм обучения
      Сравнение значений сумматоров  
   
  Несколько R-элементов  
   
    Сравнение значений сумматоров  
   
  Несколько R-элементов  
   

 

 

Литература

 

1. Амосова Н.М. Нейрокомпьютеры и интеллектуальные роботы. Киев, 1991- 202 с.:

2. Аркадьев А. Г., Браверманн Э. М. Обучение машины классификации объектов, Москва,“Наука”, 1971 – 192 с.:

3. Дуда Р., Харт П. Распознавание образов и анализ сцен, Москва, «Мир», 1976 – 213 с.:

4. Нейронные сети, генетические алгоритмы и нечеткие системы: Пер. с польск. И.Д.Рудинского. – М.: Горячая линия – Телеком, 2004 – 452 с.:

5. Соколов Е.Н., Вайткявичус Г.Г. Нейроинтеллект от нейрона к нейрокомпьютеру. Москва,Наука, 1989 – 175 с.:

6. Цыганков В.Д. Нейрокомпьютер и его применение. Москва, СолСистем, 1993 – 276 с.:

 

Методические указания к лабораторным работам

«ПЕРСЕПТРОННЫЕ НЕЙРОСЕТИ»

для студентов специальности 1 40 01 02 –

«Информационные системы и технологии (по направлениям)»

Составитель КОВАЛЕВА Ирина Львовна




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 161; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.