Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальное поведение и трудовая деятельность




СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Труд — фундаментальный вид деятельности человека, направленной на видоизменение и приспособление предметов природы для удовлетворения своих потребностей. Отличительной характеристикой данного вида дея­тельности является утилитарность ее целей.

Свободная деятельность — здесь: альтернативная труду деятельность человека, направленная на достижение внутренних творческих целей, дос­тижение которых способствует удовлетворению его социальных и духовных потребностей. Она имеет культурный, свободный и творческий характер.

Игра — это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрос­лых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения.

В среднем возрасте ведущей деятельностью человека по-прежнему оста­ется труд. Труд — это вид деятельности, однако не всякая деятельность, связанная с созданием материальных и духовных благ, является трудом. Понятие «труд» больше связывается с утилитарными, внешними для чело­века целями. В отличие от труда, в так называемой свободной деятельнос­ти преобладают внутренние социотворческие цели.

«Там, где доминируют внешние утилитарные цели, подчиняющие логи­ке своего развития цели внутренние,— там реализуется труд. Там же, где главными являются внутренние цели, которые реализуются посредством следующих функций: удовлетворение социальных и духовных потребнос­тей, культурная, человекотворческая, свободотворческая,— в данном слу­чае мы имеем дело со свободной деятельностью» (Яшин Г. А., 1996, с. 7).


534 ■ Часть VII. Средняя взрослость (от 40 до 60 лет) ШШШШШШШШШШШШШШШШШШШШ

Профессионал — человек, который ус­пешно адаптировался к профессии и овла­дел психологическими средствами труда. Профессиональная адаптация — при­способление новых работников к условиям профессиональной деятельности: физи­ческим (физическому окружению и орудиям труда), собственно профессиональным (со­держанию труда, организации производ­ства, системе оплаты, распорядку и инст­рукциям) и социальным (групповым цен­ностям и нормам, стилю руководства и межличностным отношениям).

Таким образом, труд — это в боль­шей мере преодоление себя, подчи­нение внешним целям, в то время как свободйая деятельность — это самореализация, самоактуализация. С этим теоретическим положением вполне согласуются данные соци­ологического исследования (1996): 49% опрошенных относятся к труду как к печальной необходимости (Ка-ариайнен К., Фурман Д. Е.), и не ис­ключено, что те, кто не представля­ет себе жизни без труда (27%), реализуют в нем свои внутренние цели.

Свобода и несвобода в профессиональной деятельности делает соотноси­мыми понятия «труд» и «игра».

Как в труде есть доля игры, так и в игре есть доля труда. Все дело — в мере сопротивления объекта труда человеку: чем оно жестче, тем данный вид трудовой деятельности тяжелее и напряженнее; чем более «проницаем» объект труда для субъекта, тем больше игрового момента содержит в себе данная трудовая деятельность (Яшин Г. А., 1996).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2017-01-14; Просмотров: 169; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.